Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Кобелькова Вера Николаевна

Конспект урока в 8 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_8_klasse.docx221.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

Цели урока: 1) сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

2) сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по  числу и составу продуктов и реагентов реакции.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные: 

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения  «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.

  1. По способу организации: синтетический урок
  2. По ведущему методу обучения: проблемный урок

Метод обучения

1. Основной: урок-исследование

  1. Дополнительные: самостоятельная работа, работа с приложениями, взаимоконтроль

Основные вопросы урока:

  1. Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
  2. Реакции соединения.
  3. Реакции разложения.
  4. Реакции замещения.
  5. Реакции обмена.

Оборудование: учебник, приложения, дидактический материал, таблица растворимости, реактивы для лабораторного опыта: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички,  медная проволока, гранулы цинка, растворы: сульфат меди, гидроксид натрия

Ход урока:

Организационный момент

Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

Актуализация

На экране кластер «Химические реакции» слайд 1

-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера  находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции.

-- Итак, что такое химические реакции? - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)

Работа у доски

На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и предлагает выполнить задание.

-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях.

Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.

  1. Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
  2. N2 + O2 → NO
  3. P + O2 → P2O5
  4. NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
  5. H2O  →  H2  +  O2
  6. Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
  7. KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O
  8. Al  +  O2  →  Al2O3

2 ученика работают у доски, уравнивая по 4 реакции

-- Остальным учащимся предлагаю выполнить задание на карточке №1, ответив вопрос:

Карточка №1 слайды 5-7

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

Ca + Cl2→ CaCl2

2C + O2 → 2CO

Fe(OH)2 → FeO + H2O

CaCO3 → CaO + CO2 

2Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3

Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит на экран.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)

-- У всех совпало с ответом?

-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)

-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1 уравнение – 1 балл (максимально – 8 баллов)

Этап изучение нового материала.

-- Как много химических реакций окружает нас в жизни? слайд 8

-- Что может  помочь  нам в изучении многообразия  химических реакций? (Классификация)

-- Что такое  классификация? (Деление на группы)

Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.  Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие тетради. слайд 9

-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать  реакции? (Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями)

-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда? (научиться классифицировать химические реакции)

Химические реакции протекают между веществами, на какие  2-е группы делятся все вещества? (простые и сложные)

Мы переходим с Вами  к этапу  выявления существенных признаков для определения химических реакций. Посмотрите на эти реакции. слайд 9

Постановка проблемы.

  • Что объединяет эти реакции? В чем их отличия?
  • Как одним словом можно назвать процесс который протекает?

Учащиеся пытаются самостоятельно сделать вывод, что химические реакции отличаются друг от друга по числу и составу вступающих и образующихся веществ. слайд 10

Учащиеся приходят к выводу:

1) Что идет процесс соединения веществ, но в 1-м и 2-м случае в реакцию вступают простые вещества, а в 3-ми 4-м – сложные.

2) Во всех этих реакциях образуется  одно сложное вещество.

Давайте попытаемся сформулируем определение этого типа реакций и запишем схему реакции в общем виде

Со следующим типом реакции мы познакомимся при наблюдении демонстрационного опыта

Разложение пероксида водорода и гидроксида меди (II)

H2O2 → H2O +  O2

Cu(OH)2 → CuO + H2O

  • Найдите общие признаки данных реакций
  • Чем они отличаются?

Учащиеся  предлагают свои варианты  названия данного типа реакций, выделяя главные признаки: одно исходное вещество и несколько продуктов реакции, которые могут быть,  как  простыми, так и сложными. Записывают определение в тетрадь. Составляют схему реакции разложения. Сравнивают со слайдом 11

Для того, чтобы продолжить классификацию химических реакций, Вам необходимо использовать инструктивную карточку, изучив которую  необходимо выполнить опыт самостоятельно (Карточка содержит не только последовательность выполнения опыта, но и правила по Т.Б.которые необходимо соблюдать при работе с химическими веществами).

Образец инструктивной  карточки  проведения опыта:

Железный гвоздь опустите в раствор  CuSO4 . Через 2 мин. Выньте гвоздь. Что наблюдаете?  Кирпично-красный  цвет налета на гвозде говорит о образовании чистой  меди. Спрогнозируйте, что еще образовалось?  Запишите уравнение данной реакции. Определите ее тип. Укажите признаки по которым вы определили, что произошла химическая реакция?

Fe  +  CuSO4 = FeSO4 +  Cu

-- Каковы признаки этой реакции?

Учащиеся называют признаки данной реакции.

  • Спрогнозируйте, какие продукты реакции образовались?
  • Запишите уравнение реакции

Обращаю внимание учащихся на демонстрационный опыт: (взаимодействие натрия с водой)

Na + H2O = NaOH + H2

  • Назовите признаки  химической реакции
  • Сформулируем определение данного типа  реакции

На этом примере, учащиеся  отмечают, что в реакцию вступают простое и сложное вещество и атомы простого вещества ,замещают  атомы одного из элементов в сложном веществе. Продукты реакции замещения – простое и сложное вещество. 

Обращаю внимание учащихся на слайд 12

Физкультминутка.

  1. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  2. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  3. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
  4. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
  5. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
  6. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
  7. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Для выявления следующего типа реакций, я предлагаю Вам  провести лабораторный опыт.   (Напоминаю учащимся правила по Т.Б. при работе с химическими веществами.)

На доске записаны исходные вещества:

CuO   +   HCl  =

  • На Ваш взгляд, каков механизм образования продуктов реакции?
  • Попробуйте записать продукты реакции, используя химические формулы в тетради
  • Попытайтесь дать название данного типа реакций  и сформулировать определение

Учащиеся приходят к выводу:

1. Что в реакцию вступали сложные вещества, которые в результате взаимодействия обменялись своими частями

2. В результате реакции  тоже образовались сложные вещества

3. Данный тип реакций  относится к реакциям обмена

Используя учебник, учащиеся сравнивают свой вариант определения с книжным, воспроизводят его в парах и записывают определение реакций обмена в тетрадь. Сравнивают схему со слайдом №13.

Закрепление

А сейчас, на отдельном листочке бумаги, выполните задание: не переписывая реакции, под номерами укажите тип химической реакции.

Вариант 1

1. Na2O + H2O = NaOH

2. CO + O2 = CO2

3. SO2 + O2 = SO3

4. NH4NO3 = N2O + H2O

5. KClO3 = KCl + O2

6. CuO + H2 = Cu + H2O

7. Ba((NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaNO3

8. (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3+ H2O

Вариант 2

1. Ca + O2= CaO

2. КOH + CuSO4 = К2SO4 + Cu(OН)2

3. CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2

4. H2SO4+ Al = H2 + Al2(SO4)3

5. Zn + FeCl3 = ZnCl2 + Fe

6. NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

7. Mg + CuO = MgO + Cu

8. KClO3 = KCl + KClO4

Вариант 3

1. K + O=K2O2

2. Cu(NO3)2= CuO + NO2+O2

3. FeBr3 + Cl2= FeCl+ Br2

4. NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O

5. NO2 + O2 + H2O = HNO3

6. Al+ C = Al4C3

7. Al(SO4)3 + Mg = MgSO4 + Al

8. KMnO4 = K2MnO2 + MnO2 +O2

Вариант 4

1. AgNO3 + Al = Ag + Al(NO3)3

2. Fe(NO3)3 = Fe2O3 + NO2 + O2

3. P + O2 = P2O3

4. CaCl+ AgNO= CaNO3 + AgCl

5. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

6. K2O + H2O = KOH

7. NaNO3 = NaNO2 + O2

8. Na2SO4 + BaCl2 = NaCl + BaSO4

-- Обменяйтесь листочками друг с другом и сравните ответы с эталоном. слайд 14

Ответы:

1 вариант

1. реакция соединения

2. реакция соединения

3. реакция соединения

4. реакция разложения

5. реакция разложения

6. реакция замещения

7. реакция обмена

8. реакция разложения

2 вариант

1. реакция соединения

2. реакция обмена

3. реакция соединения

4. реакция замещения

5. реакция замещения

6. реакция обмена

7. реакция замещения

8. реакция разложения

3 вариант

1. реакция соединения

2. реакция разложения

3. реакция замещения

4. реакция обмена

5. реакция соединения

6. реакция соединения

7. реакция замещения

8. реакция разложения

4 вариант

1. реакция замещения

2. реакция разложения

3. реакция соединения

4. реакция обмена

5. реакция замещения

6. реакция соединения 7. реакция разложения

8. реакция обмена

-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в оценочный лист. Максимально – 8 баллов.

-- А сейчас возьмите карточку №2 и выполните задания самостоятельно

Карточка №2

 Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции, расставьте коэффициенты:         

а) ? + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2             б) Mg + ? = MgO

в) Na2O +  ?  = NaOH                             г) Zn + ? = ZnО

Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 4 балла

Карточка №3 Определите правую часть уравнения реакции по его левой части.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

А. Сu(OH)2 =

Б. Сu + S =

  1. Cu + H2O
  2. CuS
  3. CuO + H2O

Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 2 балла

Карточка №4. Найдите ошибки в предложенных реакциях и исправьте.

а)  H2 + O2 = H2O – реакция соединения

б) 2KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O – реакция обмена

г) Cu + HCl = CuCl2 + H2 – реакция замещения

д) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция замещения

е) Na2O + H2O  = 2NaOH - реакция замещения

Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 6 баллов

-- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу.

-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и определите отметки за урок.

Учитель выводит критерии отметок:

28-24 – отметка «5»

23-18 – отметка «4»

17-10 – отметка «3»

-- Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?

Подведение итога и рефлексия

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил, мы подружились даже.

И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)

Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция … (соединения)

Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)

Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние:

-- Покажите, что вы нарисовали.

-- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

-- Домашнее задание:

-- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Урок изучения нового материала по учебнику под редакцией В. В. Еремина по теме "Типы химических реакций" с использованием кейс - метода....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Цели данного урока:1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в...

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Данная презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Урок химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»

Повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций....

Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

Разработка урока   химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения...