Внеурочное занятие "Молекулярная химия"
план-конспект занятия по химии (8, 9 класс)

Юнусова Роза Рифовна

Внеурочное занятие "Молекулярная химия" пропагандирует здоровый образ жизни, основы правильного питания. На основе экспериментов учащиеся приходят к выводу о необходимости исключения вредных продуктов из ежедневного рациона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_molekulyarnaya_kuhnya.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Молекулярная» кухня»

«Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность»
Александр Пушкин

Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Задачи:

  • Образовательные:
  • формировать умение выбирать полезные продукты питания;
  • познакомить учащихся с вредными для человека продуктами.
  • Развивающие:
  • развивать кругозор учащихся.
  • развивать внимание, мышление, память.
  • Воспитательные:
  • воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • воспитывать негативное отношение к вредным продуктам питания;
  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Планируемые УУД:

1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2. Познавательные УУД:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, лабораторное оборудование, необходимые реактивы, корзина с фруктами и овощами, чипсы, сухарики, кока-кола.

Целевая аудитория: учащиеся 7-11 классов, классные руководители, родители.

Индикативные показатели - оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в начале и в конце  занятия. 

Ход занятия

Организационный момент.

-Добрый день, мои юные друзья! Я очень рада нашей сегодняшней встрече.

Основная часть занятия.

Предлагаю вам просмотреть видеоролик «Эксперимент украинских школьников».

Вводная беседа с учащимися

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

-О вредной и полезной еде

Посмотрите на слайд и скажите тему нашего сегодняшнего занятия:

-«Молекулярная» химия

Цель  занятия определяют обучающиеся.

Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).

Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание.

А как питаетесь вы, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов? 

Анкета в  Google- форме  «Едим ли мы то, что не следует есть?»

1.Как часто Вы употребляете в пищу чипсы и сухарики, газировку?

1. Несколько раз в день;

2. Раз в день;

3. Раз в неделю;

4. Раз в месяц;

5. Никогда

2.Считаете ли Вы все эти продукты вредными?

1.Да;

2.Нет

3.Знаете ли Вы о последствиях употребления этих продуктов?

1.Да;

2.Нет

4.Считаете ли Вы употребление этих продуктов вредной привычкой?

Да;

Нет

5.Часто ли в Вашей семье употребляют такие продукты?

1. Несколько раз в день;

2. Раз в день;

3. Раз в неделю;

4. Раз в месяц;

5. Никогда

Анализируем ответы по сводной Google-таблице.
– Смотрите, что получается, вы многие любите сухарики, чипсы, лимонады и довольно часто их употребляете. – А если не любите, то точно покупали и пробовали эти продукты хоть однажды.

А теперь давайте представим, что за первым столом сидят Врачи, за вторым – Дети, а за третьим – Родители. Дайте оценку ситуации с разных точек зрения.

Врачи: «Чипсы и сухарики вредны для здоровья и приводят к различным заболеваниям».

Дети: «Ели и будем есть, так как это вкусно».

Родители: «Ребенок просит, поэтому покупаем».

Спасибо за высказывание, а теперь вопрос: «Знаете ли вы состав этих продуктов?»

Теоретическая часть

– Ребята, я предлагаю первой группе выписать состав чипсов, второй группе - состав сухариков, третьей группе - состав кока-колы. Выберите, кто будет от группы озвучивать состав продукта. У вас одна минута.

Ребята, а теперь я попрошу зачитать состав чипсов «Русская картошка».

Состав чипсов: картофель, растительное масло, пальмовый жир,  идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия,  инозинат натрия, гуанилат натрия)), сухое обезжиренное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжиренное молоко), краситель (экстракт паприки).

– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией.

Групповая работа с Рабочими листами( Путеводителями.)

Глутамат натрия – усилитель вкуса, не усваивается организмом и вызывает воспалительные симптомы, задерживает воду в организме и может вызывать отеки, ведущие к повышенному давлению.

Лимонная кислота – регулятор кислотности, отрицательно воздействует на эмаль зубов.

Пальмовый жир - повышает уровень холестерина, провоцирует развитие атеросклероза, тромбоз сосудов, вызывает ожирение, заболевания сердца.

Краситель (экстракт паприки) - запрещен в ряде стран.

Инозинат натрия - инозинат натрия не рекомендован для употребления гипертоникам, т.к. он может вызвать резкие скачки артериального давления. E-631 не рекомендуется

детям.

Чипсы очень соленые, а избыток соли мешает нормальному росту костей,

нарушает обмен веществ и может вызвать отеки и проблемы с сердцем.

Гипертоникам чипсы есть вообще противопоказано: похрустев чипсами,

гипертоник может получить скачок артериального давления. Дело в том, что

основной компонент соли - натрий - имеет свойство удерживать воду: одну его

молекулу окружает сразу 400 молекул воды! А когда сердцу надо перекачать по

сосудам большее количество жидкости, чем обычно, давление у человека

повышается.

Гуанилат натрия (Е627) - нарушает нормальное артериальное давление, по некоторым данным двузамещенный гуанилат натрия может вызвать кишечные расстройства.

Жиры, содержащиеся в чипсах, обладают канцерогенным действием, то есть способностью вызывать рак, способствуют увеличению уровня холестерина в крови и повышают опасность возникнования атеросклероза, инфаркта и инсультов даже в юном возрасте, хотя раньше эти болезни считались исключительно возрастными.

При быстром нагревании во время изготовления чипсов из крахмала

образуется акриламид, являющийся очень опасным канцерогеном, регулярное

потребление которого в больших количествах приводит к раку.

 Из-за высокого содержания углеводов (крахмала) чипсы очень калорийны.

100 г чипсов содержат 510 килокалорий, а это почти половина дневной нормы

для ребенка. Вот почему чипсы способствуют ожирению.

А теперь послушаем  о составе сухариков.

Состав сухариков: хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки(мука пшеничная хлебопекарная обдирная, вода питьевая, соль пищевая, дрожжи хлебопекарные), масло растительное(подсолнечное), ароматизатор «Бекон»(мальтодекстрин, соль, сахар, усилители вкуса и аромата(Е621, Е627, Е631), вкусоароматические вещества, белок растительный гидролизованный(соевый), регуляторы кислотности(лимонная кислота, ацетаты натрия), жир растительный, краситель экстракт паприки, антислеживающий агент диоксид кремния(аморфный) , инозинат натрия, гуанилат натрия.

- Знаете ли вы о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией  в Путеводителе.

Инозинат натрия - инозинат натрия не рекомендован для употребления гипертоникам, т.к. он может вызвать резкие скачки артериального давления. E-631 не рекомендуется

детям.

гуанилат натрия (Е627) - нарушает нормальное артериальное давление, по некоторым данным двузамещенный гуанилат натрия может вызвать кишечные расстройства.

Е621 – глутамат натрия - усилитель вкуса, не усваивается организмом и вызывает воспалительные симптомы, задерживает воду в организме и может вызывать отеки, ведущие к повышенному давлению.

Е627, Е631 – усилитель вкуса, вызывает расстройство кишечника.

Мальтодекстрин – вызывает резкое поывышение уровня сахара.

Лимонная кислота – регулятор кислотности, отрицательно воздействует на эмаль зубов.

Ацетат натрия – образование конъюктивита, аллергических реакций, высыпаний и покраснений кожного покрова, затруднение работы сердечно-сосудистой системы.

Жиры, содержащиеся в сухариках, обладают канцерогенным действием, то есть способностью вызывать рак, способствуют увеличению уровня холестерина в крови и повышают опасность возникнования атеросклероза, инфаркта и инсультов даже в юном возрасте, хотя раньше эти болезни считались исключительно возрастными.

Сухарики очень соленые, а избыток соли мешает нормальному росту костей,

нарушает обмен веществ и может вызвать отеки и проблемы с сердцем.

Гипертоникам сухарики есть вообще противопоказано: похрустев сухариками,

гипертоник может получить скачок артериального давления. Дело в том, что

основной компонент соли - натрий - имеет свойство удерживать воду: одну его

молекулу окружает сразу 400 молекул воды! А когда сердцу надо перекачать по

сосудам большее количество жидкости, чем обычно, давление у человека

повышается.

А сейчас участники занятия за 3  столом расскажут нам о коле.

Состав кока-колы: очищенная газированная вода, сахар, натуральный краситель карамель, регулятор кислотности ортофосфорная кислота, натуральные ароматизаторы, кофеин.

- Знаете ли вы о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам ознакомиться с этой информацией в Путеводителе.

1.Сахар в народе называют «сладкой смертью». Его чрезмерное потребление ведет к разрушению зубов.
2. Кофеин вызывает нарушения сна (ребенок, выпив на ночь два стакана колы, труднее засыпает). Но самое опасное, что к кофеину может возникнуть привыкание.
3. Углекислый газ раздражающе действует на желудок, вызывает изжогу и воспаление в нем. Кислота (фосфорная) разрушает зубную эмаль.
– Не все пищевые добавки безвредны для организма человека. Исследования учёных подтвердили, что частое употребление продуктов, содержащих некоторые Е-добавки представляет серьезную угрозу здоровью.

Мы теоретически узнали состав продуктов по их упаковкам.  

Предлагаю посмотреть Видеоролик Вред Колы и ответить на вопрос, как можно узнать вред колы.

Практическая часть

А теперь мы сами изучим практически с помощью эксперимента.
Для начала вспомним правила техники безопасности.  У вас есть памятка.

Обучающиеся читают инструкцию по ТБ

Опыт 1. Кока-кола

Определение кислотности

 

В химический стакан с кока-колой опустите универсальную индикаторную бумагу, по шкале кислотности определите рН  и реакцию среды, сделайте вывод.

Опыт 2. Чипсы

1. Определение масла.

1.Положите чипсы на фильтровальную бумагу. 2. Согните фильтровальную бумагу пополам и раскрошите на сгибе чипсы. 3. Удалите кусочки продуктов с фильтровальной бумаги. 4. Посмотрите через бумагу на свет. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Вывод: на том месте, где расположен чипс, то мы увидим …..    

2. Определение крахмала.

В чипсах много крахмала. Возьмите раствор йода и капните на чипс. Что наблюдаете?

3.Определение акриламида.

В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. Подожгите чипс. Что наблюдаете? (Чувствуется запах пластика)  

Опыт 3.Сухарики

 Определение содержания соли

1. Раскрошите сухарик в химический стакан.

2. Добавьте до половины воды и нагрейте на пламени спиртовке.

3. Отфильтруйте воду от сухарей.

4. К фильтрату добавьте 1 мл раствора нитрата серебра.

Обучающиеся в группах выполняют эксперимент и обсуждают результаты, подводят итог по практической части.

Интересный факт. За последние тридцать лет число людей, страдающих ожирением, выросло вдвое. По статистике ВОЗ, лишние килограммы есть у 1,9 млрд. взрослых и 41 млн. детей возрастом до 5 лет. Учёные прогнозируют, что к 2025 году число полных людей на планете составит 40–50%. Главной причиной ожирения является вредная еда – напитки и продукты, содержащие канцерогены, консерванты, искусственные красители и ароматизаторы.

Фотограф из США. Салли Дэвис провела эксперимент с набором для детей «Хэппи мил» из McDonald's.  (гамбургер и картошкой-фри). Каждый день она фотографировала гамбургер и картошку-фри с целью посмотреть, как со временем меняются данные продукты питания. Через шесть месяцев еда выглядела почти такой же свежей, как и в день покупки. Ни плесени, ни других признаков разложения – по внешнему виду за полгода набор «Хэппи мил» не изменился.

Рефлексия. Подведение итогов

Что вы узнали на сегодняшнем занятии на нашей молекулярной кухне?

А теперь вернемся к нашим ролям и подведем итоги. Первый стол подводит итоги занятия как врачи, второй – как дети, третий – как родители.

Спасибо за интересные высказывания! Вернемся к эпиграфу нашего занятия, согласны ли вы с ним? Как вы можете объяснить его значение?

Учитель организует обсуждение значения цитаты «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность» ( Александр Пушкин) Учащиеся приходят к выводу о необходимости здорового питания.

Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

Что полезного вы для себя взяли?

Выберите один продукт из предложенных. На слайде презентации, сопровождающей внеурочное занятие обучающиеся выбирают продукт и по QR-коду читают

Яблоко:

Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. Вы молодцы!

Кока-кола:

Вам нужно задуматься о своём питании,  о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Правильное питание в детстве дает здоровье на всю жизнь!

Литературные источники: учебники химии и биологии, Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности « Химия для самых маленьких»

Программа   предназначена для учащихся 6 классов. Программа дополнительного образования детей имеет естественно – научную направленность и рассчитана на 34 часа. Содержание программы з...

Конспект внеурочного занятия "Химия - страна чудес"

На протяжении долгих веков развития  химической науки , она была связана с попытками человека приоткрыть завесу тайн различных превращений веществ , их свойства и строения.Химическое искусство во...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"

Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Х...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...