Карбоновые кислоты
план-конспект урока по химии (10 класс)

Конспект урока: Карбоновые кислоты.
10 класс базовый уровень. Урок "открытия"
нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karbonovye_kisloty.docx82.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Карбоновые кислоты

Категория 10 класс базовый уровень.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования понятий о карбоновых кислотах, как нового класса кислородсодержащих соединений.

Задачи урока:

- дать понятие о составе и строении карбоновых кислот, познакомиться с физическими и химическими свойствами карбоновых кислот;

- совершенствовать умения составлять структурные формулы органических веществ на примере карбоновых кислот и их солей, называть веществами, писать уравнения химических реакций между органическими и неорганическими веществами;

- подтвердить взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ различных классов на примере реакций окисления альдегидов и реакции этерификации;

- продолжить формирование навыков смыслового чтения при работе с информацией химического содержания, представленной в разных видах;

- содействовать воспитанию коммуникативной культуры посредством парной работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

- способность к плодотворному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

- формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни;

- формировать у учащихся умение управлять своей учебной деятельностью, подготовка их к выбору дальнейшей образовательной траектории.

Метапредметные:

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую в ходе составления структурных формул органических веществ и их названия;

- продолжить обучение умению работать с лабораторным оборудованием при изучение химических свойств карбоновых кислот, умению формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.

Предметные:

- анализировать состав и строение карбоновых кислот, прогнозировать свойства карбоновых кислот на основе химических свойств неорганических кислот;

- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различия и идентификации карбоновых кислот по их составу и строению;

- составлять структурные формулы органических веществ различных классов (альдегидов, одноатомных спиртов, сложных эфиров, солей карбоновых кислот);

- объяснять закономерности протекания химических реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот, прогнозировать возможность их осуществления.

Основные ресурсы:

Информационные:

1. https://www.1urok.ru/categories/18/articles/17717

2. https://pandia.ru/text/77/482/6808.php

3. http://shcolpetr.ucoz.ru/metod_razrab/nastolnaja_kniga.pdf

Материально-технические: ноутбук, принтер, выход в Интернет, телевизор, конверты информации, набор реактивов и оборудование уроку (штативы с пробирками, растворы: щелочи и уксусной кислоты, лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина; гранулы цинка, оксид меди (II), мрамор, спиртовки, держатели, спички).

Структура урока: Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на занятиях

Организационный

Проверяет готовность к уроку.

Приветствует обучающихся.

Организуют своё рабочее место.

Рапорт дежурного.

Р. Настроить себя на продуктивную работу, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка целей и задач урока. Мотивация.

1. Учитель обращает внимание учащихся на вазу с предметами (приём «Визуализации информации» - приложение 1).

2. Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?

- Впервые ли вы встречаетесь с кислотами?

-К какому классу кислородосодержащих органических соединений относятся эти вещества?

- Как называется функциональная группа, содержащаяся в этих соединениях?

- Какие свойства веществ помогли нам их быстро определить?

- Вспомните с какими веществами реагируют неорганические кислоты?

1. В ходе обсуждения ответов, обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: Карбоновые кислоты.

2. Формулируют цель и задачи урока.

3. Записывают тему, цель урока в тетрадь.

Цель: изучить карбоновые кислоты и их химические свойства.

П. Ориентироваться в своей системе знаний об органических веществах.

Р. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Р. Самостоятельно определять цели учебной деятельности, ставить и формулировать собственные задачи.

К. Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний

   1. Учитель организует работу в парах. На столы учащимся выдаются конверты с карточками, на которых названия классов веществ и структурные формулы (приём «Найти соответствие» - приложение 2).

2.  Учитель проводит параллель ранее изученным материалом «Альдегиды и спирты» и химические свойства неорганических кислот.

Задание: 1) О чём может рассказать эта формула (формула на экране СН3СОН) – приём «Опиши меня…».

2) Что образуется при окислении альдегида? (напишите уравнение реакции на доске).

3) С какими классами веществ вступают в химическую реакцию неорганические кислоты?

1. Ученики раскладывают вещества по классам, дают названия.

Отвечают на вопросы учителя (озвучивают понятия).

Выполняют задания на доске.

Окси-ды метал-лов

Основа-ния

соли

спирты

Альде-гиды

карбоновые кислоты

CuO

NaOH

Na2SO4

CH3OH

HCOH

CH3COOH

CaCO3

C2H5OH

CH3COH

HCOOH

Осуществляют самооценку.

3. При окисление альдегидов образуются карбоновые кислоты.

hello_html_m46bf28fe.png

П. Определять свои границы знания и незнания материала по предмету.

П. Искать и находить обобщённые способы решения задач.

Р. Оценивать правильность выполнения заданий.

К. Осуществлять коммуникацию, дополнять и уточнять высказанные мнения.

Первичное усвоение новых знаний

1. Учитель выдвигает проблему - некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

2. Организует исследовательскую работу по инструкционным карточкам.

3. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами.

1 группа – действие на индикаторы;

2 группа – взаимодействие с металлами;

3 группа – взаимодействие с оксидами металлов;

4 группа – взаимодействие со щелочами;

5 группа – взаимодействие с солями.

В: Как вы думаете, какие свойства карбоновых кислот мы ещё не рассматривали?

4. Учитель демонстрирует опыт взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом (реакция этерификации). Даёт определение этой реакции. Предлагает учащимся самостоятельно записать уравнение реакции этерификации.

Для оформления работы используются инструкционные карточки (приёмы «Задание на пробное действие», «Дополните фразы» - приложение 3).

Осуществляется контроль за работой.

Подводит обучающихся к выводу о связи строения вещества с их свойствами.

Организует отчёты групп по результатам работы.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Выполняют лабораторные опыты в группах.

После завершения исследования, группы представляют результаты своей работы.

 Представители групп оформляют на доске отчёты по лабораторным опытам.

Остальные учащиеся записывают в тетради уравнения реакций химических свойств карбоновых кислот. CH3COOH↔CH3COO- + Н+

2CH3COOH+ Zn = (CH3COO)2Zn + H2

2CH3COOH + CuO = (CH3COO)2Cu + H2O

CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O

2CH3COOH + CaCO3 = (CH3COO)2Ca + H2O + CO2

CH3COOH+ C2H5OH ↔ CH3COOC2H5+ H2O

Осуществляют самопроверку, дополняют ответы.

П. Интерпретировать информацию, представленную в разных формах.

П. Устраивать причинно-следственные связи между строением и свойствами органических веществ.

Р. Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Р. Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом, решением.

К. Развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием с использованием устных и письменных языковых средств.

К. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Первичная проверка понимания

Организует парную работу по восстановлению пропущенных слов в предложениях (приём «Дополните фразы» - приложение 4)

Учащиеся записывают в тетради предложения, вставляя пропущенные слова.

Объясняют свой выбор.

П. Ориентироваться в содержании предмета.

Р. Определять затруднения при решении учебной задачи.

Р. Вносить коррективы в текущую деятельность на основе выявленных затруднений.

Р. Давать самооценку.

К. Принимать позицию собеседника.

Первичное закрепление

1. Обращает внимание на предложенную в начале урока проблемную ситуацию. Заслушивает выводы по первой части урока.

2. Углубляет понимание учащихся.

(приём «Кейс-задание» -приложение 5)

Формулируют выводы по первой части проблемной ситуации.

Возможный ответ: карбоновые кислоты, содержащиеся в указанных продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.

Возможный ответ на кейс-задание: Жемчуг - это перламутр, который состоит из шестиугольных пластинок арагонита. Химическая формула его CaCO3 (карбонат кальция). А карбонат кальция легко взаимодействует даже с очень слабыми кислотами (к которым относится и уксусная).

Происходит реакция нейтрализации. Чем в свое время и воспользовалась знаменитая Клеопатра.

 СаСО3 + 2СН3СООН =(СН3СОО)2Са + Н2О + СО2

П. Выдвигать гипотезы и приводить доказательства.

П. Применять знания при решении нестандартных задач.

Р. Корректировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

К. Аргументированно высказывать суждения по результатам решения задач.

Информация о домашнем задание и инструктаж по его выполнению

Обязательная часть: § 15, задание 5 стр. 81.

Творческая часть: подготовить на выбор презентацию или оформленный буклет на тему: «Значение карбоновых кислот в природе и в жизни человека».

Выбирают домашнее задание.

Р. Осознавать то, что уже усвоено, и, что подлежит усвоению.

К. Уметь слышать и понимать речь других.

Рефлексия

Задает учащимся вопросы.

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что.

-Особенно интересным было…

Комментировано выставляет оценки за работу в классе.

Выставляет оценку за урок

Отвечают на вопросы. Выставляют оценки за урок, подводят итоги урока. Сдают тетради на проверку.

Оценки за урок:

- Найти соответствие – максимум 10 баллов.

- Исследовательская работа – максимум 3 балла.

- Рассказ с пропусками – максимум 4 балла (1 балл за одно предложение).

- Дополнительные баллы (за ответы у доски) – 4 балла.

Итого: максимум – 21 балл.

Ключ к оценке:

21-20 баллов – оценка «5»;

19-18 баллов – оценка «4».

Р. Фиксировать степень соотношения поставленной цели и результатов деятельности.

Р. Определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Р. Намечать цели в дальнейшей деятельности.

К. Оформлять свои мысли в устной форме.

Приложение 1

Выставка

   В корзинке на демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, лимоны, кефир, молоко, лимонад «Дюшес», мыло, янтарь.

Учитель обращает внимание учащихся на корзинку и предлагает установить связь между предметами и темой урока.

Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Карбоновые кислоты».

Приложение 2

Конверты с карточками

Карточки с названием классов веществ: оксиды металлов, основания, соли, альдегиды, спирты, карбоновые кислоты.

Карточки с формулами: CuO, SO2, NaOH, Н2SO4, Na2SO4,  CaCO3, HCOH, CH3COH, CH3OH, C2H5OH, HCOOH, CH3COOH

Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит. Дать названия веществам.

Приложение 3

Инструкционная карта

1 группа - действие кислот на индикаторы

В три пробирки налейте по 2 мл раствора уксусной кислоты и добавляем по 2-3 капли индикаторов: метилового оранжевого, лакмуса и фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

Задания

1- уровень. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Карбоновые кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в …   , метилоранжа – ………, фенолфталеин остаётся……

Уровень 2. Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.

…………………………………………………………………………………………………………

Инструкционная карта

2 группа - взаимодействие карбоновых кислот с металлами

В первой пробирке лежит цинк, во второй – медь. Добавьте в каждую пробирку раствор уксусной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

Задания

1- уровень. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном виде.

Zn + …. CH3COOH → …  + Н2

Cu + H2SO4 →

Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до……………

2-уровень. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:

а) цинк + уксусная кислота →

………………………………………………………

б) медь + уксусная кислота →

………………………………………………………

Вывод:…………………………………………………………………………………………………………

Инструкционная карта

3 группа - взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами

В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и добавьте несколько крупинок оксида меди (II) и слегка нагрейте на пламени спиртовки? Что наблюдаете?

Задания

1-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.

СuО + CH3COOH→ ………+ Н2

Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с ……………, при этом получаются ……… и …….…. .

2-уровень. Запишите уравнение реакции.

Оксид меди (II) + уксусная кислота →

Вывод:………………………………………………………………………………...……………….……

Инструкционная карта

3 группа - взаимодействие карбоновых кислот с основаниями

В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и добавьте 2-3 капли лакмуса. Отметьте окраску раствора. По каплям добавьте в пробирку раствор гидроксида натрия. Как изменилась окраска индикатора?

Задания

1-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

СН3СООН +NaОН →…… + Н2О

………………………………

Вывод: Карбоновые кислоты взаимодействуют с ……при этом получаются …….  и …..…

2-уровень. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.

Гидроксид натрия + уксусная кислота →

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод:………………………………………………………………………………………………...

Инструкционная карта

5 группа - взаимодействие карбоновых кислот с солями

1-уровень. В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты и опустите небольшой кусочек мрамора. Какой газ выделяется? (Воспользуйтесь таблицей растворимости). Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ записываются в молекулярном виде).

…СН3СООН  + ……→ (СН3СОО)2Са +…..+…..

……………………………………………………………………………………………………………

Вывод. Карбоновые кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется……или выделяется …….

2-уровень. Проведите реакцию раствора уксусной кислоты и кусочка мрамора. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод.………………………………………………………………………………………………………….

Общий вывод:

 (Учащиеся выполняют лабораторный опыты, используя инструкционные карты. Каждый ученик выбирает уровень задания в соответствии со своими возможностями. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, учащиеся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения реакций).

Приложение 4

Рассказ с пропусками

1) Карбоновые кислоты –__________кислоты, они ______ на ионы при растворении в воде;

2) Карбоновые кислоты реагируют с активными ______________ оксидами, _______, ____________;

3) При взаимодействии карбоновых кислот и спиртов образуется ________ и _______, эта реакция называется реакция ______________;

4) При горении карбоновых кислот образуется ________ и ______.

Приложение 5

Кейс-задание

 В истории известен следующий интересный факт: Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин с уксусной кислотой и выпила за здоровье Антония.

 Какую реакцию осуществила Клеопатра?

Какое соединение она принимала? Написать уравнение соответствующей реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".

Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...