Вопросы к обобщающему уроку по теме "Азот и фосфор" - 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс)

Гольденберг Лариса Арнольдовна

обобщающий урок в форме интеллектуальной игры. Работа в группах постоянного состава по типу игры "Что? Где? Когда?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азот и фосфор - обобщающий урок24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к обобщающему уроку по теме «Азот и фосфор»

  1. «Какой результат от нее кроме дыма, пепла, вздохов… Бедному она ни разу не принесла богатства, а богатого привела к бедности; сколько раз мы это видели!» Так говорил о НЕЙ Петрарка. А та, которую с достаточным основанием можно считать ЕЕ дочерью, имеет, согласно словам великого выходца с севера, широко простертые руки. Назовите и ЕЕ саму, и ЕЕ дочь.           Алхимия и химия.  

Комментарий: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» М.В.Ломоносов.

  1. В начале одной из энциклопедий серии «Аванта» есть картинка. На первой части ее древний грек плавит металл, на второй – древний египтянин копается в земле, на на третьей – древний китаец взвешивает золотые монеты. Какой науке посвящен данный том «Аванты»? Химия.                              

Комментарий: проиллюстрированы три версии происхождения слова «Химия»: от древнегреческого слова «хима» (литье), древнеегипетского «хеми» (земля) и древнекитайского «ким» (золото)

  1. По одной из версий название этого химического элемента составлено из первых и последних букв трех алфавитов: древнегреческого, латыни и древнееврейского. О каком элементе идет речь?     Азот
  2. 25 апреля 1932 г. газета «Правда» напечатала передовицу, в которой читаются такие строки: «ОН – в сложении с капитализмом – это война, разрушение, смерть. ОН в сложении с социализмом – это высокий урожай, высокая производительность труда, высокий материальный и культурный уровень трудящихся». В действительности ОН как двуликий Янус – независимо от формы государства и его строя, его соединения готовы нести жизнь, удобряя поля, и сеять смерть, входя в состав взрывчатых веществ. Кто ОН?               азот
  3. Редьярд Киплинг писал:

Алых роз моих и белых
Ты принять не захотела.
Ты сказала, сморщив нос,
Что желаешь – синих роз!

Обошёл я пол-Земли –
Эти розы не росли.
Приобрёл я лишь букет
Колких шуточек в ответ.  

Нет синих роз, нет и зеленых пионов, и ландышей желтых, и малиновых нарциссов. Но придать цветам фантастическую окраску можно с помощью несложного опыта. На дно цилиндра с крышкой (пробкой) налить нашатырный спирт. Укрепить цветок с помощью нитки на крышке и опустить в цилиндр. Через некоторое время красная роза станет синей. Почему?     В щелочной среде (нашатырный спирт – раствор аммиака) цвет меняется. Природные красители антоцианы очень чувствительны к кислотности среды.

  1. В системе, управляющей подушками безопасности в автомобиле, имеется пиропатрон с твердой смесью азида натрия (NaN3 - восстановитель), нитрата калия (KNO3 - окислитель) и оксида кремния (SiO2 – кремнезем). При аварии (удар) эти вещества вступают в химическую реакцию, в результате которой образуется большой объем газа, надувающего подушку безопасности, тем самым сохраняя жизнь и здоровье тем, кто находится в автомобиле. Какой газ? Написать уравнение происходящей реакции.                                                                               Азот.  10NaN3 + 2KNO3 + 6SiO2 = 16N2 + K2SiO3 + 5Na2SiO3.
  2. После того, как немецкий химик предложил заменить белый на красный, а красный разделить с серой, в Швеции в середине 19 в. смогли наладить производство этого изделия. О каком изделии идет речь?                                      Спички (черный ящик)
  3. В биосфере этот элемент аккумулируют растения, а животные лишь заимствуют его из растений. В организме животных, например - птиц, рыб он сосредоточен главных образом в скелете и нервной ткани, а в растениях в семенах и плодах. Из животных продуктов им наиболее богат желток куриного яйца.                  Фосфор
  4. Что общего между самым твердым веществом, из которых слагается организм животного, и городом в Мурманской области?  Апатит (Ca5(PO4)3F) – название минерала, который входит в состав зубной эмали.  
  5.  По свидетельству древних арабских писателей, в роскошном оазисе среди Ливийской пустыни, на скрещении караванных путей, когда-то возвышался храм, названный в честь египетского бога Солнца. Богатые дары и пожертвования стекались отовсюду в оазис, вывозилась же из него летучая соль, в изобилии накапливающаяся вместе с сажей в трубах печей, которые обитатели оазиса топили верблюжьим навозом. По названию оазиса эта соль и получила в Европе название … какое? Ее состав? Как мы называем ее теперь?   Соль Аммона или аммонийная соль. Состав - NH4Cl – нашатырь (хлорид аммония)
  6.  Смесь суперфосфата Са(Н2РО4)2 х Н2О + 2СаSО4 х 2Н2О (три части) с водой (одна часть) в блокадном Ленинграде называли «обмазкой». Горожане взялись за кисти. Еще до того, как сомкнулось кольцо блокады, этим составом покрыли девяносто процентов всех чердаков и деревянных строений. А это девятнадцать миллионов квадратных метров. А потом дежурили на крышах. Зачем? Так город был спасен от огня. 

Комментарий: В отличии от ряда европейских городов, которые во время войны подверглись нещадным бомбардировкам, Ленинград не был сожжен, хотя в нем имелось немало деревянных и легковоспламеняющихся зданий. Спасти город от огня помогли сотрудники Государственного института прикладной химии - ГИПХ (ныне - Российский научный центр «Прикладная химия»).

  1.  «Жженая кость» представляет собой интенсивно черный пигмент, пригодный для малярных и художественных работ. Его получают обжигом без доступа воздуха тонкого порошка из молотых обезжиренных костей. 8-10% состава этого пигмента составляет уголь, а вот 75% - эта соль. Какая?               Фосфат кальция – Ca3(PO4)2 
  2.  Как известно в состав черного пороха входит нитрат калия (индийская селитра – KNO3). Если вы вспомните, как предписывалось воинам всех армий содержать порох, то скажите, почему в производстве пороха не используют чилийскую селитру (нитрат натрия – NaNO3).                           Калийная селитра, в отличие от натриевой, слабо гигроскопична.
  3.  В художественных хранилищах азотом заполняют футляры со свертками ценных экспонатов (картин, тканей). Зачем?             Предохранить от химических изменений под влиянием активных компонентов воздуха.
  4.  По современной терминологии фумигантом называется вещество, которое при требуемой температуре и давлении может сохраняться в газообразной фазе в смертельной концентрации для данного вредного организма. Фумигант помогает уберечь элеваторы и вагоны с пшеницей от насекомых и грызунов. Для этого в закрытом помещении рассыпают таблетки, в состав которых входят фосфиды магния и алюминия (Mg3P2, AlP). Главное правило – людей в помещении не должно быть. При контакте фумиганта с воздухом появляется слабый чесночный запах, что очень опасно! Напишите уравнения образования вещества, дающего этот запах, и его название.                                                                                          Mg3P2 + 6H2O → 3Mg(OH)2 + 2PH3↑        фосфин
  5.  Существует пищевая добавка Е338. Ее используют в двух случаях:                  1) регулятор кислотности продукта, например в Кока-Коле; 2) ингибитор (антиоксидант) роста бактерий и плесени. Кроме этого, ее применяют для удаления ржавчины с металлических поверхностей (на обработанной поверхности образуется защитная оболочка). Какое вещество составляет эту пищевую добавку?                                                                       Ортофосфорная кислота – H3PO4
  6.  В оболочку «воздушного шарика» помести ли два негазообразных вещества. Шарик прочно завязали, осторожно встряхивая, перемешали. После окончания реакции шарик поднялся в воздух. Какие вещества можно было взять? Предложите не менее двух вариантов.  Zn + HCl; NH4Cl + Ca(OH)2 и т.п.
  7. Офорт — это один из видов гравюры. Чтобы его получить, изображение наносят на металл (медь) с помощью печатной формы.
    Слово «офорт» пришло в русский язык из французского. Оно состоит из двух частей: eau — «вода» — и forte — «крепкий». Термином eau-forte также называли это удивительное вещество — его использовали при работе с этим типом гравюр. Какое вещество и почему?                                  Это азотная кислота, которая растворяет медь

Комментарий: Офорт появился в Германии в начале XVI века. Новый тип гравюр отличался тем, что при его подготовке металл заранее обрабатывали кислотоупорным лаком. Лак должен был затвердеть, после чего на поверхность наносили рисунок — сначала предварительный, потом художник выводил тонкие детали и линии вручную. Готовую доску отправляли в емкость с кислотой. Вещество углубляло царапины и не затрагивало поверхность с лаком. Покрытие смывали, в углубления помещали краску для печати. Доску накрывали тонкой намоченной бумагой и отправляли на офортный станок. Лист втягивал краску, и на нем проявлялся рисунок. Офорт стал инновационным решением потому, что его технология позволила создавать большие тиражи изображений, а доски выдерживали много повторений печати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»

Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....

Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.

Конспект  обобщающего урока по математике  в  6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....

Обобщающий урок-КВН географии в 7 классе. Тема урока: "Африка".

                                      Тема урока: «Материки и океаны. Африка». КВН.    ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...