Практические работы по химии с правилами по ТБ 8 класс
опыты и эксперименты по химии (8 класс)

Моисеенко Анна львовна
 
Практические работы курс 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАФИК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ТЕМА

ДАТА

1

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2

Разделение смесей.

3

Рассмотрение коллекций металлов.

4

Знакомство с образцами оксидов.

5

Действие индикаторов на растворы щелочей.

6

Действие индикаторов на растворы кислот.

7

Разложение СиСО3, Си(ОН)2.

8

Получение сульфида железа (II).

9

Взаимодействие железа с раствором  сульфата меди.

10

Реакции обмена между растворами.

11

Получение из пероксида водорода кислорода.

12

Растворимость сахара в воде при разной температуре.

13

Реакции обмена между электролитами, идущие до конца.

14

Взаимодействие NaOH c H2SO4, c CO2, c CuSO4. Разложение   Cu(OH)2. Взаимодействие Cu(OH)2 с H2SO4.

15

Изучение свойств основных оксидов.

16

Изучение свойств солей: а) взаимодействие CuSO4 с Fe; б) взаимодействие  CuSO4 с  NaOH; в) взаимодействие  Na2SO4 с BaCl2; г) взаимодействие    Na2CO3  с  HCl.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

ТЕМА

ДАТА

1

ПТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2

Способы разделения смесей. Очистка загрязненной поваренной соли.

3

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе

4

Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца

5

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.
  2. Запишите на обложке тетради номер своего рабочего места в кабинете химии.
  3. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только а присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.
  4. Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь и письменные принадлежности.
  5. В ходе выполнения работы по одному варианту координируйте свои действия  с действиями соседа по парте, разговаривая при этом шепотом.
  6. Перед началом ЛО, ПР учащиеся должны изучить правила пользования устройством для смыва капель жидкости с кожи и промывалки глаз (УПГ).
  7. Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя.
  8. Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя.
  9. После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом.
  10. При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.
  11. При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах.
  12. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ  РАБОТЫ

В  КАБИНЕТЕ  ХИМИИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
  • Брать вещества руками;
  • Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
  • Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
  • Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
  • Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
  • Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
  • Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
  • Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
  • Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
  • Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
  • Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
  • Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
  • Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
  • Зажигать спиртовку без надобности;
  • Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.

КРАТКАЯ  ИНСТРУКЦИИ  ПО  ОКАЗАНИЮ  МЕР  ПЕРВОЙ  ПОМОЩИ

 ПРИ  РАЗЛИЧНОГО  РОДА  ОТРАВЛЕНИЯХ  ИЛИ ПОРАЖЕНИЯХ  ОРГАНИЗМА

Поражения

Первая помощь

При порезах стеклом

Обработать рану 3%-ным водным раствором пероксида водорода для остановки кровотечения. Затем продезинфицировать водным раствором KMnO4 или спиртом, смазать йодом и наложить повязку. После оказания первой помощи направить к врачу.

При ожогах:

1. термическом (огнем, горячим паром, горячим предметом)

А) первой степени (краснота)

Б) второй степени (пузыри)

В) третьей степени (разрушение тканей)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

2. кислотном (серной, азотной, фосфорной), хлором или бромом

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

3. щелочном

Для снятия болевых ощущений смазать место ожога глицерином. Наложить повязку с ватой, смоченной этиловым спиртом.

Обработать аналогично ожогу первой степени, а затем 3 – 5%-ным водным раствором KMnO4  или 5%-ным водным раствором танина. Наложить стерильную повязку. Пострадавшего направить к врачу.

Покрыть рану стерильной повязкой и направить пострадавшего к врачу.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - -

Промыть пораженный участок кожи большим количеством воды (УПГ), затем 5%-ным водным раствором NaHCO3 (соды). Наложить повязку с ватой, смоченной риванолом или фурацилином. Для обработки глаз после промывания струей воды (УПГ)  использовать 3%-ный водный раствор NaHCO3 (соды).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Участок кожи обильно промыть водой (УПГ). Глаза промыть струей воды (УПГ). Затем глаза и кожу обработать 2%-ным водным раствором борной кислоты Н3ВО3.

При отравлениях:

А) кислотами

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Б) щелочами

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В) газами

Вызвать рвоту (например, выпив 1%-ный водный раствор CuSO4), сделать промывание желудка. Принять внутрь 4 – 6 таблеток или одну столовую ложку активированного угля или 250 гр крахмального клейстера. Пить кашицу из оксида магния.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Первая помощь как при отравлении кислотами. Затем пить 1%-ный водный раствор лимонной или уксусной кислоты.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Обеспечить доступ чистого воздуха и покой. В тяжелых случаях -  кислород.

При поражениях электрическим током

Обеспечить доступ свежего воздуха. Дать понюхать вату, смоченную 10%-ным водным раствором аммиака. При наличии электрического удара (отсутствие дыхания, не бьется сердце) – искусственное дыхание, резиновая грелка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №1

ПРИЕМЫ  ОБРАЩЕНИЯ  С НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ  ПРИБОРАМИ.

Цель работы:

  1. познакомиться с устройством нагревательных приборов, отработать приемы и правила обращения с ними;
  2. изучить строение пламени спиртовки, определить практически влияние воздуха на горние свечи.

Техника безопасности:

Запрещается передавать зажженную спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой, т.к. при наклонении может пролиться спирт вызвать пожар.

Гасить спиртовку, только накрыв пламя колпачком или крышкой.

Инструкция к работе

1. Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубка с диском, фитиль.

2. Проверьте:

- правильность заполнения спиртовки (не менее чем на 2∕3 ее объема) спиртом;

- состояние фитиля в трубке: он должен быть ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском;

- положение фитиля в трубке: он должен неплотно прилегать, но и не выпадать из трубки;

- положение диска с трубкой: он должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки.

3. Отработайте приемы зажигания спиртовки спичкой или горящей лучинкой и ее тушения (колпачком или крышкой).

4. Рассмотрите пламя. Оно неоднородно: выделите три зоны.

5. Исследуйте каждую зону пламени, вносите в нее на короткое время лучину (или спичку). Определите цвет пламени (менее яркое, яркое, темное) и по характеру обугливания лучины отметьте характеристику зон по температуре (самая горячая, менее горячая, холодная).

6. Исследуйте внутреннюю часть пламени. Для этого возьмите тигельными щипцами стеклянную трубку (держите ее под углом) и внесите одним концом во внутреннюю часть пламени, а к другому концу поднесите горящую лучину. Что при этом наблюдается?

7. Исследуйте среднюю часть пламени. Для этого холодный предмет (например, фарфоровую чашку) внесите на 2 – 3 сек в самую яркую часть пламени. Что вы обнаружили?

8. Определите продукты горения, которые образуются во внешней части пламени. Для этого сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление. В ту же пробирку быстро прилейте 2 – 3 мл известковой воды и взболтайте ее. Что вы обнаружили?

9. Пользуясь спиртовкой, нагрейте в пробирке небольшой объем воды:

- налейте в пробирку  1 мл воды (примерно 20 капель);

- поместите пробирку в пробирочный зажим (зажимная часть его должна находиться у ранта (отверстия) пробирки);

- внесите пробирку в самую горячую часть пламени и нагрейте ее по всей длине двумя – тремя движениями в пламени спиртовки;

- не вынимая из пламени, нагрейте то место, где находится вода;

- направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседа по парте, избегая выбрасывания жидкости;

- чтобы вода не выплеснулась из пробирки, проводите все время круговые движения, но не прикасайтесь ее дном к фитилю, т.к. пробирка может лопнуть от соприкосновения с относительно холодным и мокрым фитилем;

- не наклоняйтесь над нагревательным сосудом (пробиркой);

- когда закипит вода, прекратите нагревание.

Спиртовку закройте колпачком. Нагретую пробирку поставьте в штатив для пробирок.

10. Приведите рабочее место в порядок.

11. Оформите отчет о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: стр. 176 – 177, рис. 114.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ. ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ.

Цель работы:

  1. Изучить требования безопасности при работе в кабинете химии.
  2. Познакомиться с устройством нагревательных приборов, отработать приемы и правила обращения с ними;
  3. изучить строение пламени спиртовки, определить практически влияние воздуха на горние    свечи.

Оборудование: _______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Реактивы: ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Техника безопасности:

Запрещается передавать зажженную спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой, т.к. при наклонении может пролиться спирт вызвать пожар.

Гасить спиртовку, только накрыв пламя колпачком или крышкой.

_Ознакомлен(на)____________________

Выполнение работы:

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что наблюдал? Уравнения реакций

Выводы

1. Изучение устройства спиртовки (рисунок)

2. Отрабатывание приемов обращения со спиртовкой.

Составные части спиртовки:

При хранении спиртовка должна быть _____________ , чтобы ____.

Диск с трубкой должен плотно прикрывать отверстие резервуара спиртовки, иначе во время работы может _____________________ .

Спиртовка зажигается только ___.

Пламя спиртовки гасится _______.

3. Изучение строение пламени (рисунок).

Пламя состоит из ______ зон, каждая из которых имеет ______________, цвет: _____.

Наиболее высокая температура пламени в ______ зоне, поэтому при нагревании предметы необходимо помещать в ______.

4. Исследование составных частей пламени:  

а). во внутреннюю часть пламени тигельными щип-цами вносили стеклянную трубочку одним концом, а к другому концу подносили горящую лучинку;                               - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

б). в среднюю часть пламени на короткое время вносили фарфоровую чашку;

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

в) Для определения состава внешней части пламени вносили в нее перевернутую вверх дном пробирку. Затем в пробирку прилили известковую воду.

Наблюдали: ___________________________

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Фарфоровая чашка ___________________

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Стенки пробирки ____________________ .

Известковая вода  ____________________ .

Внутренний конус образован ____________________________

                                                           - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - -

В среднем конусе содержится _______________________, который образуется при ________.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Внешний конус пламени содержит конечные продукты сгорания: ___________________ .

5. Нагревание на открытом пламени пробирки с водой (пробирка укреплена наклонно).

(Рисунок)

Вода в пробирке ______________________ .

Пробирка в лапке пробиркодер-жателя закрепляется так, чтобы ее можно было повернуть, не прилагая усилий, т.к. при нагревании тела _____________ .

Вывод:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА №2

СПОСОБЫ  РАЗДЕЛЕНИЯ  СМЕСЕЙ. ОЧИСТКА  ПОВАРЕННОЙ  СОЛИ.

Цель работы:

1. ознакомиться со способами разделения смесей;

2. освоить простейшие способы очистки веществ;

3. отработать навыки работы с химическим оборудованием.

Инструкция к работе

Задание 1.

Рассмотрите выданную смесь поваренной соли и песка. Какие физические свойства характерны для поваренной соли и песка? Заполните таблицу:

Поваренная соль

Песок

1. Агрегатное состояние

2. Цвет

3. Запах

4. Растворимость в воде

Задание 2. Растворение загрязненной  поваренной соли в воде

  1. В химический стакан налейте 7 – 8 мл воды.
  2. Добавьте при помешивании загрязненную поваренную соль. Раствор помешивайте осторожно с помощью стеклянной палочки.
  3. Рассмотрите полученный раствор. Опишите, что вы наблюдаете (цвет, частицы в стакане и т. д.)

Задание 3. Очистка неоднородного раствора соли  фильтрованием.

  1. Пользуясь указаниями учителя, приготовьте фильтр.
  2. Фильтр поместите в воронку.
  3. Налейте на фильтровальную бумагу, вставленную в воронку, немного воды , смочите весь фильтр.
  4. Воронку с фильтром вставьте в кольцо штатива.
  5. Подставьте к концу воронки чистый стакан.
  6. По стеклянной палочке наливайте загрязненный раствор поваренной соли.
  • Опишите, что осталось на фильтре.
  • Каков внешний вид фильтрата?
  • В состав фильтрата входят: ….?
  • Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?

Задание  4.

Сделайте рисунок прибора для фильтрования, обозначьте его основные детали:

  1. штатив;
  2. воронка;
  3. фильтр;
  4. стеклянная палочка;
  5. химический стакан;
  6. раствор загрязненной поваренной соли;
  7. фильтрат;
  8. кольцо.

Задание 5. Выпаривание очищенного раствора соли.

  • В фарфоровую чашку налить 1 мл фильтрата.
  • Установите фарфоровую чашку с фильтратом на кольцо штатива.
  • Зажгите спиртовку и проведите выпаривание фильтрата.
  • Опишите внешний вид полученной чистой соли.
  • Ответьте на вопрос: Какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси?

Приведите рабочее место в порядок.

Оформите отчет о проделанной работе. При оформлении отчета используйте материал учебника: §25, рис. 82, 83.

Отчет:

Оборудование:______________________________________________________________________

Реактивы: _________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что наблюдал? Уравнения реакций

Выводы

Растворение загряз-ненной  поваренной соли в воде (рисунок)

Опишите, что вы наблюдаете: цвет раствора, частицы в стакане  ___________________________________

В воде находятся______________ ______________________________

Очистка неоднородного раствора соли  фильт-рованием.

(рисунок)

  • Опишите, что осталось на фильтре.
  • Каков внешний вид фильтрата?
  • В состав фильтрата входят: ….?
  • Какие свойства поваренной соли и песка лежат в основе проведенного способа разделения смеси?

Выпаривание очищен-ного раствора соли.

(рисунок)

Какие свойства соли и воды лежат в основе проведенного способа разделения смеси?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА САХАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ САХАРА В РАСТВОРЕ

Цель работы:

  1. закрепить важнейшие химические понятия: относительная молекулярная и молярная массы, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, массовая доля растворенного вещества;
  2. научиться выполнять такие лабораторные операции, как взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление растворов;
  3. практически закрепить химические расчеты с использованием указанных выше физико-химических характеристик.

Инструкция к работе

1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл.

2. Рассчитайте массу сахара и приготовьте раствор сахара. Для этого:

  • соберите весы;
  • поместите на левую чашку весов кружок фильтровальной бумаги и уравновесьте весы, размещая разновесы на правой чашке.
  • на кружок фильтровальной бумаги поместите чайную ложку сахарного песка и взвесьте;
  • взвешенный сахар перенесите в колбу с водой и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения.

3. Рассчитайте массовую долю сахара в полученном вами растворе:

ω = mсахара : mраствора;  mраствора = mсахара + mводы;

mводы =  V воды · ρ воды;    ρ воды = 1гр∕мл

4. Рассчитайте число молекул сахара в полученном вами растворе:

Nмолекул сахара = NA · nсахара;   nсахара = mсахара : Мсахара

Сахар на 99,9% состоит из сахарозы, имеющей формулу   С12Н22О11.

Сделайте расчеты молекулярной относительной и молярной массы сахара.

5.* Рассчитайте число молекул в одном глотке раствора сахара:

Nмолекул сахара в одном глотке = Nмолекул сахара в растворе : 15, где 15 – число глотков.

6. Приведите свое рабочее место в порядок.

7. Составьте отчет о проделанной работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА САХАРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ САХАРА В РАСТВОРЕ

Цель работы:

1.        закрепить важнейшие химические понятия: относительная молекулярная и молярная массы, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, массовая доля растворенного вещества;

2.        научиться выполнять такие лабораторные операции, как взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление растворов;

3.        практически закрепить химические расчеты с использованием указанных выше физико-химических характеристик.

Оборудование: _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Техника безопасности:      _                                         Ознакомлен(на)____________________

Выполнение работы:

Оборудование: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Расчетная часть

Выводы

1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл

(рисунок)

V воды = 50 мл

Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливается по __________________________ .

2. Взвесить __________на лабораторных весах.

(рисунок),

указать, на какую чашу весов ставят разновесы, а на какую – вещество.

mсахара = ______гр

Для приготовления раствора нужно: ____________________.

3. Взвешенный сахар массой ____гр растворить в 50 мл воды.

mраствора = mсахара + mводы;

mраствора = _______гр

Полученный раствор представляет собой ___________________________

(Указать: однородную или неоднородную смесь)

4. Выполнить расчеты:

Дано:                             

V воды = 50 мл           mсахара = ____гр     mраствора = ____гр    Найти: ωсахара %

ωсахара % = __________

Nмолекул сахара = __________

Вывод:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА №4

УСЛОВИЯ  ТЕЧЕНИЯ  ХИМИЧЕСКИХ  РЕАКЦИЙ  МЕЖДУ  РАСТВОРАМИ  ЭЛЕКТРОЛИТОВ  ДО  КОНЦА

Цель работы:

  1. совершенствовать навыки проведения химических экспериментов;
  2. практическим путем подтвердить условия проведения реакций ионного обмена.

Инструкция к работе

Задание 1   Реакции ионного обмена, сопровождающиеся образованием осадка.

Возьмите две пробирки. Налейте в каждую пробирку по 2 – 3 мл раствора: в №1 – хлорида натрия, в №2 – фосфата натрия. Затем в каждую пробирку добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Отметьте цвет полученных осадков.

В пробирке №1 осадок _____________________ цвета.

В пробирке №2 осадок _____________________ цвета.

Задание 2   Реакции ионного обмена, сопровождающиеся выделением газообразного вещества.

Возьмите две пробирки. В №1 налейте 2 – 3 мл раствора карбоната натрия, в №2 – столько же сульфата калия. В каждую из пробирок добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

       -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 3   Реакции ионного обмена, сопровождающиеся образованием малодиссоциирующего вещества.

  • В  пробирку №1  налейте 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 1 – 2 капли раствора ф – ф. как изменилась окраска раствора индикатора?

Раствор индикатора был _________ цвета, а стал __________ цвета.

  • Прилейте раствор соляной кислоты до полного обесцвечивания. Почему окраска индикатора исчезла?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • В пробирку №2 налейте 4 – 5 мл раствора сульфата меди (II). Каков цвет раствора?

Раствор сульфата меди (II) имеет ___________ окраску.

  • Добавьте к нему 2 – 3 мл раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Прилейте избыток раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.  Результаты  экспериментальной части работы запишите в таблицу отчета. При составлении отчета воспользуйтесь §§ 37, 38, 39,41.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _____________________________________________________________________

Реактивы: ________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.  

Реакции ионного обмена, сопровождающиеся обра-зованием осадка.

Пробирки:

№1 – хлорида натрия,  №2 – фосфата натрия

№1 _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В пробирке №1 осадок  _ _ _ _ _ цвета

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

№2 _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В пробирке №2 осадок  _ _ _ _ _  цвета.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

Реакции ионного обмена, сопровождающиеся выде-лением газообразного вещества.

Пробирки:

№1 - раствор карбоната натрия,

№2 – сульфата калия

№1 _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

№2 _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Реакции ионного обмена, сопровождающиеся обра-зованием малодиссоци-ирующего вещества.

Пробирки:

№1 - раствор гидроксида натрия

№2 - раствора сульфата меди (II).

№1  _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Раствор индикатора был   _ _ _ цвета, а стал  _ _ _  цвета

Почему окраска индии-катора исчезла после добавления раствора соляной кислоты?

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

№2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1). Добавьте раствор гид-роксида натрия.

2). Прилейте избыток раствора соляной кислоты.

Раствор сульфата меди (II) имеет _ _ _ _ _ _ _ _  окраску.

Что наблюдаете после добавления раствора гидроксида натрия?

Что наблюдаете?

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _

1). Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2). Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приведите свое рабочее место в порядок.

Задание 5*.  Обсудите  возможность практического осуществления химических реакций между растворами следующих веществ:

  1. гидроксида калия и хлорида бария;
  2. сульфида натрия и соляной кислоты;
  3. силиката калия и азотной кислоты;
  4. гидроксида бария и серной кислоты.

Составьте уравнения (в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде) для возможных реакций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА №5

РЕШЕНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ  ЗАДАЧ  ПО  ТЕМЕ:

«ОСНОВНЫЕ  КЛАССЫ  НЕОРГАНИЧЕСКИХ  СОЕДИНЕНИЙ»

Цель работы:

  1. повторить свойства оксидов, оснований, кислот, солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач;
  2. научиться распознавать вещества, помещенные в склянки без этикеток;
  3. научиться оформлять экспериментальное решении задач этого типа в отчете о практической работе.

Инструкция к работе:

1. Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут определенную порцию вещества  -  «пробу». При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задачи разными способами берут несколько проб. Чтобы не перепутать пробирки с растворами, ставьте их друг за другом в штатив для пробирок.

2. Каждую экспериментальную задачу можно решить несколькими способами – выберите из них самый рациональный, т.е. тот, в котором нужный результат достигается при выполнении меньшего числа операций.

3. Составьте план решения  задач.

4. Проверьте наличие на рабочем месте необходимого оборудования, реактивов.

5. Решите  задачи одного из предложенных учителем вариантов.

6. Вымойте посуду и приведите рабочее место в порядок.

7. Оформите отчет о проделанной работе.

Вариант 1.

Реактивы: вода, смесь железа и сахара, растворы хлорида бария, хлорида железа (III), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия, в пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.

Вариант 2.

Реактивы: вода, смесь железа и соли, растворы соляной кислоты, серной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия,  в пробирках №№1, 2, 3 растворы   хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.

Задание 1. 

Исходя из свойств веществ, разделите вам смесь. Ответ изобразите в виде рисунка с обозначениями.

Задание 2.

В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагается, что это:

Вариант 1: раствор хлорида калия

Вариант 2:  раствор сульфата натрия.

Проведите опыт, подтверждающий данное предположение. Результат занесите в таблицу отчета. Уравнения запишите в молекулярной и ионной формах.

Задание 3.

В пробирках №№1, 2, 3 находятся растворы следующих веществ:

Вариант 1: растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.

Вариант 2: растворы   хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.

Опытным путем докажите, в какой склянке находится каждое из веществ. Результаты внесите в отчет.

Задание 4*. Экспериментальным путем осуществите превращения:

Вариант 1:  хлорид железа (III) →  гидроксид железа (III) →  вода.

Вариант 2:  серная кислота → сульфат меди → гидроксид меди.

Составьте план проведения эксперимента и запишите уравнения химических реакций в молекулярном, ионном видах.

Приведите рабочее место в порядок.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _____________________________________________________________________

Реактивы: ________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.    Разделение смеси.                      

            (рисунок)

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _

Задание 2. Распознавание вещества.  (Качественная реакция на анион.)

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Распознавание веществ в пробирках №№ 1, 2, 3 (Качественная реакция на анион.)

№1:  _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

№2:  _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

№3: _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 4*. Экспериментальным пу-тем осуществите превра-щения

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
  • Брать вещества руками;
  • Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
  • Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
  • Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
  • Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
  • Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
  • Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
  • Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
  • Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
  • Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
  • Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
  • Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
  • Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
  • Зажигать спиртовку без надобности;
  • Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
  • Брать вещества руками;
  • Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
  • Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
  • Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
  • Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
  • Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
  • Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
  • Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
  • Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
  • Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
  • Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
  • Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
  • Уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
  • Зажигать спиртовку без надобности;
  • Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по химии для 8 - 11 классов

Предлагаю описание практических работ, которые можно использовать как полностью, так и частично в разных классах....

Презентации к практическим работам по химии. 8 класс

В презентациях указаны цели работы, оборудование; описан ход практической работы; в качестве закрепления даётся небольшой тест...

Практические работы по химии (9 класс)

Практические работы по химии для 9 класса, по учебнику Л. С. Гузей...

Практическая работа по химии в 9 классе "Изучение свойств аммиака"

Практическая работа дает возможность проверить пратические навыки чащихся, изучить свойства аммиака и проверить знания учащихся по теме "Соединения азота"...

Рекомендации по ведению рабочих тетрадей и оформлению лабораторных (опытов) и практических работ по химии для обучающихся 7-11 классов МБОУ Николо- Березовской СОШ

Организация и контроль за всеми видами письменных  работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся....

Практическая работа по химии"эксперементальное решение задач по неорганической химии"

Конспект урока«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»  Цели урока:Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на  неорганические веществ...

практическая работа по химии"Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени" 8 класс

Презентация для использования во время практической работы в 8 классе "Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени"....