внеклассное мероприятие
учебно-методический материал по химии (8 класс)

развивает познавательный интерес, можно использовать как проверку знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по химии «Путешествие по таблице Д.И.Менделеева» для обучающихся 8 класса

Подготовила:

учитель химии МКОУ СОШ № 14

пос. Приэтокского Покровская Е.В.

2019 год

Внеклассное мероприятие по химии Путешествие по таблице Д.И.Менделеева.

8 класс

Цели:  1) Повторить и систематизировать знания о химических элементах, основных классах неорганических соединений, типах химических реакций.  Закрепить умения составлять уравнения химических реакций.  Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.  2) Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе.  Воспитать интерес к изучению химии. 

Оборудование и оформление:  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, интерактивная доска. 

Ход мероприятия:

  1. Историческая справка (1875 год)

Триумфом Периодического закона и Периодической системы явилось 
открытие трёх  предсказанных Д.И.Менделеевым элементов – галлия, скандия и германия.  Химический элемент – галлий был открыт французом де 
Буабодраном.  Д.И. Менделеев, владевший  французским языком,  прочитал 
статью об открытии галлия, а затем написал письмо, которое адресовал первооткрывателю этого элемента,  и указал не только ошибку Буабодрана
(тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки
(образец галлия был недостаточно очищен).


       Видный философ  Б.М.Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика – аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире исследователем, имеющим дело с этим веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том. Хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь,  высказывает  свои советы, как это сделать».
Д.И.Менделеев оказался прав. Буабодран внял его совету и сообщил об этом научному миру.


      Шведский ученый  Ф.Нильсон, открывший  скандий, предсказанный  Менделеевым, прислал ему в подарок немного этого металла.
А немецкий ученый К.А.Винклер, открывший предсказанный Д.И.Менделеевым германий (экасилициум), восторженно писал: 
«… периодичность элементов тем самым уже не гипотеза она стала фактом, и химическое исследование сделало новый неисчислимо важный шаг в царство познания».
       Русский ученый, открыл периодический закон химических элементов, который служит ключом к открытию новых элементов.
В 1955 г. американские  физики во главе с Г.Сиборгом синтезировали химический элемент, которому дали   название Менделевий – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.

  1. Разгадывание метаграмм

Уважаемые ребята, мы уже знаем с вами особенности построения периодической таблицы, умеем давать характеристику химическому элементу по его положению в ней и можем предсказывать свойства элементов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. а сейчас я предлагаю нам немного поиграть: разгадать метаграммы и загадки о химических элементах, проявив при этом эрудицию и логику, а также знания из предметов других областей знаний. Посмотрите на слайд. Вам предложены метаграммы.

метаграмма - буквенная задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово

Попробуем их разгадать. За каждый отгаданный вопрос вы получаете 1 балл (или жетон).

1. Корабли меня обходят,

Лоцман знает наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь.

(Ме л ь - Ме д ь)

2. Элемент четвёртой группы

Перед вами на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот вами править.

(Ти т ан - Ти р ан)

Слайд 2

3. С КА - активный я металл,

С ГЕ - я очень лёгкий газ.

Чтобы ты нас разгадал,

Глянь в систему ещё раз.

( ка лий - ге лий) 

4. Два элемента химических

Я в метаграмме вам задам:

С X - элемент металлический,

Ну а с Б - уже неметалл.

( Х ром – Б ром)

Слайд 3

1. Ты меня услышать можешь, В небе летнею порой. Г на Х смени – и что же? Элемент перед тобой .

( Г ром – Х ром)

2. С буквой З меня ты ценишь, Я известный элемент, Лишь на Д её заменишь Я – столярный инструмент.

( З олото – Д олото)

Слайд 4

3. Имя женское возьми, Букву В на С смени. Химию не зря учил – Элемент ты получил.

( В ера – С ера)

 

4. Метаграмма интересна, Но проста, наверняка: С Р я – элемент известный, С Н – во Франции река.

(Се р а – Се н а)

Слайд 5

  1. загадки

об элементах металлах

1. Прославлен всеми тот металл,

Испытанный огнём.

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил в мечте о нём.

(Золото)

2. Серебристо-белый и активный очень, Горит под водой он, между прочим. Сверканье бенгальским огням придает, И в Новый год детям радость несёт.

(Магний)

3. Я «крылатый» элемент, В небеса лечу на керосине, Провожу тепло и ток, Нахожусь в природе в глине.

(Алюминий) 

4. Меня в составе мрамора найди, Я твёрдость придаю кости, В составе извести ещё меня найдёшь, Теперь меня ты верно назовёшь.

(Кальций) 

5. Этому металлу хвала и честь, С ним получается «Белая жесть» Покрывают им сталь слегка, Тогда для консервов посуда годна.

(Олово)

Слайд 6

  • Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2-е место по численности населения в мире?

(индий)

  • Мой первый слог найдёте в сере,

А два других есть в нашем теле,

А в целом в кольцах я, в серёжках,

Цепочках, вилках, даже в ложках.

(серебро)

  • Ведро этого металла поднять под силу разве что только штангисту. Его ещё называют «металл-вертун».

(ртуть)

  • Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, а так же для изготовления пуль и дроби.

Слайд 7

«Угадай газ»

  • Вы со мною уже встречались-

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

(водород)

  • Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух.

(кислород)

  • Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% по объёму.

(азот)

  • Я - газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

Слог первый - это божество,

Река - вот слог второй.

(ра дон )

Слайд 8

Итак, вы поупражнялись в разгадываниях загадок, метаграмм, а теперь давайте ответим на вопросы викторины и продолжим зарабатывать баллы.

4. Викторина

- Какой элемент был открыт раньше на Солнце, а потом на земле? (Гелий )

-В организме взрослого человека его содержится более 1,5 кг. Поэтому его называют самым живым металлом? (Кальций) 
-Он не боится самых жарких объятий пламени? (Вольфрам)
-Король твердости среди металлов? (Хром)
-Чемпион среди металлов-тяжеловесов? (Осмий)
-Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий)
-Металл, который не тонет в воде, а может бегать по ней? (Натрий)
-Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть)
-«Золотой призер» электропроводности (Серебро)
-Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк)
- металл является настоящим «гигантом»? (Титан)
-Металл, за получение которого Мария Склодовская – Кюри получила Нобелевскую премию? (Радий)

Вопросы о великих ученых:

  • Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и прогнозировать открытие новых.  
  • А.С. Пушкин писал о нём: «Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг».  Ему принадлежит крылатая фраза: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Открыл закон сохранения массы веществ.

Слайд 9-11

Молодцы!

Давайте подведем итоги, посчитаем баллы (жетоны) и поаплодируем победителям!



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА №1 «Химические элементы»

  1. Какой из химических элементов был сначала открыт на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)
  2. Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? (Тантал)
  3. Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
  4. Какой цвет имеет йод? (Чистый йод представляет собой кристаллическое вещество серого цвета.)
  5. Лития или свинца содержится больше в земной коре? (Лития больше в земной коре, чем свинца, но он очень распылен.)
  6. Название, какого элемента одинаково с названием планеты? 
  1. (Уран).
  2. Название, какого элемента в переводе означает «зловонный» (Бром).
  3. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
  4. Какой химический элемент пахнет чесноком? (Белый фосфор в присутствии влажного воздуха издает чесночный запах).
  5. Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
  6. При недостатке какого элемента в почве на листьях у растений появляются белые пятна, останавливает их рост, затормаживает развитие колоса у зерновых культур? (Медь).
  7. С каким элементом кроме кислорода дышит все живое? (Азот, это выдающиеся открытие сделал профессор М.И. Волский).
  8. Назовите металл, который первым стал известен человеку? (Золото).
  9. Назовите самый распространенный на земле металл? (Алюминий)
  10. Назовите самый древний сплав. Виды его (Бронза- сплав на основе меди, легирующими компонентами являются олово, алюминий, бериллий, хром и др.
  11. Какой металл, ныне широко применяемый в технике и быту, а в конце 19 века стоил дороже серебра в 300 раз? (Алюминий).
  12. Назовите металл, который входит в состав нержавеющих и жаропрочных сталей? (Хром).
  13. Какие металлы плавятся от тепла ладоней? (Галлий, Цезий)
  14. Самый твердый металл? (Хром).
  15. Самый тугоплавкий металл? (Вольфрам).
  16. Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
  17. Назовите первый искусственно полученный металл? (Технеций)
  18. Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).
  19. Какой элемент 3-й группы добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (Галлий)


Викторина №2 «Знаете ли вы биографию Д.И. Менделеева»


1.Где и когда родился Д.И.Менделеев?

Ответ: Д.И.Менделеев родился 27.01.(08.02)1834г. В г.Тобольске.

2.Что вы знаете о семье Д.И. Менделеева?

Ответ: Д.И.Менделеев был 14-м ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Отец еще до рождения ослеп и ушел в отставку. В 1847г.он умер, оставив семье скудную пенсию. Мать, Мария Дмитриевна, женщина образованная полностью взяла на себя заботу семье и по руководству стекольным заводом в селе Аремзянка (25км от Тобольска).

3.Где учился Д.И.Менделеев?

Ответ: В 1849 г. Д.И.Менделеев окончил Тобольскую гимназию. В 1850 г. поступил на физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге, который окончил в 1855 г.

4.Назовите любимых учителей Д.И. Менделеева?

Ответ: Профессор Степан Семенович Куторга привил Д.И.Менделееву любовь к минералогии. Под руководствам профессора Ф.Барндта, Д.И.Менделеев изучал флору и фауну и написал первую научную работу по биологии «Описание грызунов С.-Путербургской губернии». Но наибольшее влияние на него имел «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский.

5.В качестве кого и где начал педагогическую деятельность Д.И.Менделеев?

Ответ: После окончания института он работал учителем гимназии сначала в Симферополе, а потом в Одессе.

6.Назовите первую научную работу Д.И. Менделеева по химии?

Ответ: «Химический анализ ортита из Финляндии». Опубликована она в 1854г.

7.Когда Д.И.Менделеев защитил магистерскую диссертацию?

Ответ: В сентябре 1856 г., когда ему было 23года, после блестящий защиты магистерской диссертации на тему: «Об удельных объемах» Д.И.Менделеев стал приват - доцентом в Петербурском университете, где читал лекции по теоретической химии.

8.Куда и когда был направлен Д.И.Менделеев в научную командировку за границу?

Ответ: В 1859 г. Д.И.Менделеев отправляется в Германию в Гейдельсбергский университет.

9.Кто из русских ученых вместе с Д.И.Менделеевым участвовал в работе конгресса. Проходившего в 1861г. в Карлсруе?

Ответ: В августе 1861г. Д.И.Менделеев вместе с А.П.Бородиным после путешествия по Югославии прибыл на конгресс в Карлсруе, где были также русские химики Н.Н.Зинин, Л.Н.Шишков, Н.И.Савич, Я.Натонсон и польский химик Т.Лесинский.

10. Когда Д.И.Менделеев защитил докторскую диссертацию?

Ответ: В 1865г. Д.И.Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединениях спирта с водой» и стал профессором кафедры химии Петербурского университета.

11. В каких учебных заведениях (кроме Петербурского университета) работал Д.И.Менделеев?

Ответ: Д.И.Менделеев с 1863 г. Преподавал химию Петербурском технологическом институте на Владимирских женских курсах. Он участвовал в создании Бестужевских женских курсов.

12. Когда Д.И.Менделеевым был открыт периодический закон?

Ответ: в 1869г.

13. Когда Д.И.Менделеев был избран членом – корреспондентом Петербурской Академии наук?

Ответ: в 1876г. был избран членом-корреспондентом Петербурской Академии наук.

14. Почетным и действительным членом, каких иностранных академий, научных обществ и университетов был Д.И.Менделеев?

Ответ: Д.И.Менделеев был избран почетным членом Американской, Ирландской, Югославской, Римской, Бельгийской, Датской, Ческой, Краковской и других академий, а также действительным членом Дублинского, Лондонского и Эдинбурского королевского общества; почетным доктором Кембриджского. Оксфордского, Геттингенского и других университетов.

15.Когда и с какой целью Д.И.Менделеев совершил полёт на аэростате?

Ответ: в 1887 г. для изучения солнечного затмения Д.И.Менделеев один без пилота поднялся на аэростате и успешно совершил этот полёт.

16. Когда Д.И.Менделеев был в Англии и что вы знаете о его научных связях с английскими учёными?

Ответ: в 1888 г. Д.И.Менделеев прочитал так называемую фарадеевскую лекцию, за что ему в качестве ценного подарка преподнесли кубок из алюминия.

17. При каких обстоятельствах Д.И.Менделеев оставил педагогическую работу в университете?

Ответ: студенческая молодёжь выступила против усиления реакции в 80-х годах. На одной студенческой сходке было принято специальное обращение министру просвещения. Д.И.Менделеева попросили вручить это письмо, что он и сделал, но ответ министра был таков, что Д.И.Менделеев был вынужден уйти в отставку.

18. Где работал Д.И.Менделеев после ухода из университета?

Ответ: с 1892 г. Д.И.Менделеев был ученым-хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое по его инициативе было преобразовано в 1893 г. в Главную палату мер и весов(ныне Российский институт метрологии имени Д.И.Менделеева).Здесь он работал до самой смерти.

19.У Д.И. Менделеева и у Л.Н.Толстого было одно и то же любимое стихотворение. Кто его написал и как она называется?

Ответ: Ф.И.Тютчев «Молчание!».

20. Где установлены памятники Д.И. Менделееву?

Ответ: В г.Тобольске, на родине Д.И. Менделеева, и в Петербурге около института метрологии.

21. Назовите двух известных художников, которые писали портрет Д.И. Менделеева одновременно. Где находятся эти портреты?

Ответ: И.Е.Репин и Н.Я.Ярошенко. Портреты находятся в Третьяковской галерее.

22. Где находится кратер Менделеева?

Ответ: кратер Менделеева расположен на Луне, вблизи моря Москвы.

23. Где находится вулкан Д.И.Менделеева?

Ответ: вулкан имени Д.И.Менделеева - действующий вулкан- находится в южной части о. Кунашир(Курильские острова).

24.Какие работы Д.И.Менделеева посвящены проблеме нефти?

Ответ: в 1877г. Д.И.Менделеев создает химическую теорию происхождения нефти. Посвящая ряд работ рациональному методу переработки нефти. Им предложен принцип непрерывной дробной перегонки нефти.

25. Когда умер Д.И.Менделеев?

Ответ:20 января (2 февраля)1807г.

ВИКТОРИНА №3: Знаете ли вы «Периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева»

1.Как сформулировал Д.И.Менделеев периодический закон?

Ответ: «Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов».

2.Какова современная формулировка периодического закона?

Ответ: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов»

3. Существование каких одиннадцати химических элементов предвидел Д.И.Менделеев?

Ответ: Галлий, Скандий, Германий, Рений, Полоний, Протактиний, Радий, Актиний, Технеций, Франций, Астат.

4.Какие химические элементы из предвиденных Д.И.Менделеевым были открыты еще при его жизни?

Ответ: Галлий(французским химиком Лекок де Буадодраном; Скандий(шведским химиком Л.Нильсом); Германий(немецким химиком К.Винклером); Радий и Полоний(супругами Кюри).

5.У каких 9 химических элементов Д.И.Менделеев исправил атомные массы?

Ответ: У бериллия, лантана, дидима (он оказался смесью неодима и празеодима), иттрия, европия, индия, церия, тория, урана.

6.Для какого из предвиденных химических элементов Д.И.Менделеев указал и метод открытия?

Ответ: Д.И.Менделеев указал, что галлий будет открыт методом спектрального анализа.

7.Сколько всего химических элементов известно теперь?

Ответ:118 из них 4химических элемента, полученные в России и США официально пока не утверждены они имеют временные систематические название :113-унутрий,115-унунпентий,117-унунсептий, 118-унуноктий.

8.Назовите 3 пары химических элементов, поставленных в таблице Д.И.Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс?

Ответ: Аргон и Калий; Кобальт и Никель; Теллур и Йод.

9.Кто и когда открыл предсказанные Д.И.Менделеевым химические элементы: экаалюминий, экабор, и экацилиций?

Ответ: Экаалюминий был открыт в 1875 г. французским ученым Лекоком де Буадодраном и назван им в честь своей родины Франции - галлием.

Экабор был открыт шведским химиком Ларсом Нильсоном в 1979г. и назван им честь своей родины – скандием.

Экацилиций был открыт в 1886 г. немецким химиком К.Винклером и назван им в честь своей родины - германием.

10.Кем было введено в науку понятие «период полураспада»?

Ответ: Резерфордо1904г., период полураспада колеблется от долей секунды до миллиарда лет.

Высказывания - Менделеева Дмитрия Ивановича

  • Наука давно перестала чуждаться жизни и написала на своем знамени: "посев научный взойдет для жатвы народной".
  • Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.
  • Люди, постепенно изучая вещество, им овладевают, точнее и точнее делают в отношении к нему предсказания, оправдываемые действительностью, шире и чаще пользуются им для своих потребностей, и нет повода видеть где-либо грань познанию и обладанию веществом.
  • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни Гениев.
  • Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
  • Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.
  • Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных.
  • Всего более четыре предмета составили моё имя, периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и „Основы химии". Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...