Самостоятельная работа учащихся на уроках химии
статья по химии

Никулина Тамара Сергеевна

Ззначение и описание самостоятелбной работы учащихся, виды работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped_chteniya.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Я, учитель МБОУ СОШ п. Усть-Уда, мой предмет-химия. Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Использование метода самостоятельной работы на уроках химии». В чем выражается актуальность данной темы: в условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования в школе является усвоение основ химии для обеспечения определенных условий, интеллектуального развития и саморазвития личности, воспитания гражданина-патриота, формирования у учеников разумного отношения к себе, к другим людям, окружающей среде. Проблема формирования у учеников способности самостоятельно учиться – одна из основных в системе образования, поскольку касается адаптации ученика к жизни в условиях быстротечных изменений информационного общества. Я считаю, что  разработка  и использование для организации самостоятельной работы дидактического  материала, повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, самостоятельность учащихся и качество знаний. Поэтому моей целью явилось: Разработать и внедрить в практику дидактический материал для самостоятельной работы учащихся.

Задачи: 1. Проанализировать теоретический материал о методах, видах и функциях самостоятельной работы.

2. Разработать и использовать дидактический материал для организации и проведения самостоятельной работы  учащихся. Внедрить в учебный процесс.

3. Сравнить и проанализировать эффективность уроков с использованием метода самостоятельных.

Для успешного освоения метода необходимо знать методологическую сторону. С учетом указанного выше можно определить следующие методические ориентиры внедрения нового содержания химического образования: обеспечение  личностно -  ориентированного подхода, реализация компетентностного подхода. Формирование умения учиться, ориентация на самообучение, соблюдение современных дидактических принципов, трансформация функций оценивания учебных достижений. Методику современного урока характеризует система самостоятельных работ, которые выполняются по учебнику, по карточкам, лабораторные опыты. Внимание учеников следует обратить на необходимость осознания целей работы, на то, какие знания и умения они должны получить, выполняя задание. Учитель обучает школьников всем необходимым компонентам познавательной деятельности: осознание цели, выполнение работы, соотношение результатов работы с целью, оценивание своих достижений. Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить множество учебно-воспитательных задач: повысить осознание и прочность усвоения знаний школьниками; отработать умения и навыки; научить использовать полученные знания в жизни; развивать познавательные  способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность; учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли самостоятельно заниматься образованием после школы. Во время своей практической работы учитель организует множество видов самостоятельной работы. Доклад, реферат, работа с учебником, работа  по карточкам, проведение опытов. Иначе говоря, учитель создает обстановку, в которой ученик не может сидеть на уроке, как отмечал К. Д. Ушинский: «Без мысли в голове, без дела в руках»

Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания. Для учащихся с высоким уровнем мотивации большая роль отводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель отслеживает усвоение знаний, умений, помогает ученику добиться успеха.

        Для учащихся с низкой учебной  мотивацией дифференциация должна проявляться не столько в структуре заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Например, я наблюдаю за работой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы.

        Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока: для усвоения новых знаний и их закрепления, для обобщения и повторения пройденного, для контроля знаний. Главное, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям ученика. Самостоятельная работа – неотъемлемая часть процесса обучения, это средство борьбы за глубокие и прочные знания. Система самостоятельных работ на уроках химии позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, формирует социально-адаптированную личность, способную адаптироваться в современной жизни. Познание мира действенно тогда, когда мы пропускаем его через все органы чувств. Существуют три  уровня самостоятельной деятельности учащихся:

1. Репродуктивные (копирующие) – задания для самостоятельных работ заключают в себе требования выполнять те или иные действия по образцу. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала.

 2. Частично-поисковые (эвристические) – самостоятельные работы побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.

3. Исследовательские самостоятельные работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.

На начальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий химии ученики, прежде всего, выполняют  работы репродуктивного характера, которые обеспечивают основу для дальнейшего выполнения  заданий частично – поискового и исследовательского характера. Репродуктивные задания помогают  ученикам «уложить» знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепит. Подбор заданий учитель проводит так, чтобы ученики в процессе выполнения  могли применить  такие приемы  учебной деятельности: решение задач по готовому образцу, ответы по вопросам по предложенному тексту, выполнение эксперимента по готовой инструкции, составление таблиц по тексту учебника, чтение таблиц, описание свойств веществ, явлений, устройств и приборов, пересказ текста, составление словаря.  (Приложение 1). Во время составления систем заданий необходимо реализовывать развивающий принцип обучения, нацеливая учеников на постоянный переход от приемов репродуктивной к приемам частично-поисковой и исследовательской деятельности. Репродуктивные задания, с целью исследования свойств веществ, предусматривают проведение эксперимента эвристического характера и по готовой инструкции. Привожу систему  заданий по обучению учеников описанию свойств веществ. Где предусматривается репродуктивная и частично – поисковая деятельность. ( Приложение 2)

Отмечая три типа самостоятельных работ учащихся, нужно сказать, что на практике не всегда можно с полной уверенностью определить, какого именно типа работа в каждом конкретном случае была проведена. Резкой грани между типами самостоятельных работ не существует. Речь может идти лишь о преобладании того или иного характера познавательной деятельности учащихся во время работы. Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы.

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер.
  2. Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий.
  3. Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми.
  4. Для самостоятельной работы предлагать задания, требующие применение знаний в новой ситуации.
  5. Самостоятельную работу нужно планомерно и систематически включать  в учебный процесс.
  6. Метод самостоятельной работы сочетать с другими методами. Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем.
  7.         На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности.

В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой (работа с текстом, составление плана ответа, конспектирование, структурирование текста).
  2. Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).
  3. Проверочные самостоятельные работы (тесты, химические диктанты).
  4. Подготовка докладов и рефератов.
  5. Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).

Виды дидактического материала для проведения

самостоятельных работ: (Приложение 3)

  1. тесты
  2. разноуровневые карточки
  3. листы индивидуальной работы
  4. опорные конспекты
  5. карточки-задания
  1. тесты химических диктантов с пропущенными словами, терминами.

Организация работы с учебником

Работа с учебником будет эффективна в том случае, если в ней объединяются репродуктивная и творческая деятельность учеников, с объяснением учителя и постановкой опытов, умелое использование средств наглядности. С начала изучения химии необходимо приучать учеников к тому, что школьный учебник для них - главный источник научных химических знаний. У учеников нужно формировать умения отбирать из учебника максимальный объем научной информации, анализировать его, сопоставлять данные, делать выводы и обобщения. Ученики получают инструкцию, как работать с учебником, с текстом параграфа, как выполнить задание. Выделить главное, обобщить, структурировать текст и т.д. Заранее можно записать вопросы на доске, ответы дети находят в параграфе. Ученики должны уметь выделить главное в тексте, работать с терминами, определять ключевые моменты. Работа с учебником на уроке может успешно объединиться с рассказом учителя, беседой, выполнением упражнений. Разнообразная работа с учебником на уроке (текстом, таблицами, иллюстрациями) в соединении с опытом помогает ученикам не только глубоко осмыслить содержание материала, но и выяснить учебные возможности учебника химии - дидактические и методические. Работа с учебником будет эффективна в том случае, если в ней объединяются репродуктивная и творческая деятельность учеников с объяснением учителя и постановкой опыта, умелое использование средств наглядности.

Самостоятельная работа учеников во время выполнения лабораторных и практических работ

Самостоятельная работа неразрывно связана с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д. Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании. Во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса химии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается. Лабораторные работы  являются одной из форм работы на уроках химии  для проверки знаний, умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем и разделов. Лабораторные работы отражают не только теоретические знания учащихся, но также позволяют проверить их мыслительную деятельность, самостоятельность, внимание, концентрированность, творческий подход и воображение. Кроме того, лабораторные работы позволяют проявить свои умения и методическую грамотность самому учителю, который ищет новые подходы и методы в обучении учащихся, пытается их заинтересовать и вовлечь в изучение предмета. Не все виды  опытов дети могут проводить и доказывать самостоятельно.  Например, химические свойства оснований, кислот и солей учащиеся выполняют самостоятельно и фиксируют результат в виде отчета (Приложение 4).

Другие виды самостоятельных работ

Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.

Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов. 
- Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
 
- Химические диктанты с самопроверкой.
 
- Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся. Вопрос «Самостоятельная работа учащихся» является не новым, и изучался многими педагогами, методистами, психологами. Анализируя изученную литературу, можно сказать, что каждый из них внес в изучение этого вопроса свой вклад, свое понимание значения, места, функций, видов методов самостоятельной работы. Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности: познавательная, практическая, организационно-техническая. Первое
 направление представлено в работах  Б.П. Есипова (60-е гг.) Он определил роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе, особое внимание, уделив ее способности развивать познавательную активность учащихся. Второе направление берет начало в работах Я. А. Каменского. Он разрабатывает организационно-практические вопросы вовлечения школьников в самостоятельную деятельность.  Им анализируются области применения самостоятельных работ, виды, использование.    Третье  направление получило свое отражение в работах К.Д. Ушинского. Он выявил сущность самостоятельной деятельности школьника, ее элементов – предмет и цели деятельности. Большое внимание этому вопросу уделила автор А.И. Зимняя, которая подчеркивает, что самостоятельная работа – это следствие правильно-организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. А.И. Зимняя рассматривает самостоятельную работу, как высшую работу учебной деятельности школьника, являющуюся компонентом целостного педагогического процесса, которому присуща триединая функция. Ю.К. Бабанский рассматривает методы самостоятельной работы, как подгруппу методов организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Автор проводит классификацию методов самостоятельной работы, выделяет их функции, рассматривает рациональность их использования, эффективность самостоятельной работы, дифференцированный подход при ее использовании, делает общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы. Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности,  как учителей, так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала. Организовать  самостоятельную  работу так, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе. Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезной работе,  развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность,  логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли стать успешными во взрослой жизни.

Практическое внедрение метода самостоятельных работ на уроках химии

Для того чтобы оценить эффективность метода и практически его применить, начала внедрять различные приемы самостоятельных работ для учеников 8А класса (17 человек по списку на 2015 уч. год), начиная с момента  обучения химии, в течение 2-х лет обучения. Вначале был проведен подбор и анализ материалов, изучение соответствующей литературы. Использование метода самостоятельной работы предлагалась учащимся на таких этапах урока как:

- выполнение домашнего задания (ДЗ)

- изучение нового материала (ИНМ)

- закрепление (З)

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственный за выполнение

Сентябрь-октябрь 2014 уч. года

Изучение методической литературы, сбор информации

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель

Ноябрь-декабрь 2014 уч. года

Подбор и подготовка заданий для самостоятельных работ. Внедрение метода в практику, оценка результатов в конце полугодия.

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель

Январь-март 2015 уч. года

Проведение работ, на уроке, при выполнении дом. заданий, для закрепления, изучения материала, индивидуальной работы.

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель, учащиеся

Апрель 2015 год

Оценка эффективности, диагностика результатов работы

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель, учащиеся (8 - а класса)

Учебный год 2016

( 1-3 четверть)

Дальнейшее использование метода для проведения самостоятельных работ, пополнение дидактического материала

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель, учащиеся 9-а класса

1-3 учебная четверть 2016 года

Конец четверти диагностика результатов работы

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

Учитель, учащиеся (9-а  класса)

Анализ результатов самостоятельных работ учащихся проводился в конце каждой четверти. Положительной динамикой считается увеличение числа работ выполненных на оценки «4» и «5».Учащиеся с низкой учебной мотивацией имеют неплохие результаты, заняты процессом, могут получить оценку, где им предлагается дифференцированное задание.

 Анализ результативности представлен в диаграммах, где указаны положительные оценки.

На  диаграммах видно, что с каждым полугодием  качество знаний учащихся растет. Наиболее легко ученикам дается выполнение домашних работ. Трудности у школьников возникают на этапе закрепления, когда в качестве самостоятельной работы им предлагается выполнить тест, химический диктант, карточки с заданиями, без использования учебника и тетрадей. Поэтому именно данным типам задания необходимо уделять наибольшие внимание на уроках.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации метода Краткосрочные результаты: способность учащихся творчески мыслить и самостоятельно работать, уметь применять полученные знания, самостоятельно овладевать информацией, уметь пользоваться источниками литературы. Умение работать практически, выполняя разные опыты, делать выводы и суждения.

Результаты продуктивной деятельности: подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестации,  к участию в олимпиадах и конкурсах.

Долгосрочные результаты: данный метод будет продолжать реализовываться и развиваться в дальнейшей моей работе. Распространение опыта реализации проекта для учителей химии на методических конференциях.

Оценка рисков

При внедрении метода могут, возникнут следующие риски: стремление учителя к повышению качества знаний и неумение учащихся работать самостоятельно; перевод практических умений на уровень навыков автоматизированного и творческого характера и низкий уровень самостоятельных действий; необходимость использования современных информационных технологий и отсутствие самостоятельных умений и навыков работы с компьютером у учащихся. В практике возникали данные трудности. В начале вступления в проект учащиеся не могли работать самостоятельно с информацией, трудности возникали при проведении лабораторных работ. Задания творческого характера могли выполнить только учащиеся с высоким уровнем мотивации. Для самостоятельных работ нет возможности использовать компьютерные технологии, так как нет оснащения  кабинета. Только учитель может проводить урок с использованием ИКТ. Но при систематическом применении метода самостоятельных работ, когда метод вошел в систему, учащиеся научились самостоятельно работать с источниками информации, карточками-заданиями, выполнять упражнения для закрепления, работать с домашним материалом. Форма докладов и сообщений дается сильным ученикам, а остальные учащиеся оценивают доклад по критериям, готовят и задают вопросы. Исследовательская работа мною проводилась четыре  раза, работали ученики, которым был нужен предмет для сдачи экзаменов, выбора профессии. Чтобы добиться успешного применения методов самостоятельной работы и снизить риски необходимо, чтобы любая самостоятельная работа на уроке имела конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.  Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Таким образом, я сделала вывод, что широкое применение самостоятельной работы  на уроках, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезной работе,  развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность,  логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они стать успешными во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках химии

В данной статье предлагаются варианты самостоятельных работ для учащихся на уроках химии. Вариативность определяется возрастом учащихся и уровнем подготовки....

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках химии

доклад по теме "Самостоятельная работа учащихся на уроках химии" содержит понятие самостоятельной работы, виды самостоятельных работ, примеры на разных этапах урока...