Глюкоза, ее строение, свойства и применение
план-конспект урока по химии (10 класс)

Бабаян Анкин Мартуновна

Технологическая картка урока для учащихся 10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glyukoza._tehnologicheskaya_karta._10_klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Глюкоза, ее строение, свойства и применение»

Цели урока:

Обучающие: изучить строение, свойства, получение и применение глюкозы,

знать качественные реакции на глюкозы, сходство глюкозы с альдегидами и многоатомными спиртами.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления и внимания при просмотре демонстративных опытов и презентации.

Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности при работе с раздаточным материалом.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение целей урока. Мотивация.

Сегодня мы с вами будем изучать удивительное вещество, это энергетический резерв каждой клетки, без этого вещества клетка погибает, избыточное содержание этого вещества в крови, связанное с гипофункцией поджелудочной железы, приводит к заболеванию – сахарному диабету.

Какое вещество мы будем изучать? Глюкозу.

Сегодня мы изучим строение, свойства и применение глюкозы, научиться делать качественные реакции на глюкозу.

  1. Актуализация.

Мы с вами изучили органические вещества молекулы, которых содержат атомы кислорода, какие это вещества?

Для этих веществ характерны функциональные группы. Какие функциональные группы вы знаете? Учащиеся работают с приложением Б, задание №1 «Проверь себя». Проверяют и оценивают работу.( Слайд 1,2,3) (приложение В, Г)

  1. Изучение нового материала

Характерные реакции  глюкозы

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть типичные химические свойства глюкозы, определит: к какому классу соединений по функциональным группам относиться глюкоза.

УЭ-1

Цель: проверить уровень сформированности знаний об углеводах и качественных реакциях на органические вещества.

 Выполните тест:

1.(1 балл) Какое из веществ относится к углеводам?

а) СН2О, б) С2Н4О2, в) С6НО6, г) С6Н12О6.

2. (3 балла) Соотнесите:

название углевода:            углевода:

1) фруктоза,                     а) моносахарид,

2) целлюлоза,                  б) дисахарид,

З) глюкоза,                       в) полисахарид.

4) крахмал,

5) рибоза,

6) сахароза;

3. (1 балл)  Назовите реагент для распознавания фенолов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ).

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

4. (1 балл) Назовите реагент для распознавания многоатомных спиртов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ),

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

5. (1 балл) Назовите реагент для распознавания альдегидов:

а) аммиачный раствор оксида серебра,

б) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленный раствор гидроксида меди (ІІ).

г) раствор хлорида железа(ІІІ).

Проверьте свои ответы. Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест.

Если вы набрали 0-3 балла, повторите §

Если вы набрали 4-5 баллов, рекомендуется дома еще раз  повторить §. Переходите к УЭ-2.

Если вы набрали 6-7 балла, переходите к УЭ-2.

Работайте индивидуально

УЭ-2

Цель: актуализировать знания о качественных реакциях в органической химии:

Ответьте на вопросы:

  1. Что называется функциональной группой?
  2. Перечислите известные вам функциональные группы?
  3. Какие качественные реакции вам известны на непредельные углеводороды, спирты одноатомные и многоатомные, альдегиды, кислоты и щелочи?

Обсудите вопросы в парах и с классом

УЭ-3

Цель: создание проблемной ситуации

  І. Проделайте лабораторный опыт№1

 «Взаимодействие глюкозы со свежеприготовленным гидроксидом меди (ІІ)» 

а) В пробирке №1 налито 0,5 мл раствора глюкозы, добавьте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора медного купороса.

б) К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

Ответьте на вопросы:

  1. Что наблюдается?
  2. Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди(II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора?
  3.  Наличие каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
  4. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево-желтый?
  5. Что представляет собой желто-красный осадок?
  6. Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?

ІІ. Проделайте лабораторный опыт№2

«Действие с аммиачным раствором оксида серебра»

 В пробирку №2, содержащую 1 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1 мл гидроксида аммония из пробирки с пробкой и 1 мл раствора нитрата серебра и нагрейте пробирку на пламени спиртовки.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Что наблюдается?
  2. Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?
  3. Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Работайте в парах.

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

Название опыта:

1а)

Наблюдение:

1б).

Наблюдение:

2. Название опыта

Наблюдение:

УЭ-4

Цель: объяснить результаты эксперимента.

Внимательно прочитайте  с. 203-204

Сделайте вывод по проделанной лабораторной работе:

  1. К каким классам соединений можно отнести глюкозу? Почему?
  2. Запишите уравнения реакций глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ) при обычных условиях и при нагревании.
  3. Запишите уравнение реакции глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

Запишите в тетрадях вывод и уравнения реакций.

УЭ-5

Цель: проверьте полученные знания о качественных реакциях глюкозы.

Выполните тест: (вариант І вопрос №1,3,5,7,9;

                              вариант ІІ вопрос №2,4,6,8,10)

1.(1 балл) Назовите продукт реакции «серебряного зеркала» для глюкозы:

а) глицерат меди (ІІ),

б) оксид меди (І),

в) глюконовая кислота.

2. (1 балл)  Назовите продукт взаимодействия глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ) при нагревании.:

а) глицерат меди (ІІ),

б) оксид меди (І),

в) глюконовая кислота.

3. (1 балл)  При помощи какого реагента можно отличить глюкозу от глицерина:

а) аммиачного раствора оксида серебра,

б) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ).

4.  (1 балл)  При помощи какого реагента можно отличить глюкозу от уксусного альдегида:

а) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ),

б) свежеприготовленным раствором гидроксида меди (ІІ)  при нагревании,

в) аммиачного раствора оксида серебра.

5. (1 балл) Реактивы для проведения реакции «серебряного зеркала»

а) хлорид аммония и нитрат серебра,

б) гидроксид аммония и нитрат серебра,

г) оксид серебра и аммиак.

6. (1 балл) Реактивы для проведения качественной реакции на глюкозу как многоатомный спирт:

а) гидроксид натрия и гидроксид меди (ІІ),

б) сульфат меди (ІІ) и гидроксид натрия,

в) медный купорос и  сульфат меди (ІІ).

7.(1 балл) Глюкоза – это:

а) альдегид,

б) многоатомный спирт,

в) альдегидоспирт.

8. (1 балл) Глюкоза – это:

а) монофункциональное соединение,

б) амфотерное соединение,

в) полифункциональное соединение.

9.(1 балл) Группа атомов, которая отвечает за химические свойства вещества, называется:

а) химическая группа,

б) функциональная группа,

в) углеводородный радикал.

10.(1 балл)Вещества, состоящие из атомов углерода, водорода и кислорода, при чем соотношение между атомами Н и О такое же как в воде 2:1, называются:

а) углеводородами,

б) углеводами,

в) спиртами.

Работайте индивидуально

УЭ-6

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

5

4

3

менее 3

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 10 классе по теме "Глюкоза. Строение. Свойства".

Урок по органической химии в 10 классе по программе Новошинских....

Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»

в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

План-конспект урока АЛЮМИНИЙ, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

урок разработан для 9 класса по теме "Металлы"...

Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...

Презентация по химии на тему "Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влия¬ние атомов в молекуле. Понятие крезолов"

Цель:Образовательные:Изучить состав и строение фенолов;Рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;Познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фе...

Фенолы. Строение, свойства и применение.

Урок химии в 10 классе естественно-научной направленности. Формирование представлений о феноле, его свойствах и применении, биологической роли соединений фенола. "Фенольные дома", карболка....