Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ Тема урока: « Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоц
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Скуба Зоя Митрофановна

Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ

                                                             Скуба Зоя Митрофановна

 

 Тема урока: « Химические  свойства  кислот с позиции теории

                            электролитической   диссоциации»    

  Цель урока

  1.  Расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах кислот. Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.
  2. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, коллективизм.
  3. Развивать навыки постановки химического эксперимента, наблюдений, формулирования выводов.

 Задачи урока

1. Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической      диссоциации.

2. Развивающие   :

  • а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу , умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  • б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
  • в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровъесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

  Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны

Знать:

  • а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;
  • б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
  • б) уравнения реакций ионного обмена;
  • в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
  • г) пользоваться таблицей растворимости.

 Этапы урока:

  1. Целеполагание.
  2. Химическая разминка.
  3. Лабораторный опыт.
  4. «Воспоминание о лете».

На доске (центральной части) записаны число и тема урока .На доске (справа) - «Химический цветок » (на лепестках цветка написать формулы веществ: А u, Zn,  CuO, CO 2, NaOH, KCl, Na 2 SiO 3, и слова: фенолфталеин, лакмус; при помощи магнитов прикрепить на доску в виде цветка; в центре которого формула серной кислоты). В начале урока «Химический цветок» не виден.

  Подготовка к уроку . Оборудование и реактивы:

  1. Слайды по теме: «Кислоты», .
  2.  «Химический цветок ».
  3. Карточки с формулами кислот для «химической разминки».

 На столах учащихся:  Инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.

I. Мотивация .Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите фрукты (слайд №1)?

  • Какой вкус у фруктов?
  • Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?

Описание: art_3_1_clip_image012  Слайд № 1

Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, фумаровую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно. Назову некоторые продукты и материалы, при производстве которых используются кислоты: красители, лаки, эмали, минеральные удобрения, инсектициды, пластмассы, волокна, искусственная кожа, каучуки, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.

Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации» (слайд №2).

Описание: art_3_1_clip_image014         Слайд № 2

Великий Шекспир когда-то сказал: «От кислых яблок сразу скисну», я же пожелаю вам, себе самой и, прежде всего нашим гостям не скиснуть от наших ответов!

II. (1). Целеполагание .Определим цель и задачи урока.

Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека

Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для «нехимического» взгляда предложении.

  • Что такое диссоциация?
  • Что такое электролиты?
  • На какие ионы распадаются кислоты в растворах?
  • Какое определение даёт эта теория кислотам? (Слайд №3.)

 Описание: art_3_1_clip_image016  Слайд № 3

 - Что значит «описать химические свойства кислот»?

Нам предстоит большая и серьёзная работа. Этапами сегодняшнего урока являются:

1. Целеполагание. 2. Химическая разминка. 3. Лабораторный опыт. 4. «Воспоминание о лете».

 Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?    Тогда переходим к химической разминке.

 III. Подготовка к восприятию нового материала        

2. Химическая разминка

а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы. Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждом столбике вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. 

СаО

Си(ОН)2

К NО3

ВаО

NаОН

Н NО3

К2О

НСI

CаСО3

Н24

Zn(ОН)2

ВаCI2

 

б) Упражнение на синтез знаний (слайд №4).

Описание: art_3_1_clip_image018            Слайд № 4

 Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.

- Как назвать их одним словом (психологи называют это «синтезом»)? (Кислоты, индикаторы, металлы, основные оксиды, основания, соли.)

- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями.)

 Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3                   (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н23, Н3 РО4)

Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)

НСI, Н24, Н2СО3,Н NО3, Н3 РО4, Н24

 Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. 

Задание: дать характеристику 1 ряду - Н24, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.

 Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот:

Н2 S, Н NО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать ?

Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде 

Учитель: Вспомните физические свойства Н24   (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани)

3. Химические свойства. .     На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Описание: img1

Учитель: вспомнить слова М. Фарадея:

 “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности. Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.(На экране появляется слайд №5.)

Описание: art_3_1_clip_image020    Слайд № 5

IV. (3) . Лабораторный опыт № 3 Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Работа с инструкционной картой .Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель. 

 Техника безопасности. А вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.) Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.В качестве напутствия я хотела бы привести слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, иначе такое бросание обратится пустою забавою…».

 Сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране (слайд №5).

- Как объясняет ТЭД химические свойства кислот?

- Почему у кислот есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.

Лабораторный опыт № 3. Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Цель:  Мысленно проделать реакции, характерные для кислот на примере серной кислоты, сделать вывод о химических свойствах кислот, закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Ход работы.  Опыт 1.   Действие кислот на индикаторы

Раствор серной кислоты налейте в три ячейки. В первую ячейку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую - раствор метилоранжа, в третью – раствор фенолфталеина. Что вы будете наблюдать?

Задания    Уровень 1. Вставьте пропущенные слова в предложении:

«Кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса

– в ………………………………………, метилоранжа – …

…………………………...…., фенолфталеин остаётся……………

  Уровень 2. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.

Опыт 2  Взаимодействие кислот с металлами

В четвёртой ячейке лежит магний, в пятой – медь.

 Добавьте в эти ячейки раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

Задания Уровень 1. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.

М g + …. H 2 SO 4 > ………… + Н 2^

 Cu + H 2 SO 4  

 Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до………………………………………………………………………...…...

Уровень 2. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:                а) магний + серная кислота >

б) медь + серная кислота >………..

Вывод ……………………………

  Опыт 3     Взаимодействие кислот с основными оксидами

Задания . Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).

    С uО + H 2 SO 4 > ………….. + Н 2О

Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….…………...……….., при этом получаются …………………… и …….….….………..……………………

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что оксиды - неэлектролиты).

Оксид меди ( II) + серная кислота >

Вывод.……………………………………………………………………………… 

  Опыт 4     Взаимодействие кислот с основаниями . Если к гидроксиду меди ( II), добавить серную кислоту, перемешать стеклянной палочкой. Чтобы мы  наблюдали?

Задания . Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

С u(ОН) 2 + H 2 SO 4 > …………… + Н 2О

 Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….. при этом получаются…………………………и ………………………..………….

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

Гидроксид меди ( II) + серная кислота >

Вывод.………………………………………………………………………………

 Опыт 5.  Взаимодействие кислот с солями

Уровень 1. Если взять налить несколько капель серной кислоты. Добавьте 2 -3 капли раствора хлорида бария.  Чтобы мы  наблюдали? Какое вещество выпало бы в осадок?  Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном  видах. 

ВаС l 2 + H 2 SO 4 > ..…….… + ……..….

Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется…………………. ……или выделяется ……………………

 Уровень 2. Проведите реакцию раствора серной кислоты и раствора хлорида бария. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.   

  Общий вывод    Ответьте на вопросы (устно):

1. Каковы общие свойства кислот?

2. Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?

 Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. Каковы химические свойства кислот?

Кислоты взаимодействуют:   а) с индикаторами;

  б) с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений

 до водорода, при этом образуется соль и выделяется водород.

 «Взаимодействие магния с соляной кислотой», вы знаете   , что выделившийся газ – водород.)

 в) с основными оксидами с образованием соли и воды.

г) с основаниями с образованием соли и воды.

 д) с солями более летучих или слабых кислот.

  2. Почему кислоты обладают сходными свойствами?

  Под действием каких ионов происходят все рассмотренные реакции? (Под действием ионов водорода. Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)

V. Закрепление        1) Изучение изменения цвета индикаторов в кислой среде. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

а) HCl = H+ + Cl-,

б) H2SO4= 2H+ + SO42-

в) HNO3 = H+ + NO3-,

г) H3PO4 = H+ + Н24-

Н2РО4- = Н+ + НРО42-

НРО42- = Н+ + РО43-

Вывод: в кислой среде лакмус становится красным, метиловый оранжевый - разовый, фенолфталеин - остается бесцветным. Эти изменения обусловлены наличием в растворе протонов водорода Н+      .

2) Изучение отношения кислот к основаниям. )Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.HCl + NaOH = NaCl + H2O
 2.H2SO4 +2 NaO H = Na 2SO4 + 2H2O
 3.HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
 4.H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4+ 3H2O
 Вывод: кислоты вступают с основаниями в реакции нейтрализации  

3) Изучение отношения кислот к оксидам металлов.

    Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
 2.H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O
 3.2 HNO3 + CaO = Ca(NO3)2 + H2O
 4.2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O
 Вывод: Кислоты вступают в реакции с оксидами металлов, образуя соль и воду. Реакция определяется наличием протона водорода 

4) Изучение отношения кислот к солям. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
 2.H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2
 3.2HNO3 + Na2CO3 =2 NaNO3 + H2O + CO2
 4.2H3PO4 + 3Na2CO3 =2 Na3PO4 + 3H2O + 3CO2
 Вывод: кислоты взаимодействуют с солями, образуя новую кислоту и новую соль. Реакции идут необратимо в случае образования газа или осадка 

Изучение отношения кислот к металлам. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы.

1.2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
 HCl + Cu = реакция не идёт

2.H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2
 H2SO4 + Cu = реакция не идёт

3.2HNO3 + Zn = Zn(NO3)2 + H2
 8HNO3 +3 Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

4.2H3PO4 + 3Zn = реакция не идёт ( образуется нерастворимая соль)
H3PO4 + Cu = реакция не идёт (медь не активный металл)

Вывод: растворимые кислоты реагируют с металлами до Н (кроме H2SO4(к), НNO3 (P), HNO3(к)), образуя растворимую соль и водород

 Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

4. Закрепление .Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.     (калий)

1) SiО2

А

2) LiОН

К

3) Ва NО3

А

4) НСI

С

5) К2О

Л

6) К2 SiО3

И

7) Н NО3

О

8) Fе(ОН)3

Й

  Слайд № 1    4. «Воспоминания о лете .Химический цветок»

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO 2, NaOH, KCl, Na 2SiO 3 и слова: фенолфталеин, лакмус). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, CuO, NaOH, Na 2SiO 3, лакмус.

- Расположите лепестки в логической последовательности (лакмус, Zn, CuO, NaOH, Na 2 SiO 3).

  VI. Домашнее задание     1) Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ ( Zn, CuO, NaOH, Na 2 SiO 3) с серной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.                                       

  2) Подготовьтесь к презентации и защите проектов по теме «Что мы знаем о кислотах?».На следующем уроке будет презентация и защита проектов по теме: «Что мы знаем о кислотах?». 

3)Индивидуальные домашние задания.

Задание 1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты.

Задание 2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД.

 VII. Подведение итогов урока .

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?  .Благодарю вас за работу на уроке и хочу привести слова Д.И. Менделеева: «Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё».

 

 Литература

  1. Мартыненко Б.В. Кислоты – основания. - М. Просвещение, 1989.
  2.  Савина Л.А. Я познаю мир. Химия. - М.: АСТ, 1998.
  3. Шиленков Р.В. Тетрадь для учебной работы по химии. – Первое сентября. Химия. №3, 2005.
  4. При создании слайдов была использована информация сети Интернет и электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия «Уроки химии. 8 -9 класс».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.rar187.13 КБ

Предварительный просмотр:

Регистрационный бланк для участия в творческом конкурсе

«Талантоха - 10»

Заполняется отдельный Регистрационный бланк на каждую конкурсную работу.

Подробнее о конкурсах - http://talantoha.ru 

1

Автор работы: фамилия, имя, отчество участника(ов), название коллектива (если есть), возраст (для детей), должность (для педагогов). Если работа коллективная – перечисляются фамилия, имя, отчество всех участников, кто хотел бы получить персональные дипломы (грамоты). Отчество для детей можно не указывать. Для детей указать возраст.

Скуба Зоя Митрофановна

2

Название образовательного учреждения (если есть).

МКОУ Куликовская оош

3

Место нахождения образовательного учреждения: республика, край/область, город/село (если есть) или место жительства.

РФ Воронежская область Кантемировский район

село Куликовка

4

Фамилия, имя, отчество руководителя(ей) конкурсной работы (если руководитель есть).

5

Место работы, должность руководителя(ей) конкурсной работы (если руководитель есть).

6

Конкурсные номинации (выберите нужную вам).

1. Творческие работы и методические разработки педагогов.

2. Педагогические проекты.

3. Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье и т.д.

4. Оформление помещений, территории, участка.

5. Детские исследовательские работы и проекты.

6. Профессиональная ориентация школьников.

7. Рисунок.

8. Декоративно-прикладное творчество.

9. Фотография и видео.

10. Литературное творчество.

11. Кроссворд.

12. Вокальное и музыкальное творчество.

13. Хореография.

14. Костюм.

15. Компьютерная графика.

16. Актерское мастерство.

17. Сайт (блог, страница).

18. Мои достижения.

19. Мои любимые питомцы.

20. Моя любимая игрушка.

21. Моя коллекция.

22. Кулинария (любимое блюдо, рецепт).

23. Мои наряды, мой стиль.

24. Мой фильм.

1. Творческие работы и методические разработки педагогов

7

Название работы.

Урок в 8 классе по химии на тему :« Химические  свойства  кислот с позиции теории   электролитической   диссоциации»    

8

Дополнительные сведения о работе (если есть).

9

Количество персональных дипломов (грамот) для участника(ов).

один

10

Количество персональных дипломов (грамот) для руководителя(ей).

Заполняется, если руководитель оплатил дополнительный оргвзнос за себя и ему необходим персональный диплом (грамота). Руководитель может получить один персональный диплом (грамоту) за несколько работ своих участников (перечислите - за какие).

11

Как отправлять на ваш адрес дипломы (грамоты): в электронном виде по электронной почте (оргвзнос за одного участника в одной номинации -100 руб.) или в «бумажном» виде заказным письмом по «Почте России» (оргвзнос за одного участника в одной номинации -200 руб.).

в электронном виде по электронной почте

12

Ваш полный почтовый адрес для отправки вам дипломов (грамот) в «бумажном» виде, полученных вами в ходе конкурса. (Почтовый индекс, адрес, фамилия, имя, отчество. Указывается ФИО взрослого, который мог бы получать за ребенка заказную корреспонденцию).

Полный почтовый адрес указывается, если вы хотите получать дипломы и грамоты в «бумажном» виде. Нужно указать только один адрес (участника, педагога, школы и т.д.)

13

Ваш адрес электронной почты (e-mail).)

zoya.skuba@yandex.ru

14

Контактный телефон.

89204649348

15

Информация об оплате оргвзноса (как произведена оплата – банковским переводом или электронными деньгами, сумма, дата, номер квитанции или номер вашего счета WebMoney, Яндекс.Деньги ). Копия квитанции должна быть приложена к Регистрационному бланку.

банковским переводом 100 рублей,16 декабря2014г.

№403964

С условиями конкурса согласен:    

(Фамилия, имя, отчество взрослого, заполнившего Регистрационный бланк).

«16___» _декабря_________ 2014__ .

Бланк заполняется на каждую конкурсную работу отдельно. Для регистрации заполните и отправьте по адресу konkurs@talantikus.ru .

Подробнее о конкурсах - http://talantoha.ru

Организаторы конкурса "Талантоха":

1. Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409,

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Учебный центр Натальи Хаустовой. Лицензия на образовательную деятельность №909 от 13.08.14., серия 45Л01 №0000092.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Разработка урока “ Урок одной задачи” 8 класс Учителя – Кононова Т. А. ТЕМА: “Тепловые процессы. Обобщающее повторение”

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слия...

Урок по химии 9 класс "Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"

Практическая работа по химии "Решение практических задач по теме "Подгруппа кислорода"...