технологическая карта урока "Простые и сложные вещества"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Новгородова Наталья Васильевна

Технологическая карта к уроку "Простые и сложные вещества", 8 класс, учебник Рудзитис 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_prostye_i_slozhnye_veshchestva.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии к уроку по теме: «Простые и сложные вещества»

Учитель: Новгородова Наталья Васильевна- МБОУ «Павловская СОШ им. В.Н. Оконешникова»

Тема учебного занятия: «Простые и сложные вещества»

Класс: 8

Тип урока: урок – изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: Формировать умение формулировать выводы и заключения.

 Предметные Знать определения простого и сложного веществ, химического элемента. Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент». Иметь представления о разделении элементов и простых веществ на металлы и неметаллы.

 Личностные Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Цель занятия: Сформировать представления о простых и сложных веществах, о химическом элементе как совокупности атомов одного вида. Научить различать понятия «простое вещество» и «химический элемент»; формирование у обучающихся УУД:

 Личностные: 

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

- Чувство гордости за российскую химическую науку.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Учебник:  учебник «Химия», 8 класс, автор Г.Е Рудзитис, М.: просвещение 2020;

Формы организации учебной деятельности:  Общеклассная (фронтальная), Индивидуальная, Коллективная (работа в парах)

Структура урока

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний

3. Целеполагание

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала 

6. Рефлексия

7.Информация о ДЗ и инструктаж по выполнению

Методы обучения:

-по источнику знаний: словесные (беседа, пояснение),лабораторная работа

-по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

-по принципу разделения и соединения  знаний:  аналитический, сравнительный, обобщающий

Формы обучения:

- индивидуальная, коллективная (парная)

Контроль за усвоением знаний осуществляется через организацию

-самоконтроля, взаимоконтроля, устного и письменного опроса

Формы контроля: словесный,  наглядный, практический

Основные понятия: Простое вещество, сложное вещество, химический элемент, металлы, неметаллы.

Демонстрация: Взаимодействие серы с железом 

Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов 

Технологии обучения или элементы технологий: Технология развития критического мышления, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ 

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока: проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ, модели кристаллических решеток, образцы простых и сложных веществ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент 1 мин

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих.

Настраивание на восприятие материала урока.

2. Актуализация знаний 10 мин

Показывает модели кристаллических решеток: NaCl, I2, C, льда

  1. Что это за модели?
  2. Чем отличаются друг от друга?
  3. Что называется кристаллической решеткой?
  4. Типы кристаллических решеток?

На прошлом уроке мы ознакомились с типами кристаллических решеток и давайте в начале урока проведем самостоятельную работу в виде тестирования:

  • 1. Кристаллическая решетка твердого оксида углерода (IV)
  • 1) ионная     2) молекулярная     3) металлическая    4) атомная
  • 2. Молекулярную кристаллическую решетку имеет
  • 1) CaF2    2) СО2    3) SiO2     4) AlF3
  • 3. Вещество с ионной связью имеет формулу:
    1)HCl;           2)CF
    4;              3)SO2;          4)KBr.
  • 4. Ион, в составе которого 16 протонов и 18 электронов, имеет заряд

1) +4    2) -2    3) +2    4) -4

Давайте, проверим ваши ответы,  меняемся тетрадями с рядом сидящим (на слайде показывает правильные ответы), на полях проставьте баллы, которые получили

 Отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельную работу- тест

Обмениваются тетрадями с рядом сидящим, проверяют работы и проставляют баллы

3. Целеполагание

3 мин

На доске записаны формулы веществ: Н2, Mg,  H2O, PH3, HCl, NaOH, C,    N2, Mg(OH)2,  К

Внимательно посмотрите на них: их можно поделить на 2 группы. Скажите, пожалуйста, на какие и как их можно группировать?

Совершенно, верно. Их можно поделить на состоящие из 1 химического элемента и состоящие из нескольких элементов.

 

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

4. Изучение нового материала

15минут

Учитель объясняет новую тему:

Вещества

Простые                 сложные

Состоят из одного вида атомов         Состоят из нескольких видов                                    

Н2, Mg, C,   N2, К,                                               H2O, PH3, HCl, NaOH, Mg(OH)2,

Металлы   Неметаллы

Mg,  К         C,   N2,  Н2,,                                              

Давайте, посмотрим опыт: Проводит инструктаж ТБ:

-нельзя пробовать вещества на вкус

-не трогать вещества руками

- нюхать осторожно, нельзя подносить сосуд близко к лицу.

Показывает ученикам серу и железо

Учитель демонстрирует опыт соединения серы с железом (с. 33 учебника). Образовался сульфид железа (Ⅱ).

Вывод, в полученном веществе железо от серы нельзя отделить ни магнитом, ни с помощью воды. Это доказывает, что получено новое вещество со своими свойствами.

Учитель еще раздает несколько вещества для изучения: Р красный, Na, СаО, HCl

Сложные и простые вещества молекулярного строения часто называют химическими соединениями.

Разбирается схема 1 (с. 34 учебника) и таблица 1 (с. 35 учебника).

Химические элементы реально существуют в природе в виде отдельных атомов, а также входят в состав простых и сложных веществ. Простые и сложные вещества являются формами существования химического элемента.

Определение: химический элемент – это определенный вид атомов.

Работают в тетради, с учебником

Рассматривают серу и железо, описывают их физические свойства, записывают в тетрадях

Формула вещества

Физические свойства

Смотрят демонстрационный опыт, характеризуют физические свойства полученного вещества

Рассматривают вещества, ответы заносят в таблицу, делают вывод о рассмотренных веществах

Работа с учебником, с таблицей Менделеева, записывают новые термины

5. Закрепление изученного материала

10 мин

Для закрепления материала учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы (письменно):

Базовый уровень:

  1. Из приведённого перечня: Na, CuSO4, O2, KCl, Ba— распределите вещества на простые и сложные
  2. Допишите приведённые ниже предложения, заменив многоточия подходящими по смыслу понятиями «химический элемент», «атом», «молекула»:

а) … кислорода состоят из атомов одного элемента .

б) … кислорода содержит два … .

в) В состав … воды входят … двух …, одним из которых является кислород.

г) … кислорода входят в состав воздуха.

 Повышенный уровень

  1. Какие неточности допущены в выражении: «В яблочном соке много железа»? В каком виде находится железо в яблочном соке?
  2.  Используя слово «золото», составьте два предложения, в одном из которых говорится о золоте как простом веществе, в другом — о золоте как химическом элементе.                                       

 Проверяют ответы, меняются тетрадями, правильные ответы спрашивает у учащихся, обсуждают ответы, собирает тетради на проверку работ и выставления оценок.

Работают на местах

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы, проверяют работы и выставляют набранные баллы.

6. Рефлексия

3 мин

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Дайте определение понятий «простое вещество» и «сложное вещество».
  •  Рассмотрите  деление простых веществ на металлы и неметаллы.

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в фронтальном опросе, беседе.

Делятся своими эмоциями, впечатлениями, трудностями, достижениями.

7. Итоги урока

3 мин

Выставление оценок, исходя из полученных баллов учеников Домашнее задание:

 п. 9, с. 33-35, с. 36 Тестовые задания;

п. 10, с. 37-39, Тестовые задания.

 Записывают домашнее задание, ставят оценки в дневник

Критерии оценивания: 

Оценка за урок учащимся ставится за выполненные задания всего урока(тест, лабораторная работа, самостоятельная работа). Но оценки можно проставить отдельно по заданиям или отдельно за тест-повторение и работу по новой теме отдельно (на усмотрение учителя).

Тест, в начале урока (состоящие из пяти вопросов тесты можно использовать после изучения каждого материала (урока).

 Оценка или балл «5» — нет ошибок

 оценка или балл «4» — одна ошибка

оценка или балл «З» — две ошибки

оценка или балл «2» — три ошибки

Оценка лабораторной работы

Оценка или балл «5» :работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом требований техники безопасности и правил работы с веществами;  проявлены экспериментальные и организационно-трудовые умения, при соблюдении чистоты и порядка на рабочем месте.

Оценка или балл «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью;  допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Оценка или балл «3»: более половины работы выполнено правильно; допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по вопросам учителя.

Оценка или балл «2»:допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения

Оценка письменной работы:

Оценка или балл «5»

 Ответ полный и правильный на основании изученных теорий

  Ответ построен в логической последовательности

  Ответ изложен литературным языком

  Ответ самостоятельный

 Оценка или балл «4»

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий

Ответ изложен в определенной логической последовательности, но допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по просьбе учителя

Оценка или балл «З»

  Ответ полный, но допущена существенная ошибка

  Ответ неполный, несвязный

 Оценка или балл «2»

Ответ, при котором обнаружено непонимание учащимся содержания учебного материала

 Ответ, при котором допущены существенные ошибки, и учащийся не может их исправить при наводящих вопросах учителя

Ответ отсутствует

 Итоговую отметку за урок    можно проставить по критериям

 Оценка  "5" – 14-15баллов (правильных ответов);

                                                 

Оценка "4" – 12-13 баллов (правильных ответов);

                                                 

Оценка "3" – 8-11баллов (правильных ответов);

                                               

 Оценка   "2" – 7 и меньше баллов (правильных ответов).

Также учитель может применить следующие критерии для оценивания учеников:

Уровень учащихся

Общие

Условие

Образцовый (5 баллов)

Отвечает на вопросы

Дает четкий, убедительный ответ

Аргументирует свой ответ

Полностью понимает и демонстрирует точное понимание

Доказывает свои выводы и подкрепляет свои ответы доказательствами

Использует несколько  идей, примеров, доказательств

Адекватный(4 балла)

Не отвечает вопрос прямо или отвечает с наводящими вопросами от учителя

Дает ответы, может давать не полные ответы

Аргументирует свой ответ

Демонстрирует точное, но адекватное понимание вопроса, не подкрепляет доказательствами

Использует только одну идею, пример, доказательство

Нуждается в улучшении (3 балла)

Не отвечает на вопросы

Не дает адекватных ответов

Ответ неясный, нет логической связи

Не демонстрирует полного понимания вопроса

Не предоставляет доказательств в своих ответах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать  электронные образовательные ресурсы и диста...

Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"

Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"....

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...

Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс

ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...

Технологическая карта "Союзы в сложном предложении" 5 класс урок русского языка

          Данный материал поможет:                                      ...