Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Галич Ирина Викторовна

Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

8 класс, предмет: химия

Тема урока: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный урок, диалог.

Цель: создать условия для формирования у учащихся понятий бинарные соединения, оксиды, водородные соединения.

Задачи урока:

образовательная: сформировать первоначальные знания об оксидах и водородных соединениях, показать значение важнейших представителей в природе и жизни человека;

развивающая: развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов;

воспитательная: умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, умение адекватной самооценки и самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества.

Планируемые результаты:

Предметные: дать определение понятия «оксиды», уметь определять принадлежность неорганических веществ к классу оксидов по формуле, уметь описывать свойства отдельных представителей оксидов, давать им классификацию, знать области применения некоторых оксидов.

Метапредметные:

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; умение оценивать степень успеха или неуспеха своей деятельности.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; готовность отстаивать собственное мнение в диалоге.

Познавательные: уметь составлять на основе текста таблицы; под руководством учителя проводить наблюдения; осуществлять классификацию, обобщение.

Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости; осознавать потребность и готовность к самообразованию; формировать мышление о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

Оборудование: образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (5 минут).

Приветствие

Сообщение о форме проведения урока, целей урока

 - Приветствие учащихся, пожелание положительного эмоционального настроя, проверка готовности к уроку.

 - Сообщение о форме проведения урока (урок изучения нового материала), сообщение эпиграфа к уроку: «Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это не приятно?»  Конфуций.

 - Создание комфортной психологической атмосферы урока, настрой на учебную деятельность.

 - Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

2. Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Проверка домашнего задания.

Пока обучающийся работает у доски, проводим актуализацию опорных знаний.

3. Создание проблемной ситуации.

Формулирует задание.   Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Составьте формулы соединений и назовите:

1)фосфор и водород,

2)бром и алюминий,

3)марганец (IV) и кислород,

4)азот (III) и натрий,

5)фтор и кальций.

- Прежде, чем начать урок, давайте повторим, что мы изучали на прошлом уроке?

-Что такое бинарные соединения?

 - Какое окончание имеют бинарные соединения?

- Что называется степенью окисления?

 - Какую степень окисления могут иметь элементы в соединении?

- Какую степень окисления может проявлять водород?

- Когда кислород не проявляет степень окисления -2?

  - Чему равна суммарная с.о. в соединениях?

- Из предложенных формул подчеркните вещества, которые не являются бинарными соединениями.

HCl, BaSO4, H2O, NaOH, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3 (работа в тетрадях с проверкой у доски).

- Среди оставшихся соединений подчеркните формулы, в которых есть кислород.

( выполняют задание в тетрадях с проверкой у доски).

- Какие из бинарных соединений, в состав которых входит кислород, который имеет с.о., равную не -2? Почему?

SiO2, H2O2, ZnO, OF2

 - Какое отношение к теме нашего сегодняшнего урока имеют предметы, которые находятся на столе? (Вода, глиняная чашка, лимонад).

- Что общего с точки зрения химии у всех этих предметов?

 - Какую с.о. имеют все эти вещества?

 - Как кислород  переводится с латинского?

 - Вы знаете, как даются названия бинарным соединениям, назовите данные вещества.

 - Что общего в названиях этих веществ?

 - Какая с.о. кислорода в данных веществах?

 - Попробуйте дать определение понятию «оксиды».

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Обучающийся на доске, остальные у себя в тетради пишут формулы соединений и дают им названия:

РН3  - гидрид фосфора, AlBr3 – бромид алюминия, MnO2 – оксид марганца (IV), Na3N – нитрид натрия (III), CaF2 – фторид кальция.

- На прошлом уроке изучали степень окисления двухэлементных веществ.

 - Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, называются бинарными.

 - Бинарные соединения имеют суффикс –ид.

 - Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов.

 - С.О. может иметь отрицательное, положительное или нулевое значение.

- Водород может проявлять нулевую,  положительную и отрицательную с.о.

- В соединении со фтором с.о. кислорода +2 (OF2), в пероксиде водорода  - H2O2 с.о. кислорода  -1.  

- В соединениях суммарная с.о. всегда равна нулю.

 - HCl, BaSO4, H2O, NaOH, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3

 

- HCl,  H2O, SO2, CuO, NH3, OF2, Fe2O3.

 - H2O2, так как с.о. кислорода в этом соединении равна -1,

OF2, так как с.о. кислорода в этом соединении равна +2.

 - Приходят к выводу, что не все бинарные соединения, содержащие кислород, относятся к одной группе веществ.

 - В состав всех веществ входит кислород (ранее полученная информация на уроках биологии, химии)

 (H2O, SiO2, CO2).

 - Все вещества имеют с.о. равную -2.

 - Оксигениум.

 - Оксид водорода, оксид кремния, оксид углерода (IV).

 - Все вещества имеют общее слово «оксид».

 - Все вещества имеют с.о. кислорода,  равную -2.

 - Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород в с.о. -2.

4.Этап изучения нового материала

 - Итак, тема нашего урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

 - Некогда Антуан де Сент – Экзюпери, так воспевал в своих стихах кислородсодержащие вещество:

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете».

 - О каком веществе говорил поэт?

 - Дайте название этому веществу.

 - Сейчас будем работать в парах. Один учащийся читает информацию на странице 55о воде, второй учащийся читает об углекислом газе. Затем полученную информацию передаёте друг другу.

 - На слайде следующие вещества: MgO, P2O5, Li2O, SO3

 - В чём отличие этих соединений?

 - Правильно, какой вывод мы сделаем?

 - В каких агрегатных состояниях могут быть оксиды?  

 - Какие виды химических связей для них характерны?

 - Другими важнейшими соединениями являются водородные соединения. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Даны вещества: NaH, HCl, H2S, NH3, KH, CaH2.

 - Что у них общего?

 - В чём отличие?

 - Запишем в тетради правило:

Активный Ме + водород = гидрид.

 - При составлении названий – на первое место ставят слово «гидрид», а потом название второго элемента.

 - Перечислим гидриды и дадим им названия: NaH, KH, CaH2

 - Запишем второе правило:

 неМе + водород = летучее водородное соединение.

  - Давайте попробуем дать названия этим веществам: HCl, H2S, NH3

 - Какую степень окисления принимает водород в гидридах?

 - Прочитайте самостоятельно информацию о гидридах и задайте вопросы, если они у Вас появились.  

 -Записывают тему урока в тетради.

 - О воде.

 - Оксид водорода.

 - Работа с текстом в учебнике. Учащиеся передают изученную информацию друг другу.

 - В одних формулах на первом месте – Ме, в других неМе.

 - Вывод: есть оксиды металлов и оксиды неметаллов.

 - Оксиды имеют три агрегатных состояния (твёрдые, жидкие, газообразные).

 - Ковалентная полярная и ионная химические связи характерны для оксидов.

 

- Все эти вещества содержат водород.

 - На первом месте – Ме или неМе.

 - Записывают правило в тетради.

 

- Дают названия: гидрид натрия, гидрид калия, гидрид кальция.

 - Записывают правило в тетради.

 - Хлорид водорода, сульфид водорода, гидрид азота или нитрид водорода.

 - С.о. водорода в гидридах равна -1.

 - Задают вопросы, если они появились после прочтения текста о гидридах.

5. Физкультминутка для обучающихся

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Обучающиеся делают физкультминутку.

6. Закрепление материала

 - Из формул CaO, MgO, Cl2O, Li2O, CO2, ZnO, NO, Al2O3  выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их.

 - Составьте формулы названных в тексте оксидов и впишите их вместо пропусков.

В земной коре - литосфере находится оксид алюминия ______ (глина), оксид кремния (IV) ________ (песок), оксид железа(III) _____.

 - Ребята, давайте поменяемся работами и проверим их.

Оксиды металлов: CaO – оксид кальция, MgO – оксид магния,  Li2O – оксид лития, ZnO – оксид цинка, Al2O3 – оксид алюминия.

Оксиды неметаллов:

Cl2O – оксид хлора (I), CO2 – оксид углерода (IV), NO – оксид азота  (II).

 - Составляют формулы: Al2O3, SiO2, Fe2O3.

 - Учащиеся проверяют работу и оценивают по предложенному критерию.

7. Домашнее задание

  - Запишите домашнее задание:

§18,  упр. № 1 , № 2 , №3, № 6 (стр. 97-98); составьте (на выбор) кроссворд, синквейн или сказку о любом веществе, изученном сегодня на уроке.

 - Поясняет выполнение заданий.

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если такие возникли.

8. Рефлексия

 - Подведем итоги нашей работы.

 - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

 - Как вы считаете, достигли ли мы целей?

 - Что нового узнали на уроке?

 - Что было сложным при изучении оксидов?

 - Что  было  наиболее  интересным на уроке?

 - О  чем  хотелось  бы  узнать  больше?

 - Познакомиться с новыми классами соединений.

 - Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке.

 - Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Формы - фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы – словесный, наглядный, частично-поисковый.

Список использованной литературы

  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...

Оксиды и летучие водородные соединения

Презентация к уроку в 8 классе...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"

Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...

Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."

Открытый урок по химии  по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

. Цели урока:1.Образовательные: • познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение; - • формиро...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...