Урок "Химические свойства спиртов" для 10 класса
план-конспект урока по химии (10 класс)

Урок химии на тему «Химические свойства спиртов».

Задачи: Сформировать преставления учащихся о свойствах спиртов;

Продолжить формирование умений   составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов;

Совершенствовать  умения учащихся проводить химические опыты, подтверждающие свойства спиртов;

Продолжить формирование  умений анализировать, наблюдать и делать выводы;

Учить учащихся работать в микрогруппах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_svoystva_spirtov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 

           

        Урок химии

на тему

«Химические свойства спиртов»

10 класс

Разработала и провела

учитель химии

Дубинина И.Е.

.

Муниципальное общеобразовательное  учреждение «СОШ №2»

Учитель химии: Дубинина И.Е.

Тема урока: Химические свойства спиртов.

Цель: Изучить химические свойства предельных одноатомных  спиртов.

Задачи: Сформировать преставления учащихся о свойствах спиртов;

        Продолжить формирование умений   составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов;

        Совершенствовать  умения учащихся проводить химические опыты, подтверждающие свойства спиртов;

Продолжить формирование  умений анализировать, наблюдать и делать выводы;

        Учить учащихся работать в микрогруппах.

Реактивы:  этанол, уксусная кислота, натрий,  конц. серная кислота.

Оборудование: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, медная проволока, кристаллизатор.

Тип и вид  урока:  комбинированный, изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

                                       

                                          Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (7 мин)

На прошлом уроке мы проходили тему «Классификация спиртов. Строение молекулы одноатомных спиртов». Давайте повторим домашнее задание.

        

  1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам у доски

Карточка 1

 Дайте названия  веществам по систематической номенклатуре.

http://him.1september.ru/2003/07/16-2.gif

http://him.1september.ru/2003/07/16-3.gif

             

 Карточка 2

 По углеродным цепям назовите разветвленные изомеры спиртов состава С5Н11ОН:

http://him.1september.ru/2006/04/29-11.jpg

Карточка 3

 Задача:

Один из многоатомных спиртов используют для приготовления антифризов – жидкостей, замерзающих при низкой температуре. Антифризы используют в зимних условиях для охлаждения автомобильных двигателей.

Найдите молекулярную формулу этого спирта, если массовая доля углерода в нем составляет 38,7%, водорода – 9,7%, кислорода – 51,6%. Относительная плотность его паров по водороду равна 31. Напишите структурную формулу спирта и назовите его.

         

        2. Вопрос у доски

        - Покажите строение молекулы одноатомного предельного спирта, взаимное влияние атомов в молекуле.

  1. Работа с классом – беседа:

- Какие органические вещества называются спиртами?

- По каким признакам можно классифицировать спирты?

На какие группы можно разделить спирты по характеру атома углерода при гидроксильной группе?

- Дайте определение одноатомные спирты.

- Перечислите физические свойства спиртов.

  1. Изучение темы урока (10 мин)

Мы с вами изучили номенклатуру, классификацию и строение спиртов. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Цель урока: изучить свойства характерные для предельных одноатомных спиртов.

Запишите тему урока: Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Мы уже знаем, что свойства веществ определяются их составом и строением. Молекулы спиртов включают в себя углеводородный радикал и гидроксильную группу. Следовательно, химические свойства спиртов определяются взаимным влиянием этих групп атомов друг на друга.

Как класс органических веществ, содержащих функциональную группу – ОН, они вступают в реакции

1группа –   по связи   -О-Н они способны отщеплять протон водорода

А) Взаимодействуют с активными металлами, образуя при этом соли (алкоголяты) и выделяется водород:

2СН3С-О-Н + 2 Na → 2 СН3С-О-Na + Н2

  этанол                                                      метилат натрия

Б) Вступают в реакцию с органическими кислотами, образуя при этом сложные эфиры и воду. (реакция этерификации):

                                    t, H2SO4 конц

СН3СО-ОН + СН3-О-Н  → СН3СО-О-СН3 + Н2О

этановая кислота          метанол              метиловый эфир этановой кислоты                                                  

2 группа – по связи R – ОН у спиртов в химических реакциях может отщепляться  не только протон атом водорода гидроксильной группы, но и сама гидроксильная группа.

Взаимодействуют с  галогенводородами, образуя при этом галогеналканы

                       t, H2SO4 конц

СН3-ОН  + НBr →  СН3-Br + H2O

  метанол     бромовоород        бромметан        вода

3 группа – по нескольким связям одновременно:

А) Взаимодействуют между собой, образуя при этом простые эфиры (условие – при слабом нагревании t = 1200С и с конц. серной кислотой)

СН3-ОН  + СН3-ОН →   СН3-О-СН3  + Н2О

   метанол                 метанол              диметиловый эфир

Б) Внутримолекулярная дегиратация ( - Н2О)

                  t, H2SO4 конц

СН3СН2-ОН  → СН2 = СН2  + Н2О

       этанол                                 этилен

В) Реакция окисления спиртов до альдегидов, в качестве окислителя используют окси меди

СН3-ОН  + СuO → CHOH + Cu + Н2О

  метаналь       оксид меди         метаналь

4 группа реакций – как и все органические вещества, содержащие углерод и водород, спирты горят, образуя, углекислый газ и воду, с выделением тепла.

СН3-ОН   + 2 О2 → СО2  + 2 Н2О

  1. Лабораторная работа по группам (10 мин.)

 Ребята, сейчас Вы будете работать в группах, провеете некоторые химические реакции характерные для спиртов. Вы получите карточку -  задание, обсудите её выполнение и подготовитесь к демонстрации опыта.

Давайте повторим правила техники безопасности.

Карточка-задание  1 группе:

  1. Проведите реакцию взаимодействия этанола с натрием.

Описание опыта: В пробирку налейте 2-3 мл. этанола в него опустите на кончике проволоки кусочек натрия. Что вы наблюдаете?

  1. Объясните полученный результат.
  2. Запишите уравнение проделанной  реакции.

Карточка-задание  2 группе:

  1. Из предложенных веществ выберите те вещества, которые необходимы для синтеза этилового эфира уксусной кислоты.
  2. Подготовьтесь к проведению и демонстрации опыта.

Описание опыта: В пробирку налейте 2 мл. необходимого спирта, 2 мл. карбоновой кислоты и 1 мл. конц. серной кислоты. Смесь перемешайте, нагревайте не очень сильно в течение 4-5мин. (осторожно!), не доводя до кипения. Затем дайте остыть смеси и вылейте её в кристаллизатор с водой. Образовавшееся соединение – эфир – собирается на поверхности. Обладает ли он запахом?

  1. Как определить полученное вещество?
  2. Составьте уравнение проделанной реакции.

Карточка-задание  3 группе:

  1. Проведите реакцию окисления этилового спирта до этаналя.
  2. Подготовьтесь к проведению и демонстрации опыта.

Описание опыта: Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите её в этиловый спирт. Зафиксируйте наблюдения. Повторите это несколько раз.

  1. Как определить полученное вещество?
  2. Составьте уравнение проделанной реакции.

  1.  Отчет групп по выполненному заданию (10 мин.)

  1. Закрепление (5 мин)

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Чем определяются химические свойства спиртов?

- В какие химические реакции вступают спирты?

- По каким группам можно разделить химические реакции, в которые вступают спирты?

- Могут ли спирты гореть? Запишите уравнение реакции

  1. Итог урока.  
  2. Домашнее задание
  1. § 17 стр.143-145, упр. № 9 или № 11
  2. Подготовить сообщение на тему: «Влияние этанола на организм человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме "Функции. Их графики и свойства" 10 класс

Назначение теста – оценить общеобразовательную подготовку по математике учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений по теме: «Связь между свойствами функции и графиком»...

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс

Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...

Модульный урок .Кислород.Свойства. 8 класс

Модульный урок по химии на тему: " Кислород. Нахождение в природе. Свойства".  Конспект модульного урока  состоит  из технологической карты для учащихся и рабочей карты (ответов). ...

Куб и его свойства (5 класс)

Презентация к уроку матемакики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. по теме: "Куб и его свойства"....

конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс

Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение....

Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...