Разработка урока для 10 класса по теме "Гомология и изомерия"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 10 класса (базовый уровень) общеобразовательных школ.

Изучение темы "Гомология, изомерия" имеет большое теоретическое и практическое значение для дальнейшего изучения курса органической химии и основных класов органических соединений, поскольку при изучении каждой последующей темы затрагиваются вопросы, связанные с гомологическим рядом и изомерией изучаемого класса соединений. 

Методическая разработка может быть использована при изучении химии по программе О.С.Габриеляна.

Цели урока: дать обучающимся обобщающее представление о гомологии и изомерии углеводородов.

Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.

Воспитательные цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.

Задачи урока:

образовательная: создать мотивацию к учебной деятельности, определить цель и тематические рамки урока; научить сравнивать состав, строение углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи; составлять структурные формулы; организовать анализ учащимися возникшей проблемы, выявить места и причины затруднения в решении упражнений; организовать выполнение работы по основным вопросам контроля и самоконтроля результатов деятельности; выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; организовать самооценку учащимися результатов своей деятельности, соотнести цели и результат;

развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с другими учащимися при работе на уроке;

воспитательная: определить взаимосвязь классов углеводородов, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через стимулирование успешности.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

    Давать определение понятиям «гомологи, изомеры», 

    различать принадлежность к классам органических соединений

    называть углеводороды

Метапредметные

 1.Познавательные:

 Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные:

Выстраивание собственного целостного мировоззрения,  формирование познавательного интереса к химии.

Формы работы на уроке: Работа с информационными материалами. Исследовательская деятельность в группах.  Оформление информационного проекта по заданной теме.

Раздаточный материал: рабочий лист, модели молекул алканов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gomologiya_izomeriya_10_klass.doc69.5 КБ
Файл rabochiy_list.docx58.19 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

 «Гомология и изомерия углеводородов»

Предмет    ХИМИЯ

Класс 10

Автор УМК О.С.Габриелян

Тема урока Гомология, изомерия и номенклатура углеводородов

Тип урока Комбинированный

Учитель Самойленко О.А.

Цели урока: дать обучающимся обобщающее представление о гомологии и изомерии углеводородов.

Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.

Воспитательные цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.

Задачи урока:

образовательная: создать мотивацию к учебной деятельности, определить цель и тематические рамки урока; научить сравнивать состав, строение углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи; составлять структурные формулы; организовать анализ учащимися возникшей проблемы, выявить места и причины затруднения в решении упражнений; организовать выполнение работы по основным вопросам контроля и самоконтроля результатов деятельности; выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; организовать самооценку учащимися результатов своей деятельности, соотнести цели и результат;

развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с другими учащимися при работе на уроке;

воспитательная: определить взаимосвязь классов углеводородов, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через стимулирование успешности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

    Давать определение понятиям «гомологи, изомеры»,  

    различать принадлежность к классам органических соединений

    называть углеводороды

Метапредметные

 1.Познавательные:

 Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные: 

Выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к химии.

Формы работы на уроке: Работа с информационными материалами. Исследовательская деятельность в группах.

Раздаточный материал: рабочий лист, модели молекул алканов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникатив-ные

личностные

1

2

3

4

5

6

  1. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Организует деятельность по актуализации понятий «изомерия», Предлагает ответить на вопросы:

- Что такое изомерия?

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся

Умение давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания

Восприятие на слух вопросов учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые  высказывания

Понимание единства естественнонаучной картины мира

2. Организует работу по выполнению задания (рабочий лист №1):

- предлагает самостоятельно выполнить задание;

- контролирует процесс выполнения задания

Выполняют задание в рабочей тетради

Анализирование объектов, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Формирование умения самостоятельно выполнять задания учителя, планировать свою деятельность и взаимодействие с учителем.

Умение воспринимать  текст  с  учетом  поставленной  учебной  задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Понимание единства естественно-научной картины мира и значимости естественно-научных знаний в практической жизни

3. Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины.

Вспомните правила составления названий орг.соединений по систематической номенклатуре.

Отвечают на вопросы учителя

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; целеполагание.

Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем

Понимание  границы собственного знания и «незнания»

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Вводит новые понятия: гомология, изомерия

Учитель предлагает вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному открытию нового.

В результате обсуждения он подводит итог.

1) Предлагает по две формулы представителей алкенов, алкинов, алкадиенов.

2) Предлагает на слух найти общность в составе слов, отражающих групповое название углеводородов.

3) Знакомит с понятием «гомологический ряд»

4) Организует сравнение двух понятий «изомерия, гомология»

Осмысливают сущность новых понятий гомология, изомерия

1) Ищут и находят математическую закономерность в формулах и составляют общие формулы гомологических рядов.

2)

Сравнивают формулы, находят сходство (количественный состав) и различие (строение молекулы); формулируют понятие «изомеры» (способ действия: сосчитайте число атомов углерода и водорода, если они совпадают – значит данные вещества изомеры). Выслушивают ответы одноклас-сников

Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков

Принимать и сохранять учебную задачу.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Понимать значимость химической науки в практической жизни

3. Организует работу по выполнению задания учащимися (рабочий лист № 2-4):

Корректирует и комментирует ответы учащихся.

Воспринимают информацию учителя, выполняют задания на доске и в тетрадях

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Умение принимать и сохранять учебную задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона

Умение использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника

Понимать значимость химических знаний в жизни

4. Организует обсуждение Что общего у данных веществ?

Чем отличаются данные вещества?

Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение?

Как называется такой вид изомерии?

Как называются вещества, имеющие разный состав, но подобное строение?

Отвечают на вопросы, выполняют задания, делают записи в тетради

Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения,  объяснения

Отвечают на вопросы

Умения давать определения понятиям; переводить информацию из словесной формы в символьную; 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа;

 контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию

Представление о многообразии и познаваемости окружающего мира

III. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: рабочий лист №5

Слушают учителя. Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Адекватно воспринимать оценку учителя,

оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения)

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме “Изомерия, гомология”

  1. Еще раз вспомните, что такое изомерия _______________________________

Составьте формулы перечисленных ниже соединений и определите, какие из них являются изомерами:

а) 2-метилпентан       б) 3-метилгексан       в) 3-этилпентан        г) 2,2-лиметилгексан

д) 2,4-диметилпентан          е) 2-метилгептан

  1. Сравните состав и строение углеводородов, заполните таблицу и сделайте вывод:

Углеводороды

Состав

Строение

а)

б)

в)

Гомологический ряд - это_________________________________________________

2. Сравните понятия об изомерии и гомологии

Понятия

Качественный состав

Количественный состав

Химическое строение

Химические свойства

Изомерия

Гомология

  1. Среди приведенных схем веществ определите:

а) вещества-гомологи            б) вещества-изомеры       г) одно и то же вещество

  1. Назовите вещество

СН3 ─ СН ─СН2 ─ СН3

            │        

            СН3                                                             

Составьте для него структурные формулы двух гомологов и двух изомеров. Назовите их.

Гомологи:

Изомеры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...