"Химия в литературной среде"
план-конспект урока по химии (11 класс)

Головкина Светлана Александровна

урок химии для 11 класса на основе межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_literaturnoy_srede.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Г.Мичуринска Тамбовской области

«Химия в литературной среде»

обобщающий урок по химии в 11 классе

Светлана Александровна Головкина,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №19

Мичуринск 2018

Химия в литературной среде.

 (обобщающий урок)

Цель:

- Формирование представлений о роли химических знаний в оценке и критическом осмыслении произведений художественной литературы;

- Активизация (усиление) познавательного интереса и мыслительных способностей учащихся;

- Совершенствование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности в контексте двух разноплановых наук

- Расширить знания учащихся, развить их кругозор 

Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал, карточки задания 

Ход урока.

Слайд 2.

Здравствуйте коллеги. У меня сегодня настроение: «Во! А у вас? Вы все такие хорошие, умные, дружные, а теперь покажите это на деле» (использование стратегии большого пальца). Сегодня вам дана возможность пообщаться на уроке. 

Слайд 3.

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…..

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

(Евгений Баратынский)

     Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений.          В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

      В повседневной жизни важно видеть химические процессы. Мы знаем, что их множество вокруг нас. Но, думаю, что не менее важно уметь нализировать и объяснять их.

Слайд 4.

           Тема нашего урока «Химия в литературной среде».

          Давайте сформулируем цель: показать роль художественной литературы в химических знаниях.

Слайд 5.

Работать Вы будете группами. Для работы у Вас на столах лежат рабочие тетради, куда Вы будете заносить свои ответы. Каждое задание будет иметь свой оценочный балл.  Его вы будете заносить в оценочные листы. В конце урока мы подведем итог и увидим, какая группа знает не только химию, но и ориентируется в просторах литературы.

Слайд 6.

       Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии пробуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными. 

Слайд 7.

      Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания” 

 Слайд 8.

       Чтобы настроится на необычный урок, предлагаю выполнить головоломку. Задание 1 в рабочей тетради.

Прочитайте в этой головоломке слова М. Горького o химии, высказанные персонажем пьесы «Дети солнца», профессором Протасовым.

Слайд 9.

 Эти слова будут девизом нашего урока «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию».

Молодцы.

 Слайд 10.

       Послушайте отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»: «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии- все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями»

Задания 2 в рабочей тетради:

1) Составить и осуществить цепочку превращений.

2) Решить задачу. Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300 г, в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.

Слайд 11.

Проверим. Оценим.

 Слайд 12.

         Может показаться странным, что на уроке химии я вдруг решила вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, вы все стремитесь стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.

        Предлагаю вам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Ответы записывайте в своей тетради. Задание 1 в рабочей тетради.

Слайд 13.

1.Какому поэту принадлежат слова:

Поэзия – та же добыча радия –

В грамм – в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

В.В. Маяковский

Слайд 14.

2.Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-ом. Назовите их имена. 

(М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)

Слайд 15.

3.Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? 

(Озон)

Слайд 16.

4.Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием... А что могли вместе создать художник и химик? 

(Долговечные краски)

Слайд 17.

5.В романе Ж. Верна “Таинственный остров” герои, попав на необитаемый остров, сумели не только выжить, но и наладили целый ряд химических производств в промышленном масштабе. Так, например, азотная кислота была ими получена из природной натриевой селитры (нитрат натрия) и серной кислоты. Напишите уравнение этой реакции.

(NaNO3+H2SO4=NaНSO4+HNO3)

Слайд 18.

6.В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье,

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся....

(“Медный всадник”)

Слайд 19.

Проверим и оценим.

 Слайд 20.

       На уроках химии мы уже прошли физические и химические свойства важнейших неорганических соединений, изучили элементы периодической системы Д.И.Менделеева. Предлагаю вам проявить свои знания в самостоятельном задании, которое у вас в рабочей тетради № 4 Но прежде послушайте отрывок из повести М.Е. Салыткова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"

Слайд 21.

Мультфильм : «Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинска стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника.....»

Слайд 22.

Задание. Химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, воду, минеральные соли.

Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические элементы, минеральные вещества и органические соединения.

Группа № 1. Выявление атомарного состава некоторых продуктов питания.

№ 1

№ 2

№ 3

Выявите анионный состав йодированной соли.

Выявите анионный состав минеральной воды “Ессентуки”.

Выявите катионный состав яблочного сока.

Группа  № 2. Качественное определение питательных веществ в продуктах.

№ 1

№ 2

№ 3

Докажите, что в молоке и хлебе содержатся углеводы.

Докажите, что в мясном бульоне содержатся белки.

Выявите характер жиров, содержащихся в свином сале, в копченом палтусе.

Группа  № 3. Определение совместимости продуктов питания.

№ 1

№ 2

№ 3

К молоку добавьте лимонный сок.

К яичному белку добавьте яблочный сок.

К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.

Сделать выводы.

Молодцы.

Слайд 23.

         Чем древнее слово, тем богаче его материал, формы, тем он имеет глубокий смысл, раскрывающий его свойства. Например, в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, золотое сердце, серебряный голос, оловянные глаза. А в то же время химия заимствует литературные термины: оловянная чума, обманка, травление.

Давайте выполним следующее задание. В тетради это № 5 . Даны тривиальные названия химических веществ. Необходимо записать их формулу.

1 группа: цинковые белила( ZnO)

               сусальное золото (SnS2)

              Алюмокалиевые квасцы (КAl(SO4)2*12H2O)

              Черная магнезия (MnO2)

              Индийская селитра (KNO3)

2 группа: Жженая известь (CaO)

              Железокалиевые квасцы (КFe(SO4)2*12H2O)

           Свинцовый купорос (PbSO4)

               Купоросное масло (H2SO4 (техническая концентрированная))

           Чилийская селитра (NaNO3)

3 группа: Гашеная известь (Ca (OH)2)

                 Хромокалиевые квасцы (КCr(SO4)2*12H2O)

                 Железный купорос (FeSO4*7H2O)

                Жженая магнезия (MgO)

                Норвежская селитра (Ca (NO3)2)

Слайд 24,25,26.

Проверим и оценим.

Слайд 27.

С  химическими формулами вы справились, посмотрим как вы справитесь со следующим заданием №6. 
Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прочитайте одно из таких произведений, постарайтесь найти все ошибки, в том числе и “химические”. Правильные ответы запишите в рабочую тетрадь

(на экран мультимедийного проектора выводится текст и лежит на столах) 
Слайд 28.

Это случилось в том же году, когда англиский химик джон  Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических элиминтов. 
В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксит кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с хлоридом алюминия. Следом начал тлить бензин, который использовали в гарелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил деректоршколы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бинзин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “весилящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности саблюдения правил ТБ и пользе химических знаний.

Слайд 29.

Проверим и оценим.

Ошибки:

1) английский;

2) Джон;

3) элементов;

4) оксид кальция – продукт горения;

5) бензин не тлеет и

6) не используется в горелках;

7) директор,

8) горящий бензин нельзя тушить водой, необходим огнетушитель

9) «веселящий газ» - это оксид азота (II), а здесь образовался оксид углерода(4),

10) угарный газ не имеет запаха,

11) соблюдения

Слайд 30.

3.Заключение
       Научные знания, истины, облечённые в поэтические одежды, порой влияют на умы гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз двух наук, казалось бы несовместимых, поражает своей изобретательностью и неожиданностью.  Монументальность химии, её сложность, логика, формулы, законы и понятия гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой…

И всё же закончить урок хочется строчками, превозносящими химию в стихах:

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Слайд 31.

4.Подведение итогов, выставление оценок 

Слайд 32

Домашнее задание: Задания для креативных учеников:

1. Вам необходимо купить на кухню смеситель, в магазине на витрине смесители хромированные, никелированные, латунные и бронзовые. Какой бы вы выбрали? Почему?

2. У вас проблемы с несколькими зубами, необходимо поставить коронки Вам предлагают, там, где не видно поставить из нержавеющей стали, а на передние зубы — золотые. Что предпочтете вы. Почему?

3. Вам в наследство досталась от бабушки чугунная сковорода. Как ее очистить от ржавчины?

Пожелания для успешного выполнения домашнего задания. Желаю вам покреативить. Если вы пьете кофе по утрам, попробуйте заменить его свежевыжатым соком, если вы все время наливаете себе чай правой рукой — налейте левой. Возьмите себе за правило пить больше воды — мозг от обезвоживания тоже хуже соображает — это доказанный научный факт! Прокатитесь на лыжах — насыщайте свою кровь кислородом. Чаще проветривайте помещение! Делайте разминки и гимнастику! Добавьте в жизнь красок. Освежите свою жизнь новым взглядом на вещи вокруг вас, и вы заметите, как много вдохновляющих вещей есть вокруг нас! В общем, суть вы поняли!

Слайд 33,34,35.

Рефлексия.

Напишите синквейн к нашему уроку : Химия, Семинар, Литература

Учащиеся работают в группах, затем зачитывают вслух свои синквейны.

Слайд 36.

У меня по-прежнему настроение: «Во! А у вас?» 

Слайд 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Химия и окружающая среда"

Этот курс предназначен для учащихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки...

КВН, "Химия и окружающая среда", 9-11 класс

Задачи разработанного материала:повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии; повышение интереса к данным предметам через учебн...

Внеклассное мероприятие «Химия и окружающая среда».

Задачи мероприятия:повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельн...

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР.

Фрагмент урока по химии на тему "Среда водных растворов электролитов" с использованием ЭОР....

«Химия и окружающая среда»

Урок  по теме: «Химия и окружающая среда» способствует формированию экологической культуры учащихся, развитию интереса к природе, убеждению в необходимости охраны окружающей среды.Урок проводится...

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...