Рабочие программы элективного курса "Химия и медицина"
рабочая программа по химии (9 класс)

Содержание курса расширяет представление обучающихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_ek_himiya_i_meditsina_elektiv.doc374.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\AgapitovaNA\Desktop\3.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Химия и медицина»

для 9г класса

 

Агапитовой Натальи Александровны,

учителя химии

пгт Излучинск

2022/2023 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 34 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. На занятиях курса школьники знакомятся с лекарственными препаратами, которые находятся в домашней аптечке. Программа предполагает информирование обучающихся о влиянии продуктов питания на здоровье человека, о роли химических элементов в организме человека. В ней уделяется большое внимание изучению средств гигиены и косметики, лекарств, наиболее часто используемых в домашней аптечке.

Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 35 часов. Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии обучающихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы поддерживают и углубляют базовые и профильные дисциплины.

Содержание курса расширяет представление обучающихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.

Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. 

Цели курса:

развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.

Задачи курса: 

-  углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;

- знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших открытий медицины; с приемами оказания доврачебной помощи;

- проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, лаборанта, медсестры; формирование умений работать с научно-популярной литературой;

-  совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;

-  развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

Программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающих интерес школьников к предмету. 

  1. Результаты освоения элективного курса «Химия и медицина»

После изучения элективного курса «Химия и медицина» учащиеся должны:

- знать формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека, правила хранения лекарственных веществ в быту, свойства, применение и правила использования в домашних условиях йодной настойки, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия, свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими, элементарные сведения о фармакологической и химической

классификациях лекарственных веществ, правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;

- уметь объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах, использовать лекарственные вещества в домашних условиях, производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь, составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами, обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

- классификацию органических соединений, основные гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их пищевой ценности;

- понятие микро – и макроэлементов и об их значении для организма;

- состав и свойства химических веществ, имеющихся в организме человека;

- средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии;

- применять вещества по назначению;

- грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные.

  1. Содержание курса

Введение (3 ч)

Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии.

Парацельс - основоположник медицинской химии. Клавдий Гален - фармаколог. П. Эрлих - основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ: фармакологическая, химическая. Сырье для получения неорганических, органических лекарственных веществ. Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки и др.

Лабораторный опыт. Ознакомление с формами лекарственных препаратов.

Тема 1. Самые простые из лекарств (16 ч)

Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.

Практическая работа № 1.  Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов.

Тема 2. Органические вещества (10 ч)

Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Анальгин. Кофеин. Витамины. Углеводы, аминокислоты их биологическая роль углеводов и значение в жизни человека и общества

Практическая работа № 2. «Анализ аскорбиновой кислоты, витамина В12»

Тема 3. Ядовитые вещества (5 ч)

Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи. Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: коломель, сулема, применение в медицине.  Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении.  

  1. Календарно – тематическое планирование

 №

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебной темы

дата

Цели и задачи.

Основные понятия, термины

  Лабораторные работы, демонстрационные опыты.

Формы контроля

план

факт

1.

  Введение.

1 

 Первые шаги химии в медицине. Понятие о фармакологии. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. П. Эрлих – основоположник химиотерапии. Профессии: химик, фармаколог, фармацевт, биохимик, лаборант.

 

2.

Лекарственные вещества.

1

Классификация лекарственных веществ: химическая и фармакологическая. Формы лекарственных препаратов. Доза.

Л.р.: Формы лекарственных препаратов: драже, таблетки, эмульсии, суспензии, свечи, настойки.

групповой

3.

Домашняя аптечка

1

Примерный типовой список домашней аптечки. Некоторые обозначения лекарственных средств.

4-5

6-7

Перманганат калия

перманганат калия в реакциях

4

История открытия перманганата калия. Физические свойства перманганата калия. Окислительные свойства. Применение в быту и медицине. Первая помощь при отравлении концентрированным раствором перманганата калия.

Л.р.: окислительные свойства перманганата калия в зависимости от среды.

групповой

8

9

Пероксид водорода

Химический свойства пероксида водорода

2

История открытия пероксида водорода. Физические и химические свойства.  Применение медицине в качестве кровоостанавливающего и дезинфицирующего средства.  

Л.р.: анализ пероксида водорода.

групповой

10

11

Йод.

Свойства йода

2

История открытия йода. Физические и химические свойства.  Применение медицине. Биологическая роль для организма.

Л.р.: анализ раствора йода.

групповой

12

Практическая работа № 1 «Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов»

1

Анализ морской капусты на содержание в ней галогенидов.

Индивид.

13-14

Борная кислота.

2

Борная кислота, борный спирт. Антисептические свойства.

Л.р.: анализ борной кислоты.

групповой

15-16

Гидрокарбонат натрия.

2

Гидрокарбонат натрия, пищевая сода. Физические и химические свойства.  Применение медицине.  

Л.р.: анализ гидрокарбоната натрия.

групповой

17

18

19

Железосодержащие лекарственные препараты.

Роль железа в организме

Свойства железа

3

Роль железа в организме. Анемия. Пищевые продукты богатые железом. Железосодержащие лекарственные препараты.

Л.р.: анализ железа

групповой

20

Ацетилсалициловая кислота.

1

История открытия аспирина. Физические свойства.  Применение медицине в качестве противовоспалительного средства. Побочные действия аспирина.

Л.р.: анализ аспирина

групповой

21.

Анальгин.

1

История открытия анальгина. Физические свойства.  Применение в медицине в качестве болеутоляющего, жаропонижающего и противовоспалительного средства. Правила хранения.

22.

Кофеин.

1

 Кофеин. Лекарственные препараты, содержащие кофеин. Применение в медицине. Действие на организм.

23.

Витамины.

1

Роль витаминов в организме. Классификация витаминов. Признаки авитаминоза и гипервитаминоза. Продукты питания, содержащие группы витаминов.

24.

Практическая работа №2 «Анализ аскорбиновой кислоты, витамина В12»

1

Анализ аскорбиновой кислоты. Витамина В12.

Индивид.

25-26

Углеводы, их состав и классификация.

3

Моно-, ди-, полисахариды.
Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества

27-28

Аминокислоты: состав, строение молекул.

2

Определение аминокислот, строение, классификация, Биологическая роль аминокислот, их значение в жизни человека и общества

29

30

31

32- 33

34

Яды

Классификация ядовитых веществ.

Угарный газ и его свойства

Соли ртути: коломель, Хранение ядов в быту.

6

Яды. Классификация ядовитых веществ. Угарный газ. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Ртуть, токсичность паров ртути, соли ртути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост...

Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"

Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...

Рабочая программа элективного курса «Биохимия и медицина»

Программа элективного курса «Биохимия и медицина»   предназначена для  учащихся 10-11 классов, избравших химико-биологический профиль, и носит межпредметный характер на стыке экологии, ...

Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".

Рабочая программа элективного курса 9 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...