Технологическая карта "Союзы в сложном предложении" 5 класс урок русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Бабурова Юлия Владимировна

            Данный материал поможет:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений; основные признаки сложного предложения; выделять грамматические основы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Союзы в сложном предложении85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сложное предложение

Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Тема урока: «Союзы в сложном предложении».

Форма работы: групповая.

Цели урока:

  • Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;
  • основные признаки сложного предложения;
  • выделять грамматические основы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Оборудование:

  • Текст из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А.Н. Толстой;
  • схемы сложного предложения;
  • презентация;
  • Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник /А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2014;

Технологическая карта урока

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система

ожидаемых умений

Целеполагание

(2 мин.) 10:32

Сообщение темы и цели урока (Слайд 1). Сегодня мы изучаем Союзы в сложном предложении.

Цель урока: 

-Уметь опознавать сложные предложения;

 -выделять грамматические основы;

 -определять средства связи частей;

 -основные признаки сложного предложения;

 - конструировать сложные предложения;

 - определять его границ, строить  сложные предложения;

  - устранять синтаксические ошибки.

Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.

Подготовка учащихся к усвоению материала

(5 мин.) 10: 37

(Слайд 2).

Этимологическая минутка.

 Слово СОЮЗ

Из ст.-сл. языка. Образовано с помощью приставки СЪ (СО),

Обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: содружество, согласие, сотворчество. Родственно УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

(Слайд 3)

А в 18 веке М. В. Ломоносов говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

Объясните, как вы понимаете это высказывание.

     

Ответы на вопросы.

Беседа по вопросам.

Повторение усвоенных знаний

(3 мин.) 10:40

Распознавать простые и сложные предложения.

Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Вопросы.

  • Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
  • В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.) 
  • А Тортила? Зачитайте эти предложения.
  • Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.) 
  • Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?

Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками.

Речь Тортилы (Слайд 4).

«Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.

Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»

Речь Буратино (Слайд 3).

«Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»

Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.

Сравнительный анализ предложений по наличию

в них грамматических основ

(3 мин.) 10:43

Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.

Сравните (Слайд 6).

Как я вернусь к папе Карло?

Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.

Вывод.

  • Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?

Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи.

Отвечают на вопрос.

Работа на доске и в тетради.

Уметь формулировать правило.

Сформулируйте правило: что такое сложное предложение? Сделайте вывод: для чего необходимы союзы в предложениях?

Формулирование учащимися синтаксического понятия «сложное предложение», «Союзы в предложениях».

Устный ответ.

Закрепление

новых знаний

(15 мин.) 10:58

Уметь находить сложные предложения в тексте.

(Слайды 7 – 10)

Откройте учебник на стр. 103 и выполните упр. 331. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые. Составьте схемы.

Работа на интерактивной доске и в тетради.

Письменная работа.

Физкультминутка

(2мин.) 11:00

Укажите верное продолжение определения: «Союз – это…» На ответ «да», хлопаем в ладоши, «Нет»- руки вверх.

а) …самостоятельная часть речи, которая указывает на отношения слов в предложении». (нет)

б) …служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании». (да)

в) … служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения». (да)

г) … служебная часть речи, которая  выражает различные оттенки значения». (нет)

Тест.

Подвижная и познавательная игра.

Рефлексия

(5 мин.) 11:05

Проверка усвоения материала

Тест (Слайд 11--14).

I. Выбрать определение сложного предложения.

  1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
  2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
  3. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  1. С помощью обобщающих слов.
  2. С помощью союзов.
  3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  1. [–  =], и [–  =].
  2. [–  =].
  3. .[–  =,  =,].

IV. Найти сложные предложения.

  1. Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
  2. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
  3. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.

(К. Ушинский)

Работают с тестами с последующей проверкой.

Ответы (Слайд 15).

Задание

Ответ

I

3

II

2

III

1

IV

2,3

(7 мин.) 11:12

Самоконтроль.

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

  • Какие это предложения? Составьте их схемы. (Слайд 16).

Дождь кончился.

[–  =].

Дети пошли гулять.

[–  =].

Составляют схемы и записывают в тетрадь.

Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.

  • Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь (Слайд 17).

[–  =], [–  =].

Дождь кончился, дети пошли гулять.

[–  =], и [–  =].

Дождь кончился, и дети пошли гулять.

(Когда –  =), [–  =].

Когда дождь кончился, дети пошли гулять.

Вывод.

  • Если между частями этих предложений смысловая связь?
  • Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?

Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.

Проверь себя (Слайд 18).

Отвечают на вопросы.

Запись в тетрадь.

Подведение итогов урока, Выставление оценок.

(3 мин.)

Сделайте вывод: Для чего необходимы Союзы в сложных предложениях?

Домашнее задание.

(Слайд19)

Упр. 333 (устно), 334 (письменно).

Запись в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Урок русского языка - Предлоги и союзы. Обобщение по теме.

Цель  урока:  повторить  и  обобщить  теоретические  знания  и  закрепить  практические  умения  по  данной  теме,  продолжить...

5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....

Изучение сложного предложения на уроках русского языка в узбекской школе.

В статье даны рекомендации по проведению уроков в первой четверти по новому учебнику 9 класса....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Технологическая карта 10 класс урок русского языка углубленнгое изучение

В материале представлена технологическая карта урока русского языка по УМК С.И.Львовой для 10 и 11 классов (углубленный уровень). В карте указаны тема "Критерии оценивания письменных работ учащихся" ,...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...