Статья
статья по химии

Филатова Ирина Семёновна

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Качественно новому развитию учебного процесса должно соответствовать использование методики обучения, помогающей ребятам успешно овладеть знаниями, развивать познавательную активность, устойчивость интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

 

 ТЕМА: «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Разработала: Филатова И.С.

Преподаватель химии

п.г.т. Тымовское

2023

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности обучающихся поэтому одна из главных задач СПО – не только сообщение студентам определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию умения применять их в практической деятельности.

       Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Проблема: В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания обучающихся по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У  обучающихся всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения.

Цели: Определить роль игровых технологий в формировании познавательного интереса при изучении химии.

Задачи методической разработки:

1. Познакомиться с основными видами игровых технологий

2. Рассмотреть, как игровые технологии способны повысить познавательный интерес к урокам химии.

В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать обучающихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с этим для усвоения содержания материала важно организовывать различные виды познавательной деятельности, использовать активные формы обучения с учетом индивидуальных способностей студентов.

        Качественно новому развитию учебного процесса должно соответствовать использование методики обучения, помогающей обучающимся успешно овладеть знаниями, развивать познавательную активность, устойчивость интереса.

(С3) «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Мишель де Монтель.

          Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках была и остаётся одной из самых актуальных. Сущность понятия «активизация познавательной деятельности» складывается из трех аспектов:

Деятельность – целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности.

Познавательная деятельность – процесс достижения индивидом окружающей природной и социальной реальности.

Активизация – усиление деятельности, побуждение к решительным действиям.

      Таким образом, активизация познавательной деятельности – это совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.  (С5)

      Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемым познавательными мотивами их учебной деятельности. В настоящее время по-прежнему для развития познавательного интереса к химии, актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении химии. Они создают условия для комплексного использования ранее полученных знаний, научить работать в группе на общий результат, расширить кругозор. Основная их задача состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски.

       Побудить интерес к предмету - одна из важных задач каждого преподавателя. Целью моей педагогической деятельности является: создание системы учебных занятий с использованием элементов современных образовательных технологий, направленных на развитие мыслительной и творческой деятельности и личностных качеств учащихся, с целью включения их в активную и продуктивную деятельность. Для успешной реализации этой цели на уроках и внеклассных мероприятиях я использую игровые технологии, что помогает формировать познавательного интереса при изучении химии, мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность.                                                      

         Наиболее интересными являются игровые технологии, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Познавательные игры - это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения. При этом активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, применимы для учащихся разного возраста и используются при организации занятий по многим направлениям деятельности.

На мой взгляд, одной из эффективных форм организации познавательной деятельности учащихся на второй ступени обучения является учебная игра.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Важным условием является доступность игры для всех обучающихся, соответствие их потребностям и интересам.   Игры могут принимать различные формы, в зависимости от поставленной цели.

Игры-упражнения, игра-поиск, игра-аукцион, экскурсия, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, познавательные игры-путешествия – вот неполный список применяемых мною на уроках игровых форм. Я говорю игре как одной из форм интерактивного обучения «Да!». Ведь включение в учебный процесс познавательных игр способствует не только к раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка, но и учат его конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни.

Использование игр на уроках - необходимое условие развития обучающихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность.

Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).

Игры-тренажеры, конечно более просты в реализации, чем ролевые игры со сценарием и требуют не так много времени на подготовку, репетиции и проведение. Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося. Стойко поддерживается интерес к предмету.  Я применяю игры на уроках химии уже несколько лет, это и деловые, и дидактические, и ролевые игры. Наблюдая за учащимися, я пришла к выводу, что деловые и ролевые игры не очень им нравятся. Мною разработана и апробирована дидактическая игра к темам: «Первоначальные химические понятия» и «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева». Её можно использовать как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении материала, а также в процессе контроля знаний учащихся и во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель может внести в игру свои изменения, поправки в зависимости от конкретных условий, а сами игры могут быть использованы и на протяжении всего курса изучения химии. К статье я предлагаю методические разработки учебных игр (с указанием рекомендуемых тем уроков) которые можно использовать на уроках химии (приложения 1-3)

Вывод: В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы обучающихся, поскольку игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны.    Современный учитель должен развираться в разнообразии существующих технологий игрового моделирования и уметь выбрать самую необходимую для решения педагогических задач. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.

Литература:

1. А.А. Тыльдсеп, В.А. Корк «Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 2010г

2. Библиотечка «Первого сентября», изд. дом «Первое сентября» .2010-15г. «Первоначальные химические понятия». «Я иду на урок химии».

3. Торгашев В.Н., Школа детективов, для тех, кто любит химию//Химия в школе.- 2001.-№6

4. Теория и методика обучения. Высшее образование. В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012.

5. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва. «Академия». 2011.

6. Павлова Н.С., Обучающие игры на уроках химии//Химия в школе.- 2001.-№6

9. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....