урок химии для учащихся 11 класса по теме "Основания"
методическая разработка по химии (11 класс)

Определение понятия "Основания" по составу, с точки зрения теории электролитической диссоциации, и  протолитической теории.  Обобщение и систематизация знаний учащихся о классификации оснований по разным классификационным признакам. Рассмотрение ранее полученных знаний о свойствах основаниях  именение оснований. решение экспериментальных задач, характеризующих свойства оснований. Практическое при

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по химии, 11 класс

Тема: «Основания»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Используемые технологии: информационно- коммуникативные, исследовательские, технология критического мышления, здоровьесберегающие

Цели урока:

Образовательные

  • обобщить знания о классификации оснований;
  • актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах органических и неорганических оснований;
  • используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах оснований;

Развивающие

  • развивать практические умения и навыки учащихся;
  • развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

Воспитательные

  • воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Планируемые результаты:

Личностные

  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • проявление творческого отношения к процессу обучения;

Метапредметные

Познавательные:

  • умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
  • умение вести наблюдение

Регулятивные:

  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • умение соотносить учебные действия с известными правилами;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с планом

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание;

  • умение согласовывать позиции и находить общее решение;
  • умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

  • умение характеризовать процесс растворения оснований с точки зрения ТЭД;

Форма работы: беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы; методы – словесные, наглядные, поисковые.

Оборудование: компьютер, презентация, лабораторная посуда.

Реактивы: HCI, NaOH, FeCI3, CuCI2, индикаторы, лабораторная посуда, вода.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  • Приветствие друг друга
  • Проверка готовности к уроку
  • Настрой на работу
  1. Повторение

Что изучали на прошлом уроке?

  1. Изучение новой темы

Представление новой темы, формирование цели урока: сегодня на уроке нам предстоит ещё раз убедиться, что химия многолика, но прежде, чем это случится, ответьте мне на вопрос:

  • Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (раствором золы).

       А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такой раствор сутки, потом её надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть и вымыть волосы. Полученный раствор мыльный на ощупь – это средство под названием «щёлок».

  • Как вы думаете, почему я вспомнила об этом растворе?

(вспомнила о нём потому, что реакция среды раствора такая же как и растворов веществ, о которых мы сегодня будем говорить).

  • Что это за вещества и к какому классу они относятся? (Щелочи, класс оснований).

Слайд 1. Тема урока «ОСНОВАНИЯ»

«Чтобы познать нужно научиться наблюдать»

Какова цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать знания об основаниях). Какие же вещества называются основаниями?

Слайд 2.

Основания – это сложные вещества, в состав молекул которых входят атомы металла, связанные с  одной или несколькими гидроксогруппами (по составу).

Основания – это электролиты, которые в растворе или расплаве в качестве анионов образуют только гидроксид – анионы (в свете ТЭД).

Основания – это вещества, способные присоединять протон (протолитическая теория).

Задание: Приведите примеры формул оснований. (Учащиеся записывают на доске и в тетрадях формулы оснований).

Опыт 1. Каждой группе даны три неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеин – 2 группа, метилоранж – 3 группа) определите в какой пробирке находится раствор щёлочи. Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите работу, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, сделайте выводы.

Вопрос к классу: Почему аммиак изменяет окраску индикатора?

(При растворении его образуется щелочная среда – это проявление основных свойств).

Слайд 3. Классификация оснований – работа с учебником стр 189 (таблица).

Признаки классификации (такие же, как у кислот):

  • Наличие кислорода (NaOH, Ba(OH)2)
  • Кислотность (NaOH, NH3, Ba(OH)2, AI(OH)3)
  • Растворимость (NaOH, Fe(OH)3)
  • Степень ЭД (NaOH, NH3, Fe(OH)3)
  • Летучесть (NaOH, NH3)
  • Cтабильность (NaOH, NH3 *H2O).

Слайд 4. Свойства оснований: 

  • Изменение окраски индикатора (работа с таблицей)
  • Взаимодействие с кислотами
  • Взаимодействие с солями
  • Разложение нерастворимых оснований

У вас на столах есть реактивы, с помощью которых вы можете получить нерастворимые основания. У каждой группы есть реактивы для получения такого основания

Опыт 2. Получение Fe(OH)3, Cu(OH)2 и изучение их влияния на индикаторы

     Учащиеся делают вывод о том, что нерастворимые основания не изменяют окраску индикаторов, т.к. они не диссоциируют в растворе.

Опыт 3. Опытным путём докажите, что все основания реагируют с кислотами. Для этого:

А) к подкрашенному фенолфталеином раствору NaOH добавьте HCI

Б) к полученному вами осадку нерастворимого основания добавьте HCI. Сделайте выводы.

Опыт 4. Взаимодействие с солями.

Растворимые основания взаимодействуют с солями. Вы уже проводили этот опыт на уроке. Вспомните в связи с чем вы это делали. (При получении нерастворимого основания). Сделайте выводы по итогам наблюдения.

Слайд 5. Практическое применение оснований.

Гидроксид натрия.

В разные времена на Руси его называли «алкаль», «едкая щелочная соль», «каустик», «каустическая сода» (с греч. «каустикос» - жгучий, едкий). До сих пор существует название «едкий натр», предложенное в 1807 году. Раствор и кристаллы гидроксида натрия опасны: при попадание на кожу вызывают долго незаживающие ожоги.

Гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности, в производстве бумаги, в формацевтической промышленности.

      Гидроксид калия. Называют «едкое кали». Используют при    

         Производстве жидкого мыла, бумаги, тугоплавкого стекла.

Гидроксид кальция. Его называют «гашёная известь», «известковое молоко», «известковая вода». Гидроксид кальция получается при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с выделением большого количества теплоты. Известковое молоко – это суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев весной с целью защиты от вредителей. Гидроксид кальция входит в состав «бордосской жидкости» в смеси с медным купоросом и применяется для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. В виде известковой воды используется для распознавания углекислого газа.

       IV. Закрепление знаний – тест по теме «Кислоты и основания»

Вариант 1.

  1. Функциональная группа оснований:

А) – ОН     Б) – 0      В) – СООН      Г) – СО

     2. Основания не взаимодействуют:

         А) кислоты    Б) спирты    В) соли    Г) кислотные оксиды

     3. Основание, которое используется при производстве бумаги:

         А) KOH      Б) Ca(OH)2      В) NaOH

     4. Щелочная среда оснований при взаимодействии с

         индикатором «фенолфталеин» окрашивается в:

         А) красный     Б) жёлтый     В) малиновый     Г) фиолетовый

     5. «Едкая щелочная соль», «каустик» :

         А) гидроксид бария    Б) аммиак      В) гидроксид натрия    

         Г) анилин

                                                       Вариант 2.

  1. Основание, которое входит в состав «бордосской смеси»:

А) гидроксид калия  Б) гидроксид кальция  В) щелочь

Г) гидроксид натрия

      2. Основания не взаимодействуют:

          А) основные оксиды  Б) кислотные оксиды  В) кислоты  Г) соли

      3. Щелочная среда оснований при взаимодействии с

         индикатором «метилоранж» окрашивается в:

         А) красный     Б) жёлтый     В) малиновый     Г) фиолетовый

      4. Летучее основание:

         А) КОН   Б) Сa(OH)2   В) NH4OH   Г) NaOH

     5. Сложные вещества, содержащие группу  – OH, называют :

          А) основания   Б) соли    В) кислоты    Г) оксиды

 

Слайд 6.

Ответы: Вариант 1: 1 –А  2 – Б   3 – А   4 – В    5 – В

                Вариант 2: 1 – Б   2 – В   3 – В    4 – А   5 – А

 Слайд 7. Домашнее задание: Параграф 23, стр. 188 – 192  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"

Первичное знакомство с неорганическими  кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....

Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.

Основания в свете электролитической диссоциации....

урок химии в 7 классе "Химия и биология"

урок химии в 7  классах  с ранним изучением химии тема "Химия и биология", урок проводится в виде эксперимента....

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии для учащихся с ОВЗ.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здор...

Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"

Дистанционный урок химии для учащихся с ОВЗ в 9 классе по теме "Аммиак"...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...