Обобщающий урок по химии "Посвящение в химики" в 8 классе
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Баранчикова Галина Александровна

Обобщающий урок- соревнование "Посвящение в химики" по итогам 1 полугодия в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posvyashchenie_v_himiki.docx228.18 КБ

Предварительный просмотр:

Баранчикова Галина Александровна                                                                          Учитель химии и биологии МБОУ Ельнинской СШ №2 им.К.И.Ракутина Класс: 8  

Тема урока: Посвящение в химики

Тип урока: Урок обобщения знаний

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии, обобщение, систематизация, закрепление знаний о химических элементах, умений определять степени окисления, классы неорганических веществ, закрепление умений и навыков работы с периодической системой,

 умений работать в группе, настойчивости и целеустремленности, ответственности,

формирование чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес. Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

 

План

  1. Вводное слово.
  2. Выступление королевы – химии с учениками.
  3. Объявление состава команд и жюри.
  4. Соревнования.
  5. Подведение итогов и награждение победителей.
  6. Посвящение в химики.
  7. Заключительное слово.

Ход мероприятия.

На доске плакат «ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ».

I. Вводное слово.

Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом году вы начали изучать новый предмет – химию. Что же такое – химия?

Ведущий 1: (разочарованно) Что такое химия? Это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии. Это лабораторные и практические работы…

Учитель:  Почему же тогда становятся химиками?

Ведущий 2: (восторженно) Да, потому что химия - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы. Химия – это чудесная наука, это немного чуда и много знаний!

II.  Выступление волшебницы- химии с учениками

Химия:  Я в  жизни помогаю людям,

            Зовут волшебницей меня.

           Я в праздник превращаю будни,

          Я- королева химия

Все что нас окружает – это вещества. Веществами и их превращениями я и управляю. Они все находятся в моей власти. Своими знаниями я готова делиться с вами. А чтобы вы поверили, что я волшебница – посмотрите , что я могу

               Ученик 1: Я могу из воды получить молоко (ОПЫТ 3: получение «молока»)

 Ученик 2: Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня (ОПЫТ 4: «дым» без огня)

Ученик 3 Ребята, хотите, я научу вас получать из воды малиновый сироп? Для этого просто нужно знать волшебные слова (ОПЫТ 9: получение малинового сиропа).                                                                                                  

Вопрос: Какие волшебные слова нужно знать, чтобы получить малиновый сироп? (объясните опыт)

Ответ: В щелочах фенолфталеин имеет малиновую окраску

Ученик 4: А я могу из простого ножа получить золотой (ОПЫТ 6: «золочение ножа»)

Ученики 5, 6: Оперируем без боли, правда, будет много крови.

                При каждой операции нужна стерилизация.

                Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно,

                Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

                Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

                Но сейчас я вытру руку, от пореза нет следа! (ОПЫТ 7: оперируем без боли)

Для проведения опыта приглашаются желающие из зрителей или игроки.

Химия: Ну, как, ребята, понравилось? Хотите ли вы познать мои тайны и стать такими же умелыми как мои ученики?

    III. Объявление состава команд и  жюри

Ведущий 1: В соревновании участвуют команды 8 А, 8Б класса.

Ведущий 2: Судить наше соревнование будет жюри в составе: (объявляют состав жюри)

                 IV. Соревнование   

Ведущий 1:                 Состязание 1 – домашнее задание.

Ведущий 2: Каждая команда должна была выбрать название и нарисовать эмблему. Первой домашнее задание представляет команда   8А  класса.

Ведущий 1: Максимальный балл – 5.

Ведущий 2: Домашнее задание представляет команда  8Б  класса.

Ведущий 1: Состязание второе – разминка.

Приглашаем по 2 человека от команды. Задание – расшифровать послание алхимика с помощью периодической системы.

Ведущий 2: Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Вы должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Побеждает -  кто быстрее.

Задание для первой команды:

24

49

12

49

63

16

19

49

63

Ч

88

63

18

19

52

49

74

11

18

Ы

Задание для второй команды:

74

19

16

84

88

76

5

76

74

У

18

52

11

63

3

79

Ь

Ъ

Я

!

C:\Users\Дом\Desktop\фотки для сайта\1663778011123.jpg

Химия: Пока ребята работают, я проверю, хорошо ли знают химические элементы остальные участники соревнования. За правильный ответ 1 балл. Если команда не знает – могут помочь болельщики. Если ответа нет – вопрос передается другой команде и оценивается 2 баллами. Мне помогут ученики

ЗАГАДКИ ПРО ЭЛЕМЕНТЫ

  1. Какой элемент всегда рад? (радон)
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. Какой неметалл является лесом? (бор)
  4. Название, какого химического элемента состоит из двух животных? (мышьяк)
  5. Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран)
  6. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)
  7. Название, какого металла несет в себе волшебника? (магний)
  8. Какой элемент утверждает, что может воду родить? (водород)
  9. Какой элемент утверждает, что может кислоту родить? (кислород)
  10. Какой элемент своим названием говорит, что он «светоносец»? (фосфор)

Проверка «шифровки». Объединяем два отрывка, и получаем фразу: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

Ведущий 1: Мы знаем, что это одно из правил техники безопасности. Алхимики его не соблюдали и многие из них отравлялись ядовитыми веществами.

Подведение итогов конкурса.

Ведущий 2: Состязание третье – эстафета.

Участвует вся команда. На доске под листками формулы веществ, один игрок подходит к доске, снимает листок и в формуле вещества расставляет вид химической связи. Второй игрок снимает следующий листок и выполняет  такое же задание. Оценивается скорость и правильность выполнения задания. Ошибка – один штрафной балл.

Проверка результатов.

Ведущий 1: Команда – победитель, предлагаем вам подкрепиться, попить чая с сухариком.  Но сухарик жестковат.  Чтобы зубы не испортить вы его в чае размочите. ( ОПЫТ  8: чай с сухариком). Можно ли пить такой чай? В кабинете химии нельзя есть и пить. Это правило техники безопасности.

Ведущий 2: Состязание четвертое.

От команд по три человека. Даны наборы веществ. Распределить их по классам и дать название каждому веществу.

Ученик 1 А я могу вызвать извержение вулкана (ОПЫТ 5: извержение «вулкана»)

V. Подведение итогов и награждение победителей:

а) команда победитель,

б) самый химически активный участник.

VI. Посвящение в химики.

Ведущий 1: Когда-то людей, занимавшихся химией, называли волшебниками, чернокнижниками, колдунами. В наш век химия может объяснить любые чудеса. Все волшебные превращения, которые вы видели сегодня – это просто эффектные химические опыты, которые может провести любой из вас, но при условии, что он будет знать химию.

Химия: Сегодня в состязании участвовали достойные ученики, и их я посвящаю в химики. Прошу команды встать и повторять за мной слова клятвы.C:\Users\Дом\Desktop\фотки для сайта\1663778011108.jpg

  КЛЯТВА ЮНОГО ХИМИКА

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт.

Жить, учится, и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химиков.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

  1. Заключительное слово учителя: Поздравляем вас с принятием в химики! Спасибо за участие!

 Практическая часть мероприятия

Опыт 1.Зажигание спиртовки волшебной палочкой.

Берется немного КMnO4, добавляется осторожно 0,5 мл конц. H2SO4, перемешать и прикоснуться палочкой со смесью к фитилю спиртовки    (должен быть хорошо смочен )

Опыт 2. «Вода» зажигает костер.

 В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического KMnO4. Аккуратно смочить кристаллы 2 мл Н2SO4(конц.).Фарфоровую чашку поставить на асбестовую сетку, замаскировать её, уложив сверху и вокруг стружки или лучинки, но так, что бы они не попали в чашку. Для зажигания костра, смачивают ватку этиловым спиртом и выжимают его над ним, так, чтобы капли попали в чашку. Спирт воспламеняется, поджигает и лучинки    ( руку быстро убрать )

Опыт 3. Получение « молока »

.Для получения «молока» в раствор Ba(NO3)2 приливают раствор Na2SO4. Выпадает осадок белого цвета.

Опыт 4. «Дым без огня».

 В стакан, смоченный HCL(конц.), из пробирки выливают содержимое (NH4OH 25%-  конц.). Над стаканом появляется белый густой дым.

Опыт 5. «Извержение вулкана».

На асбестовую сетку насыпать горкой (NH4)Cr2O7 и в серединку капнуть несколько капель спирта. Поднести зажженную лучинку. Через несколько минут начнется извержение.

Опыт 6. Золочение ножа.

 Лезвие простого железного ножа хорошо зачистить наждачной бумагой и до опыта руками не трогать. В высокий стакан, обернутый бумагой, налить сульфат меди (насыщенный и подкисленный). Опустить в стакан на несколько секунд нож, быстро сполоснуть водой и тут же вытереть полотенцем. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди рыжего цвета.

 Опыт 7. «Операция без боли»

Вызвать самого смелого из зрителей. Промывают обильно предплечье ватой, смоченной раствором FeCl3, а раствором KCNS смачивают нож, далее ножом проводят по руке: на бумагу течет «кровь». Смывают водой, смоченной в NaF или простой водой, вытирают полотенцем.

 Опыт 8.Чай с сухариком. В стакан с раствором йода опускают сухарик, он темнеет.

Опыт 9. «Фараоновы змеи»

Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить 3 таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». Огонь после опыта погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Опыт 10.Получение «малинового сиропа».

В стакан налить раствор щелочи. В платочек незаметно взять немного фенолфталеина. Закрыть стакан платком. И слегка перемешать. Раствор станет малинового цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....

Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.

Конспект  обобщающего урока по математике  в  6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....

Обобщающий урок-КВН географии в 7 классе. Тема урока: "Африка".

                                      Тема урока: «Материки и океаны. Африка». КВН.    ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...