Технологическая карта урока химии" Типы химических связей"
методическая разработка по химии (8 класс)

 Замчалкина Ольга Александровна

Сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.

Первая часть урока предполагает введение термина «химическая связь» и некоторых характеристик связи (энергия, длина связи), а также знакомство с типами химических связей на основании ранее изученной классификации неорганических веществ.
Вторая часть урока направлена на применение полученных знаний на практике. Ученикам в игровой форме предлагается выполнить ряд упражнений на закрепление материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamchalkina_o.a._pr_4.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 8 классе.

Учитель химии МАОУ «Щелковская гимназия №6» ГОЩ

Замчалкина Ольга Александровна

Предмет                          Химия

Класс                               8 класс

Тема урока:  

Химическая связь. Типы химических связей

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Авторы УМК:

УМК по химии « Химия» под ред. Габриеляна О.С.

Цели урока:

 Сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.

Первая часть урока предполагает введение термина «химическая связь» и некоторых характеристик связи (энергия, длина связи), а также знакомство с типами химических связей на основании ранее изученной классификации неорганических веществ.
Вторая часть урока направлена на применение полученных знаний на практике. Ученикам в игровой форме предлагается выполнить ряд упражнений на закрепление материала.

Задачи урока:

  • 1. Формировать
  •  представление учащихся о единой природе химической связи;
  • познакомить учащихся с различными типами химических связей;
  • научить школьников определять типы химических связей в различных соединениях.
  • формировать умение определять тип химической связи в соединении;
  • развивать устную речь учащихся, умение применять знания в новой ситуации;
  • развитие творческого химического мышления.

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способствовать росту инициативы и самостоятельности;
  • формирование культуры общения, чувства уважения друг к другу.

2. Формировать исследовательские навыки.

3. Развивать мышление, коммуникативные компетенции, ИК-компетенции.

4. Осваивать онлайн-сервисы

Ведущие понятии урока:

Химическая связь, ионная химическая связь, ковалентная полярная и неполярная химическая связь, металлическая химическая связь, ион, катион, анион, электроотрицательность

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – Умения определять понятия «элементы-металлы», «элементы-неметаллы», «ионы», «ионная связь»; «металлическая связь»; «ковалентная неполярная связь»; «ковалентная полярная связь» составлять схемы образования химической связи; определять тип химической связи по формуле вещества.

устанавливать причинно-следственные связи «состав вещества — тип химической связи».

умение определять тип химической связи в различных соединения,

.закрепление полученных знаний о различных типах связей и их систематизация.

 Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации

умения использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы,

развитие навыков публичного представления результатов своей работы; развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.

Личностные – формирование познавательного интереса к изучению химии;

мотивация обучающихся на получение новых знаний;

понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Оборудование:

Решаемая учебная проблема:

 мультимедийный проектор, презентация, доступ к сети Интернет

Правда ли что при образовании химической связи в веществе существует единый принцип?


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

№ этапа

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты.

Личностные

Планируемые результаты.

Метапредметные

Планируемые результаты.

Предметные

1

Адаптационный этап Актуализация знаний.

Мотивация.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Фронтальная

индивидуальная

-Тексты на столах,

-определяют класс неорганических веществ, по формулам таблицы и составляют фамилию ученого химика

-Знакомые все лица

Самостоятельная работа учащихся, затем вместе с учителем выполняют проверку.

(слайд 4)

Количество правильных ответов или ошибок

Личностные: 

 установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самооценка и готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

,познавательный интерес,

организация рабочего места.

Повторение темы

 « Классификация неорганических веществ»

Владение химическими понятиями

2

Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования

Представление кратких теоретических сведений по теме.

разные вещества имеют различное строение: одни существуют в виде свободных атомов, другие состоят из связанных атомных частиц. Учитель наводит ребят на мысль о том, что между атомными частицами существуют силы, которые обуславливают взаимодействие атомных частиц и называются «химической связью».

Фронтальная

Мозговой штурм

Записывают тему

Ставят цели

Слушают мнения одноклассников

Выдвигают предположения-формируют проблему;

-определяют способы ее решения;

-определяют цели и задачи урока

На столах

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалом ЭОР, учебником, фиксируют новые понятия в тетради.

Участвуют в коллективной беседе.

Личностные: самоопределение, осознание значимости своих знаний Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулирование проблемы и  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия.

Знакомство с основными понятиями по теме Химическая связь. Единство природы химической связи. Взаимосвязь с темой Строение атома и межпредметная связь с физикой.

3

Основной этап «Открытие» нового знания.

Проверка гипотезы.

Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка

Учитель сообщает, что образование связи всегда энергетически выгодно и связано с выделением энергии. При этом полная энергия системы понижается. И далее говорит о том, что основными характеристиками связи являются энергия связи и ее длина

Фронтальная

Мозговой штурм

групповая

Работая в группах учащиеся приходят к выводу о том ,как связаны между собой энергия связи и ее длина.

Изучают плакат .Высказывают свое мнение

Ученики вместе с учителем читают определение энергии и длины связи (слайд №6), а затем сравнивают значения энергии связи и ее длины в ряду галогеноводородов (слайд №7)

На столах схема-таблица 

Вещество.Энергия.Длина связи.

Личностные:  умение формировать адекватную самооценку ,видеть и признавать свои ошибки

Познавательные: анализ, синтез (составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов), установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование знаний;

 Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его.

Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

Владение химическими понятиями. Участвуют в коллективной беседе. Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.

Предметные – Умения определять понятия «элементы-металлы», «элементы-неметаллы», «ионы», «ионная связь»; «металлическая связь»; «ковалентная неполярная связь»; «ковалентная полярная связь» составлять схемы образования химической связи; определять тип химической связи по формуле вещества.

.

4

Применение полученных знаний.

Интерпретация полученных данных.

Вывод по результатам исследовательской работы.

Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление

Учитель сообщает о том, что в соединениях различают 4 типа связей (слайд8).

Проводя аналогию со схемой «Классификация неорганических веществ» ,учитель рассказывает о том, что представляет каждый тип связи и для каких химических соединений он характерен, проводит работу с химическим словариком

Групповая

Парная

Индивидуальная

Групповая

Интернет ресурсы Виды химической связи

YouTube>watch?v=VJ5Jamqqi.qk

К доске выходят два учащихся и изображают схемы строения атомов, остальные работают на местах.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Работают в группе .Каждый учащийся выбирает себе вещество. Рассказывают учащимся в группе, как определить вид связи и записать схему данного рода связи. Выслушивают партнера по группе и записывают в свою тетрадь остальные виды связи.

Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели

 Таблица  «Типы химических связей в простых и сложных веществах»

Личностные: положительное отношение к проделанной работе

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию.

Предметные: устанавливать причинно-следственные связи «состав вещества — тип химической связи».

умение определять тип химической связи в различных соединения,

.закрепление полученных знаний о различных типах связей и их систематизация.

5

Творческий этап 

Оценочно-рефлексивный

Предполагается выполнить несколько заданий. Задание «Крестики-нолики» (слайд №9): «Соедините прямой линией по горизонтали, вертикали или диагонали три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи»:

Задание «Кто точнее» (слайд №12): «Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения, приведенные ниже».

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Парная

фронтальная

Презентация

Работа в группах по заполнению кроссворда.

Ученики тренируются в определении типа химической связи.

Задание выполняется по вариантам. Время на выполнение работы 3 минуты. Затем ребята меняются с соседями работами и осуществляют проверку (слайд №13).

Решение кроссворда Ученики выполняют задание все вместе под руководством учителя, тут же осуществляется проверка.

Презентация.

Таблицы по определению

А) ковалентной полярно

Б) ионной

В) Металлической

Г) ковалентной неполярной связей

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки

Регулятивные: 

самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, использовать новые знания для решения учебных задач

Предметные: Анализируют полученные знания, формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока

6

Домашнее задание.

Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества

Формулирует  и комментирует домашнее задание.

.

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Интернет ресурсы.

Ссылка на фоксфорд по теме Химическая связь.

foxford.ru/school_class_invites

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

 Учитель и учащиеся подводят итоги урока, оценивают работу друг друга, говорят о том, что нового они узнали на уроке (ввели понятие химическая связь, выяснили какие  типы химических связей существуют и научились определять тип связи в различных соединениях).

Рисуют смайлик и выражают свое отношение к уроку

Домашнее задание

Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

 Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией.

Предметные: соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".

Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....

Технологические карты по теме "Химическая связь"

Карты для уроков в 9 классе по темам "Ковалентная полярная связь" и "Ионная связь" предназначены для реализации деятельностно-компетентного подхода в обучении. Содержат упражнения по данным темам....

Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)

Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы....

Технологическая карта урока "Ионная химическая связь"

Разработка урока в 8 классе по теме "Ионная химическая связь"...

Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)

материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...

Технологическая карта урока по математике "Связь между суммой и слагаемыми" с презентацией

Технологическая карта урока с презентацией на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" предназначена для учащихся 2 класса...