Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Изюмникова Анна Александровна

Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstva_2.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Лекарства»

Цель: сформировать представление о лекарствах, научить применять их в жизни, соблюдая правила безопасного приема, профориентация.

Задачи: 1. Учебная - познакомить с лекарствами, их видами и свойствами, действием на организм человека.

2. Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, формирование мировоззрения обучающихся, повысить их компетентность, умение работать коллективно, профориентация.

3. Развивающая – совершенствовать навыки по исследованию химических веществ, умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.

Методы и средства обучения:  

  • Частично-поисковый,
  • Эвристический,
  • Объяснительно-иллюстративный.

Технологии обучения:  информационные, ИКТ, здоровьесберегающие.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, инструкционные карточки, коллекция лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, штативы с пробирками, растворы разных видов аспирина, раствор хлорида железа (III), раствор лакмуса.

Формы контроля: 

1.По способу организации:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Фронтальная.

2. По способу подачи информации

  • Устная
  • Письменная
  • Экспериментальная

Использованная литература: 

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 2001.

2. Пичугина Г.В.Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.

3. Машковский М.Д. Лекарства ХХ века. М.: Новая волна, 1998, 320 с.;

Ход урока:

I.Организационный этап.  

II. Постановка темы урока, цели и задач. 

  1. На столе коллекция лекарственных средств, содержащих ацетилсалициловую кислоту. Какая тема урока? Лекарства.  Аспирин   Слайд1
  2. Какую мы поставим цель урока? Исследовать аспирин, его характерные и специфичные свойства, узнать области применения аспирина. Слайд2

III. Актуализация знаний: 

  1. Что лежит у вас на столе? Лекарства.
  2. Для чего они нужны? Лечить заболевания.
  3. Что такое лекарство? Определение.
  4. Кто такой провизор? Определение.

IV. Введение новых знаний

Вступительное слово учителя:

Я предлагаю вам сегодня побывать в роли провизора.

Мы исследуем разные виды аспирина, проверим их качество.

1.Начнем с истории открытия аспирина – выступление ученика. (Денис Давыдов)        Слайд3.

2.Строение аспирина. Слайд 4 

Какое еще название имеет аспирин? Ацетилсалициловая кислота.

Напишите строение ацетилсалициловой кислоты по ее международному названию (ИЮПАК). Проверьте себя по презентации. Слайд5.

3.Какое действие на организм оказывает аспирин? Сообщение ученика. (Вика Ложкина). Слайд6. 

Физминутка!!!

4.На столах у вас лежат размолотые таблетки аспирина. Охарактеризуйте физические свойства этого вещества.

5.Химические свойства аспирина.  1). Наиболее характерной реакцией является – гидролиз. При нагревании с водой происходит реакция гидролиза, в результате образуются две кислоты – салициловая и уксусная: Салициловая кислота содержит две функциональные группы – OH и COOH. Гидролиз проводят при кипячении раствора ацетилсалициловой кислоты в воде в течение 30 с. После охлаждения салициловая кислота, плохо растворимая в воде, выпадает в осадок в виде пушистых игольчатых кристаллов.

2).  Фиолетовое окрашивание раствора обусловлено группой OH, вступающей с FeCl3 в характерную для фенолов реакцию.

3). При добавлении раствора лакмуса появляется розовое окрашивание из-за присутствия в растворе уксусной кислоты.

6.Лабораторный опыт: «Исследование свойств аспирина». Слайд7.

Инструктивная карточка: 

 1.В пробирки с раствором упсарина упса добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

2.В пробирки с раствором ацетилсалициловой  кислоты добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

3.В пробирки с раствором кардиоаспирина добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

4.В пробирки с раствором просроченного аспирина добавьте : в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

5. Сделайте вывод о том, какой аспирин принимать менее опасно и какой совсем нельзя принимать.

Помните!!! Прежде чем принимать какое-либо лекарство, необходимо проконсультироваться с врачом, проверить срок годности лекарства, прочитать инструкцию по применению. Все лекарства имеют противопоказания!

Всё-лекарство, и всё-яд! Дело лишь в дозе!!! Слайды 8, 9.

7. Применение аспирина в быту:  ( памятки на столах)

 Рецепты применения аспирина:

* * *

В подготовленные 3-литровые банки укладываются все специи, обязательно добавля-ются листья хрена. Затем укладываются огурцы и заливаются кипятком на несколько ми-нут. Затем воду надо слить. В банку добавить 2 таблетки аспирина, 2 столовые ложки са-хара, 2 столовые ложки соли, 2 ложки водки, снова залить кипятком и закатать.

Приготовленные таким образом огурцы имеют вкус малосольных. И очень хорошо хра-нятся.

* * *

Положительные результаты получили, применяя для сохранения срезанных цветов гвоздики, хризантемы, мака, астры, флокса и других культур растворы борной и азотной кислот, перманганата и нитрата калия, сахарозы и аспирина.

* * *

На 100 г икры требуется 10-15 г мелкой соли.

Можно солить икру ряпушки, сига, судака, щуки, леща, ну и, конечно красной рыбы. Икру надо вынимать осторожно, чтобы не разорвать желчный пузырь. Промывают икру холодной кипяченой водой (от сырой воды она быстро портится). Икру щуки необходимо ошпарить кипятком, поскольку в ней нередко содержатся микробы, вызывающие желудочно-кишечные заболевания.

Для лучшей сохранности употребляют консервирующие вещества: на 1 кг икры 1/2 ч.л. глицерина и 1 таблетку аспирина, разведенную в 1 ст.л. кипяченой воды. Все тща-тельно перемешивают и ставят в прохладное место. Икру можно употреблять в пищу че-рез 1-2 часа. При подаче на стол икру заправляют растительным маслом и добавляют лук.

V. Рефлексия . Понравилось ли быть провизорами? На лепестках ромашки  напишите что вы узнали на уроке, что запомнили. В центре цветка нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение по окончании урока. Слайд 10.

VII.Д/з составить тест по уроку. Комментирование оценок.

VI. Заключение:  

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял  - всё потерял». Будьте здоровы!!!  Слайд11.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Молодежный Перелюбского района Саратовской области»

Мастер-класс

на РМО учителей химии и биологии

на тему: «Практико-ориентированное обучение

на уроках химии»

Провела учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ п.Молодежный

Перелюбского района Саратовской области»

Изюмникова А.А.

2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

Конспект урока химии 10 кл "Фенол"

Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация....

Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...