Самоанализ урока химии Свойства кислот
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Эльвира Михайловна Кривошеева

Самонализ урока химии по теме: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока химии и биологии учителя высшей категории МКОУ «Ханинская СОШ» п.Ханино Суворовского района Тульской области : Кривошеевой Эльвиры Михайловны по теме:                                                  «Химические свойства кислот»

Тема урока : «Химические свойства кислот»

1. Тип урока - урок изучение нового материала

а) Систематизирующее - укрепление логической структуры изученного материала путем объединения его элементов в группы (классы) по тем или иным признакам, принадлежность соединений  определенной группе по наличию функциональной группы.

б) Обобщающее    -   выделение    основных    содержательных    и функциональных линий материала изученной темы, ключевых фактов.

2. Вид урока:  Урок получение  новых знаний.

3. Цели:

  Обучающая:

1. используя новые информационные технологии, основываясь на знаниях учащихся об общих химических свойствах кислот, полученных в курсе химии 8, 9 класса  познакомить учащихся с химическими свойствами КК, уметь давать им названия по системе IUPAC, тривиальным названиям, характеризовать их химические свойства,  приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение;

2. актуализировать ЗУН  для построения нового способа действий. 

  Воспитательная:    уважение   друг   к   другу;    воспитывать   чувство коллективизма, стремление к новым познаниям; воспитание культуры речи, трудолюбия, усидчивости.

Для слабо мотивированных учащихся  – уметь давать названия КК по ИЮПАК.

Для мотивированных учащихся  - уметь осуществлять переход от одного класса соединений к другому, уметь расставлять коэффициенты. 

4.  Планирование результатов:

1.Для слабо мотивированных учащихся  — хорошо знать номенклатуру КК, уметь давать названия КК, отличать КК от веществ других классов.

2.  Для мотивированных учащихся     —   осуществлять   генетическую связь,  расставлять коэффициенты, уметь на основе причинно-следственных связей раскрывать особенность взаимодействия карбоновых кислот с различными классами соединений.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки; растворы соляной и уксусной кислот, растворы сульфата меди (II), порошок  магния, лакмус, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия.                                                                                                                                                                                    Таблицы и дидактические материалы к уроку: «Физические свойства некоторых предельных одноосновных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот», «Водородная связь между молекулами спиртов и карбоновых кислот».

ХОД  УРОКА

                                                                      Ум заключается не только в знаниях,

                                                                      Но и в умении применять знания на деле…

Аристотель

  1. Организационный момент (1 минута)

Здравствуйте, ребята, садитесь, проверьте, пожалуйста, учебные принадлежности, вспомните правила поведения на уроке, следите за осанкой и, конечно, улыбнитесь.

II.  Основная работа на уроке (37 минут)

Урок начинается с игры  «Угадайка» (или викторина), в ходе которой формулируются тема, цели и задачи урока.

УЧИТЕЛЬ. Вам уже известны общие физические свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение функциональной группы, номенклатуру этих кислородсодержащих органических соединений. А хорошо ли вам знакомы отдельные представители этого класса соединений?

1. Задание  «Угадай кислоту».

1-я кислота.

Эта кислота удивительная, но хорошо вам знакома. Название ее древние греки отождествляли с самим представлением о кислом. Нам она хорошо известна в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 170С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.

О т в е т: уксусная кислота в бутылочке или в хим. склянке.

2-ая кислота.

Этой кислотой богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина ее около 2%, в лимоне – 6%. Она была впервые выделена в 1784 г. Карлом Шееле.

О т в е т: лимонная кислота (выдавить сок, пакетик в торговой или лабораторной упаковке).

3-я кислота.

Впервые была получена алхимиком Агриколой, который наблюдал при прокаливании янтаря похожий на соль белый налет этого вещества; используется в медицине.

Ответ: янтарная кислота – таблетки с янтарной кислотой и табличка с формулой НООС-СН2-СН2-СООН.

УЧИТЕЛЬ. Янтарная кислота – настоящий подарок для нас. Это естественное вещество, которое присутствует в организме, вырабатывается им. При приеме внутрь не вызывает привыкания и особых побочных эффектов, укрепляет иммунитет, усиливает клеточное дыхание, способствует усвоению кислорода клетками.

2. Беседа по итогам игры-разминки.

* К какому классу  кислородсодержащих органических соединений относятся эти вещества?

* Как называется функциональная группа, содержащаяся в этих соединениях?

* Какие свойства веществ помогли нам их быстро определить?

* Как вы думаете, какие свойства продемонстрированных органических соединений мы еще не рассматривали?

В ходе обсуждения ответов формулируются новые вопросы:

*Какая связь существует между свойствами  карбоновых кислот и их строением?

*Сходны ли по свойствам органические кислоты и минеральные и, если сходны, в чем причина этого?

                                                   Таблица 1

1.Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов

и предельных одноосновных карбоновых кислот

С п и р т ы

К а р б о н о в ы е   к и с л о т ы

Формула

спирта

Температура, ºС

Формула

кислоты

Температура,  ºС

плавления

кипения

плавления

кипения

СН3ОН

-98

65

Н-СООН

8,3

100,8

С2Н5ОН

-117

78

СН3-СООН

16,8

118,1

С3Н7ОН

-127

97

С2Н5-СООН

20,8

141,1

2.Химические свойства карбоновых кислот

Л.о: Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты                  О п ы т 1. В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора уксусной кислоты (помните  о технике безопасности при работе с органическими веществами и минеральными кислотами). В 1-ю пробирку внесите 1-2 капли лакмуса  (отметьте цвет индикатора). Во 2-ю пробирку добавьте немножко порошка магния.                                                                                       О п ы т 2. В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами).                                                                                                       В одну пробирку внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора). В другую  пробирку добавьте немножко порошка магния.                                                                                                            Отметьте, какие изменения произошли в опытах. Сделайте  соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.

Результатом работы являются наблюдения, оформленные в виде таблицы  (табл. 2 представлена на интерактивной доске), записи уравнений реакций, вывод, а также названия полученных веществ.

                           Таблица 2

Вещество

опыта

Действие

Наблюдение

Уравнение реакций

Уксусная

кисло-

та

1

Взаимодействие

с лакмусом

Лакмус  окрасился в красный цвет

Взаимодействие

с магнием

Выделение

газа

2СН3СООН + Мg = Mg(CH3COO)2+H2

ацетат  магния

2H+ + Mg = Mg2+ + H2

Соляная

кис-

лота

2

Взаимодействие с лакмусом

Лакмус  окрасился в красный цвет

Взаимодействие с магнием

Выделение газа

2HCl  +  Mg   =   MgCl2   +   H2                                   хлорид магния

2H+ + Mg  =  Mg 2+  +  H2

3.«Исследование взаимодействия уксусной и соляной кислот с оксидами металлов и основаниями

Л.о: Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты                                                                                                                                                       О п ы т 1. В две пробирки налейте по 1-2 мл  раствора уксусной кислоты  (помните о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами). В 1-ю пробирку добавьте  немного порошка оксида магния. Во 2-ю пробирку внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи (гидроксидом натрия).                                                                                                                                                                               Оп ы т 2. В две пробирки налейте 1-2 мл соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами). Во  2-ю пробирку внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи.                              Отметьте, какие изменения произошли. Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций. Наблюдения оформите в виде таблицы (табл. 3).                                                                                                               Результатом работы являются уравнения химических реакций, названия полученных веществ и вывод.  См. таблицу на следующей странице

Вывод. Уксусная и соляная кислоты одинаково реагируют с оксидами металлов и щелочами, образуя соответствующие соли и воду

Таблица  3

Вещество

опыта

Действие

Наблюдения

Уравнения реакций

Уксусная кислота

1

Взаимодействие

с порошком

оксида магния

Постепенное растворение порошка MgO в кислоте

2СН3СООН + MgO =

= Mg(CH3COO)2 + H2O

ацетат магния           вода

2H+ + MgO = Mg2+ + H2O

Взаимодействие с лакмусом и раствором

гидроксида

натрия

При добавлении лакмуса к раствору кислоты окраска изменилась на красную, затем при внесении нескольких капель

щелочи раствор

обесцветился

СН3СООН + NaOH =

= CH3COONa  + H2O

ацетат натрия     вода

Н+ + ОН- = Н2О

Соляная

кислота

2

Взаимодействие с порошком

оксида магния

Постепенное растворение порошка MgO в кислоте

2HCl + MgO = MgCl2 + H2O

                          хлорид   вода

                          магния

2H+ + MgO = Mg2+  + H2O

Взаимодействие с лакмусом и раствором

гидроксида

натрия

При добавлении лакмуса к раствору кислоты окраска изменилась на красную, затем при внесении нескольких капель щелочи раствор обесцветился

HCl + NaOH = NaCl + H2O

                         хлорид    вода

                         натрия

Н+ + ОН- = Н2О

4.Изучение специфических свойств  предельных одноосновных кислот.

На интерактивной доске выведена презентация «Карбоновые кислоты», где записаны данные  свойства (учитель комментирует).

1. Реакция этерификации

CH3COOH + C2H5OH  ↔ CH3COOC2H5  ┼H2O

           2. Реакция галогенирования

СН3СООН + Cl2 → Cl-CH2COOH + HCl

        3. Образование галогенангидридов

CH3COOH + PCl5→ CH3COCl + POCl3 + HCl

         4. Образование ангидридов

2CH3COOH → (CH3CO)2O + H2O 

5.Закрепление изученного                                                                                                   Тест

Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.

1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:

а) NH3;   б) FeO;   в) Na2CO3;   г) ZnO;   д) CO.

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:

а) CnH2nO;   б) CnH2nO2;   в) CnH2n+2O;   г) CnH2nO3;   д) CnH2n-2O2.

3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:

а) газообразное вещество;                б) имеет характерный запах;

в) хорошо растворяется в воде;        г) при комнатной температуре

д) плохо растворяется в воде.                     бесцветная жидкость;

4. Соли уксусной кислоты называются:

а) формиаты;       б) цитраты;       в) пропионаты;

г) ацетаты;           д) оксалаты.

5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:

а) Н2СО3;                б) СО2;               в) Н2О;

г) СН3СООNa        д) NaOH.                                                                                                                                                                                             

Таблица 5

№ вопроса

а

б

в

г

д

1

*

*

*

2

*

3

*

*

*

4

*

5

*

*

*

            III. Подведение итогов. Объявление оценок (1 минута).

IV. Домашнее задание (1 минута)

Параграф 30, задание из задачника 9-11 (с какими из перечисленных веществ реагирует уксусная кислота), 9-34 (решить задачу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

Конспект урока "Химические свойства кислот"

Конспект урока с использованием ИКТ по теме "Химические свойства кислот"(8 класс). Цель урока - познакомить учащихся с классификацией кислот и изучить химические свойства кислот....

Самоанализ урока химии " Химические свойства кислот" 8 класс

Подробный самоанализ урока химии в 8 классе по программе Н,Е, Кузнецовой. Тема урока" Химические свойства кислот"....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...