Конспект урока по химии в 9 классе по теме: Водород
план-конспект урока по химии (9 класс)

Сачкова Ирина Анатольевна

Конспект урока по химии в 9м классе построенный в системно-деятельностном подходе. Урок новых знаний. 

Структура урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
  9. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vodorod_sachkova_.docx456.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

Конспект урока по химии в 9 классе по УМК О.С. Габриеляна

по теме: Водород

учитель: Сачкова И.А.

Цель: создать условия для формирование представлений о водороде как химическом элементе и веществе.

Задачи: 

  • Обучающие: привести в систему знания учащихся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания степени окисления элементов.
  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.
  • Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

Тип урока: открытия новых знаний.

Структура урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
  9. Домашнее задание

Оборудование: презентация, план характеристики химического элемента, листочки-загадки про водород.

Реактивы: цинк, серная кислота.

Лабораторное оборудование: штативы, пробирки, спички

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие, позитивный настрой на работу)

Прием «яркое пятно»

1. Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас и желаю вам плодотворной работы

2. Какую тему мы с вами начали изучать?

Сколько химических элементов входят в состав веществ, образующих клетку живых организмов? (Более 70)

Основу жизни составляют 6 элементов Н, C, N, O, P, S на долю которых приходиться  98% массы живого.

3. Передача «Устами младенца» 

  1. В средние века химики называли это вещество «горючим газом»
  2. Это самый распространенный элемент в космосе.
  3. Наше солнце более чем на половину состоит из этого вещества.
  4. В 1784 г. французский химик Лавуазье доказал, что это не горючий газ, а индивидуальное вещество и дал название элементу его образующее «гидрогениум», что означает рождающий воду.

Внешняя готовность

Отвечают на вопросы

Просматривают видео, определяют тему урока, начинают работу в рабочих  листах

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задание №1

Цель: подготовка мышления учащихся к деятельности, активизировать мыслительные процессы, сделать акцент на отличие  между понятиями  атом и простое вещество.

 Индивидуальная работа в рабочих листах

Организуется самопроверка по слайду, занесение результата в лист самоконтроля

Парная  работа по карточке

Фиксирование возникших затруднения

          В чем разница между этими понятиями атом и простое вещество?

Что такое атом, что такое вещество?

       Когда мы говорим про химический элемент, мы говорим про атом. Когда мы говорим про простое вещество, мы говорим про 2-х атомные молекулы водорода.

В рабочих листах запишите формулу атома и молекулы водорода, укажите относительную атомную и молекулярную массы.

Заслушайте  высказывание, определите, где речь идет про водород как простое вещество, а где про атом. И запишите номер в соответствующий столбик.

1. Водородом наполняют воздушные шары.

 2. Водород – самый лёгкий из всех газов.

3. Водород в земной коре в % по массе занимает 9-е место.

4. Наряду с углеродом образует все жизненно важные органические вещества – белки, жиры, углеводы.

Учитель отмечает, что определенные знания по данной теме у обучающихся имеются. И  предлагает выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Это задание Согласен не согласен (приложение)  в рабочих листах. Обращаю ваше внимание, что в таблице есть два столбика, вы заполняете 1-й. Мы вернемся к этому заданию в конце урока.

На какие вопросы вы легко ответили, и уверены. Что они верные? Какие вызвали у вас затруднения? Мы вернемся к этому заданию в конце урока и еще раз оценим эти суждения.

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа в рабочих листах

Самопроверка по слайду, занесение результата в лист самоконтроля

Работая в парах, обсуждают высказывания, отмечают + согласны, - не согласны

Отвечают на вопросы, чтобы зафиксировать возникшие затруднения

III. Выявление места и причины затруднения

Учитель напоминает обучающимся, что каждый химический элемент изучается по определенному плану. (План отдельно на доске) Какие вопросы плана вызывают наибольшее затруднения?

По плану определяют вопросы, известные им, вопросы которые вызывают затруднения, вопросы, которые они могут изучить самостоятельно

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Определение целей урока, источников информации

Посмотрите на план и скажите, где мы можем взять информацию,  чтобы рассмотреть эти вопросы?

Обучающиеся  определяют цели урока, источники информации, для рассмотрения вопросов 

Цель урока - Познакомиться с водородом как с химическим элементом и простым веществом

  1. Реализация построенного проекта

Изучение нового материала согласно плану характеристики химического элемента

Работа с тестом учебника, обсуждение в парах

Работа с тестом учебника

Проведение опыта «Получение и определение водорода»

Составление уравнений реакции на доске (совместно), и индивидуально

Прием – найди ошибку

Положение элемента в ПСХЭ, строение атома

Определите положение водорода в Периодической системе, составьте схему строения атома.

Сделайте записи в рабочих листах:

Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:

Заряд ядра

Число протонов,

число электронов,

число нейтронов

Учитель обращает внимание обучающихся на двойственное положение водорода в ПСХЭ, предлагает,  работая в парах с текстом учебника, объяснить сходство водорода с галогенами и с щелочными металлами. (можно разделить по рядам)

Переходим к следующему пункту плана и к следующему слайду.

 

Открытие водорода

Ой, а что это, ребята,  случилось?  Выручайте. Где будем брать информацию? (текст слайда с пропущенной информацией)

Если вам нужна дополнительная информация – учебник с. 103

Получение водорода

И мы с вами выполним опыт Генри Кавендеша.

Инструктаж по ТБ.

Перед вами есть все, что бы получить водород. (цинк, кислота). Сделайте это. Что вы наблюдаете.

Запишите уравнения реакции в ваших рабочих листа.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2  

Оцените вашу работу в листе самоконтроля (+ если получили водород и правильно составили уравнение реакции).

А как доказать, что выделяющийся газ это водород?

По характерному хлопку, с которым сгорает водород, т.е. реагирует с кислородом.

Демонстрация. Сгорание водорода. 

Организация Физ. минутки (приложение)

Физические свойства водорода

По рисунку в ваших рабочих листах опишите физические свойства водорода.

Химические свойства водорода

Мы посмотрели, что водород будет реагировать с кислородом, с какими еще веществами будет реагировать водород? (привлечение знаний учащихся)

  1. С неметаллами
  2. С металлами
  3. С оксидами металлов, восстанавливая металлы.

.

Работают с ПСХЭ, заполняют рабочие листы

Работа с текстом учебника, обсуждение в парах. Озвучивание результатов на аудиторию.

Обучающиеся оценивают  свою работу: ставят  + , если верно указано строение атома, могут  объяснить двойственное положение водорода  в ПСХЭ.  

Работают с текстом учебника,  вставляют устно пропущенные слова в тексте

Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием серной и соляной кислот на цинк, железо и олово. Его считают певооткрывателем водорода. Однако вывод о том, что водород представляет собой вещество, а не «горючий воздух», был сделан только в 1784 г., французским химиком Антуаном Лавуазье, который и дал этому элементу название «рождающий воду» - водород. Водород стал первым известным простым газообразным веществом.

Проводят опыт, составляют в рабочих листах уравнение реакции, один обучающийся у доски.

Сравнивают с образцом, вносят результаты в лист самоконтроля.

Устно описывают физические свойства водорода (информация по рисунку)

 Реакция водорода с кислородом составляется обучающимися на доске, определяется окислитель, восстановитель. Самостоятельно с кальцием, оксидом меди (II)

На доске реакции с ошибками, учащиеся исправляют ошибки.

Делают вывод:  При взаимодействии с активными металлами водород ведет себя как окислитель.

При взаимодействии с большинством неметаллов и с оксидами металлов водород ведет себя как восстановитель.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте вернемся к утверждениям, с которыми работали в начале урока. Оцените эти высказывания еще раз. Озвучьте результаты, сделайте выводы.

Работают с заданием «Согласен – не согласен». Отвечают на вопросы с учетом приобретенных знаний. Делают вывод, сравнивая ответы на начало урока и в конце.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону)

правильные ответы и критерии на слайде

Организует самостоятельную работу

Обучающиеся выполняют тест по карточкам, осуществляют взаимопроверку по образцу (обменялись тетрадями) выставить отметки.

На слайде правильные ответы, критерии оценивания.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

В течение урока вы работали с листом самооценки. Просмотрите, как вы оценивали свою работу на всех этапах урока и поставьте себе отметку

А также продолжите любую фразу на слайде

Выставляют отметку с учетом результатов в листе самооценки

По желанию озвучивают фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • затруднение вызвало…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • мне необходимо…
  1. Домашнее задание

Домашнее задание включает обязательную часть и дополнительное, творческое задание

Озвучивает домашнее задание

П.17 с.98-103, выписать  все уравнения  из п.17, 4 рассмотреть как ОВР

Составить коллаж – применение водорода, водород в природе.

Записывают домашнее задание

Приложение

Карточка «согласен – не согласен»

Суждения о водороде

Согласен «+»

Не согласен «-»

Согласен «+»

Не согласен «-»

1. Водород занимает в ПСХЭ два места, потому что он является самым легким газом

2. Степень окисления водорода равна +1

3. Атомы водорода в молекуле удерживаются ковалентной неполярной связью

4. Водород хорошо растворяется в воде

5. В реакциях водород может выступать в роли окислителя и восстановителя

6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов

7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой

8. Водород можно собрать методом вытеснения воды

9. Водород горит с взрывом с образованием воды

10. Водород – это топливо будущего

Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”

1. Водород в ПС находится:

1) во 2 А группе

2) в 7 А группе

3) в 6 А группе

2. Водород проявляет степень окисления в соединениях:

1) +1 и - 1

2) +2 и -2

3) 0 и + 1

3. Водород это газ:

1) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха

2) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха

3) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха

4. Водород – как химический элемент во Вселенной занимает:

1) Второе место

2) Третье место

3) Первое место

5. Водород является продуктом взаимодействия:

1) Cu + HCl;
2) Zn + HCl;
3) Cu + H
2O;

6. Водород в химической реакции с металлами является:

1) восстановителем

2) окислителем

7. Водород в химической реакции с галогенами является:

1) окислителем

2) восстановителем

8. Водород реагирует с:

1) Н2О;
2) SO
3;
3) Cl
2;
9. Водород не реагирует с:

1) N2;
2) HCl
3) O
2

10. Экологически чистым топливом является:

1) бензин;

2) мазут;

3) водород.

Критерии оценивания

“5” – 0-1 ошибки

“4” – 2-3 ошибки

“3” – 4-5 ошибок

“2” – более 6 ошибок

Лист самоконтроля

Фамилия, имя _____________________

Вид задания

Отметка

  1. Водород как атом и как вещество

2. Положение элемента в ПСХЭ, строение атома

3. Получение водорода

4. Химические свойства

5. Согласен – не согласен

6. Итоговый тест

Итоговая отметка за урок

Рабочий лист

ДАТА________________

ТЕМА_______________________________________________________

  1. Водород как атом и как вещество

Атом водорода

Молекула водорода

Химическая формула

Масса

Номер верного высказывания

 

Согласен – не согласен

Суждения о водороде

Начало урока

Завершение урока

1. Водород занимает в ПСХЭ два места, потому что он является самым легким газом

2. Степень окисления водорода равна +1

3. Атомы водорода в молекуле удерживаются ковалентной неполярной связью

4. Водород хорошо растворяется в воде

5. В реакциях водород может выступать в роли окислителя и восстановителя

6. Водород восстанавливает металлы из их оксидов

7. Водород получается при взаимодействии металла с кислотой

8. Водород можно собрать методом вытеснения воды

9. Водород горит с взрывом с образованием воды

10. Водород – это топливо будущего

2. Положение элемента в ПСХЭ, строение атома

Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:

Заряд ядра

Число протонов

Число электронов

Число нейтронов

3. Получение водорода в лаборатории

  1. Физические свойства водорода

5. Химические свойства водорода

Водород реагирует с неметаллами:

 Водород реагирует с металлами:

Водород реагирует с оксидами металлов, восстанавливая металлы:

Физ. минутка

По классу размещаются загадки про водород, (под столом, стульями, на стенах), обучающиеся должны их найти озвучить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

План-конспект урока по химии 8 класс тема "Водород"

Урок с использованием ЦОР по химии, тема: "Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности"...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Конспект урока по химии 8 класс на тему " Применение галогенов"

Актуальность: нам предстоит обобщить и систематизировать полученные на прошлых уроках знания о галогенах, и ответить на следующие вопросы:Что такое  «вытеснительный  ряд» галогенов?Какой хим...

Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"

Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...