Урок по теме "Сера"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Гумецова Людмила Шамильевна

Это интересно...

  • Содержание серы в организме человека массой 70 кг - 140 г.
  • В сутки человеку необходимо 1 г серы.
  • Серой богаты горох, фасоль, овсяные хлопья, пшеница, мясо, рыба, плоды и сок манго.
  • Сера входит в состав гормонов, витаминов, белков, она есть в хрящевой ткани, в волосах, ногтях. При недостатке серы в организме наблюдается хрупкость ногтей и костей, выпадение волос.
  • Следите за своим здоровьем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sera_urok.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сера.

Цель : изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, основные свойства серы и области её применения

Задачи :

1. Образовательная – изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, физические и химические свойства: взаимодействие с активными металлами, неметаллами, окислительно - восстановительные свойства.

2. Развивающая – развивать у учащихся умения работать с дополнительной литературой при подготовке к уроку, проводить эксперимент, наблюдать за результатами, делать выводы.

3. Воспитательная – формировать у учащихся

 -взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни.

Оборудование: Различные модификации серы, спирт, толуол, металлы- Na, Zn, Al, стеклянная и фарфоровая посуда.

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Вопросы для экспресс - опроса:

-  Назовите основные физические характеристики кислорода.

-  Как получают кислород в промышленности и лаборатории?

-  Какие аллотропные модификации образует кислород? Сравните их свойства.

-  Что вам известно об озоновом слое земли? Какова его роль для жизни на земле?

-  Где применяется кислород?

-  Когда и кем был открыт кислород?

Общая характеристика серы. Химические свойства серы

Рассмотрим строение атома серы и его валентные возможности.

Строение атома серы

 Размещение электронов по уровням и подуровням

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264062/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no17-sera-allotropia-sery-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-sery-primenenie/img004.gif

Основное состояние

1s22s22p63s23p4

Размещение электронов по
орбиталям  (последний слой)

Степень
окисления

Валентность

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264064/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no17-sera-allotropia-sery-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-sery-primenenie/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20S.gif

+2, -2

В основном состоянии

II

 

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264064/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no17-sera-allotropia-sery-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-sery-primenenie/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A1gif.gif

+4

Первое возбуждённое состояние

IV

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460264064/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no17-sera-allotropia-sery-fiziceskie-i-himiceskie-svojstva-sery-primenenie/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B5.gif

+6

Второе возбуждённое состояние

VI

Получение серы

1.      Промышленный метод –  из руды с помощью водяного пара.

2.      Неполное окисление сероводорода (при недостатке кислорода).

2H2S + O2 = 2S + 2H2O

3.      Полное окисление

2H2S + SO2 = 3S + 2H2O

Химические свойства серы

Сера - окислитель

S0 + 2ē −> S-2

1)      Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + S −> Na2S  ОПЫТ

      c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t°

2Al + 3S  –t°−>€€Al2S3

Zn + S  t°−>€€ZnS         ОПЫТ

Cu + S  t°−>€€CuS   ОПЫТ

2)     С некоторыми неметаллами сера образует бинарные соединения:

H2 + S −> H2S

2P + 3S −> P2S3

C + 2S −> CS2

Сера - восстановитель

S - 2ē −> S+2;

S - 4ē −> S+4;

S - 6ē −> S+6

1)     c кислородом:

S + O2  –t°−>  S+4O2

2S + 3O2  –t°;pt−> 2S+6O3

 2)     c галогенами (кроме йода):

S + Cl2 −> S+2Cl2

 3)     c кислотами - окислителями:

S + 2H2SO4(конц) −> 3S+4O2 + 2H2O

  S + 6HNO3(конц) −> H2S+6O4 + 6NO2 + 2H2O

 4)      с щелочами:    

 3S0 + 6KOH −> K2S+4O3 +

 2K2S-2 + 3H2O

 

Применение

Вулканизация каучука, получение эбонита, производство спичек, пороха, в борьбе с вредителями сельского хозяйства, для медицинских целей (серные мази для лечения кожных заболеваний), для получения серной кислоты и т.д.

Закрепление изученного материала

( тест)

Вставьте пропущенные слова

1. Сера- элемент… группы, … подгруппы.

2. В атоме серы …электронов.

3. На внешнем уровне в атоме …электронов.

4. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, 0, +4, +6.
в) –1, –2, 0,  +6.

5. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

6. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

7. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфитная;
в) сульфитная.

8. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота  

9. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

2. Стихотворение «Сера» (слайд):

Сера, сера, сера, эс.
Тридцать два – атомный вес.
Сера в воздухе сгорит,
Мы получим ангидрид.
Ангидрид её с водой
Станет серной кислотой.

Запишите уравнения химических реакций, о которых идёт речь в стихотворении.

2. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения (слайд 16):

http://festival.1september.ru/articles/615739/img1.gif

 Это интересно...

  • Содержание серы в организме человека массой 70 кг - 140 г.
  • В сутки человеку необходимо 1 г серы.
  • Серой богаты горох, фасоль, овсяные хлопья, пшеница, мясо, рыба, плоды и сок манго.
  • Сера входит в состав гормонов, витаминов, белков, она есть в хрящевой ткани, в волосах, ногтях. При недостатке серы в организме наблюдается хрупкость ногтей и костей, выпадение волос.
  • Следите за своим здоровьем!
  • Соединения серы могут служить лекарственными препаратами;
  • Сера – основа мази для лечения грибковых заболеваний кожи, для борьбы с чесоткой. Тиосульфат натрия Na2S2O3 используется для борьбы с нею.
  • Многие соли серной кислоты содержат кристаллизационную воду: ZnSO4×7H2O и  CuSO4×5H2O. Их применяют как антисептические средства для опрыскивания растений и протравливания зерна в борьбе с вредителями сельского хозяйства.
  • Железный купорос FeSO4×7H2O используют при анемии.
  • BaSO4 применяют при рентгенографическом исследовании желудка и кишечника.
  • Алюмокалиевые квасцы KAI(SO4) 2×12H2O - кровоостанавливающее средство при порезах.
  • Минерал Na2SO4×10H2O носит название «глауберова соль» в честь открывшего его в VIII веке немецкого химика Глаубера И.Р. Глаубер во время своего путешествия внезапно заболел. Он ничего не мог есть, желудок отказывался принимать пищу. Один из местных жителей направил его к источнику. Как только он выпил горькую соленую воду, сразу стал есть. Глаубер исследовал эту воду, из нее выкристаллизовалась соль Na2SO4×10H2O. Сейчас ее применяют как слабительное в медицине, при окраске хлопчато- бумажных тканей. Соль также находит применение в производстве стекла.
  • Тысячелистник обладает повышенной способностью извлекать из почвы серу и стимулировать поглощение этого элемента с соседними растениями.
  • Чеснок выделяет вещество – альбуцид, едкое соединение серы. Это вещество предотвращает раковые заболевания, замедляет старение, предупреждает сердечные заболевания.

5. Домашнее задание

П.26, упр.1-3,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...