Химия без лаборатории.
опыты и эксперименты по химии (8 класс)

Серикова Елена Алексеевна

Примеры простейших исследований в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_bez_laboratorii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Химия без лаборатории.

     Химия - удивительная   наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.  Нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки.  У каждого  есть возможность провести исследования  дома на кухне под руководством родителей.

    Наука – это   процесс открытия. Он включает в себя несколько этапов: определение проблемы или постановка задачи, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента для получения данных, запись результатов. В конце работы делается вывод о том, верной или нет оказалась выдвинутая гипотеза.

Методика проведения исследования.

1. Подготовительный этап: выбор необходимых в работе материалов.

2. Знакомство с объектом исследования.

3. Прежде чем начинать эксперимент, внимательно прочитай эту страничку!

Правила безопасности в домашней лаборатории.

1. Строго и точно соблюдай все рекомендации.

2. Не используй для опытов посуду, из которой едят.

3. Никогда не бери реактивы руками, не наклоняйся над склянками, в которых идут реакции, не нюхай вещества с едким запахом.

4. Будь осторожен при нагревании веществ.

5. Если хочешь стать настоящим экспериментатором, приступай к работе только после того, как будут ясны все действия.

4. Проведение исследования.

Эксперимент 1.

«Выращивание кристаллов соли».

Цели работы: провести самостоятельные наблюдения и описать их; научиться выращивать кристаллы.

Оборудование и реактивы: поваренная соль (хлорид натрия), горячая вода, термос, нитка, воронка, вата.

Ход работы.

1. В литровую банку налейте горячей воды и порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.

2. Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в термос (остывание должно быть медленным) и закройте его.

3. Через 2 – 3 часа, когда раствор немного остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку).

4. Прикройте термос крышкой и оставьте его на неделю, чтобы вырос крупный кристалл.

5. Ежедневно доставайте нитку с затравкой, чтобы наблюдать рост кристаллов.

        Отчёт о проделанной работе.

1. Опишите форму, цвет и размеры кристаллов. Прозрачные они или нет?

2. Какие явления вы наблюдали – физические или химические?

3.Сделайте рисунок или фотографию кристаллов, отчет пришлите в виде файла или скрин-шота.

Эксперимент 2.

«Кислоты и основания на кухне»

Цели работы: провести самостоятельные наблюдения и описать их; научиться выращивать кристаллы.

Оборудование и реактивы: поваренная соль (хлорид натрия), горячая вода, термос, нитка, воронка, вата.

Ход работы.

1. В литровую банку налейте горячей воды и порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.

2. Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в термос (остывание должно быть медленным) и закройте его.

3. Через 2 – 3 часа, когда раствор немного остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку).

4. Прикройте термос крышкой и оставьте его на неделю, чтобы вырос крупный кристалл.

5. Ежедневно доставайте нитку с затравкой, чтобы наблюдать рост кристаллов.

        Отчёт о проделанной работе.

1. Опишите форму, цвет и размеры кристаллов. Прозрачные они или нет?

2. Какие явления вы наблюдали – физические или химические?

3.Сделайте рисунок или фотографию кристаллов, отчет пришлите в виде файла или скрин-шота.

Эксперимент 3.

«Получение свечи из мыла»

        Цель работы: убедиться в прикладном характере некоторых химических экспериментов.

        Оборудование и реактивы: хозяйственное мыло,  вода, уксус, деревянная палочка, ёмкость для нагревания, водяная баня, толстая нитка.

Ход работы.

1. Ножом настрогайте примерно полкуска хозяйственного мыла и положите его в консервную банку (или в отслужившее своё кастрюлю).

2. Налейте воды так, чтобы она с избытком покрывала мыльную стружку, и поставьте смесь на водяную баню. Периодически помешивайте содержимое кастрюли деревянной палочкой, чтобы мыло быстрее растворилось.

3. После полного растворения мыла, снимите сосуд с огня (осторожно, горячее!) и вливайте в него уксус. Под действием кислоты из раствора выделится и всплывёт на поверхность густая белая масса – стеарин, вещество из которого делают свечки.

4. После остывания, соберите стеарин с поверхности ложкой, промойте 2-3 раза водой и заверните в чистую ткань или фильтровальную бумагу для удаления избытка влаги.

5. Делаем свечку: толстую витую нить необходимо многократно окунать в слегка подогретый расплавленный стеарин, каждый раз давая стеарину затвердеть на фитиле.

Отчёт о проделанной работе.

1. Придумайте схему в виде рисунков или опорных слов, отражающих последовательность ваших действий.

2. Опишите физические свойства полученного стеарина.

3. Сделайте фотографию или принесите в класс сделанную вами свечку.

Эксперимент 4.

«Волшебный пейзаж» на дне банки»

Цель работы: наблюдать признаки химической реакции  между силикатами натрия и калия, которые входят в состав жидкого стекла, и соответствующими солями.

Оборудование и реактивы: жидкое стекло (конторский силикатный клей), медный купорос, железный купорос, хлористый кальций, склянка с плоским дном или аквариум.

Ход работы.

Растворить силикатный клей в воде (1:2) в склянке соответствующего размера. Образуется мутный раствор, поэтому его отстаивают в течение 5-10 дней и осторожно сливают в какой – нибудь прозрачный чистый сосуд – большую склянку с плоским дном или аквариум. «Питательная среда» готова. В раствор бросают кусочки солей, а сосуд прикрывают стеклом, чтобы не попала пыль.

Отчёт о проделанной работе.

1. Что вы наблюдаете на дне банки?

2. Является ли наблюдаемое вами явление динамичным (т.е. изменяется ли с течением времени)?

         3. Сделайте рисунки или фотографии, отчет  пришлите в виде файла или скрин-шота.

Объяснить причины того, что вы видите в банке, поможет учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по химии с использованием цифровой лаборатории

В настоящее время цифровыми лабораториями оснащены большинство школ Санкт Петербурга. Они используются в основном для демонстраций, при выполнении исследовательских и проектных работ, а также в кружко...

Внеклассное мероприятие по химии "В лаборатории профессора Пробиркиной"

Мероприятие направленно на развитие устойчивого познавательного интереса к химии,    осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов,  реализация межпредметных св...

Викторина по химии "Домашняя химическая лаборатория"

Использование химии в быту, химия в повседневной жизни человека...

Проектная работа по химии Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков

Использование цифровой лаборатории «Архимед» при проведении уроков на темы:«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты...

Цифровые лаборатории по химии

Цифровые лаборатории  по физике, химии и биологии - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отобра...

Внеклассное мероприятие по химии "Домашняя лаборатория"

Это мероприятие будет интересно не только учащимся 8-11 классов, но и детям более младшего возраста. Они познакомятся с множеством интересных опытов, которые может провести в домашних условиях каждый ...

Программа курса внеурочной деятельности по химии «Химическая лаборатория»

Программа курса внеурочной деятельности по химии «Химическая лаборатория» составлена в соответствии с требованиями к планируемым результатам основной общеобразовательной программы среднего...