План-конспект урока «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС»
план-конспект урока по химии (9, 10, 11 класс)

Филиппова Татьяна Юрьевна

План-конспект открытого мероприятия по химии открытый урок «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС» выполнен для специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_chernobyl_.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение

Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных

и информационных технологий»

                                           УТВЕРЖДАЮ

 Зам. директора по УР

___________Прохорова  С.С.

«____» __________20___г.

ПЛАН - КОНСПЕКТ

открытого мероприятия

по химии

открытый урок «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии

на Чернобыльской АЭС»

Специальность 15.02.08 «Технология машиностроения»

 

                                                                                                        Разработала:

                                                                                                        Филиппова Т.Ю.

                                                                                                           

                                                                                                        .

Борисоглебск 2023


 План-конспект открытого мероприятия по химии открытый урок «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС» выполнен для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 «Технология машиностроения» ГБПОУ ВО «БТПИТ», Борисоглебск, 2022 г.

Разработчик:

  1. Филиппова Т.Ю., преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»


  1. Основная часть
  1. План открытого мероприятия

Дисциплины: «Химия»,

Дата: 25.04.2023 г.  

Группа: 1.2 ТМ

Вид мероприятия: открытый урок

Тема: «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС»

Цель мероприятия: повышение мотивации к изучению химии, расширение кругозора учащихся, формирование профессиональной коммуникативной культуры студентов, создание условий саморазвития личности студента.

Задачи:

1) добиться умения правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли, расширить кругозор учащихся;

2) воспитывать чувство коллективизма, товарищества, эмоциональную адекватность поведения;

3) развивать логическое мышление, личностные качества учащихся, умение делать выводы и обобщения, содействовать развитию химических способностей.

Межпредметные связи: физика.

Педагогические технологии: дидактическая игра, исследовательская работа студентов при решении задач.

Методическая цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников, расширения их кругозора.

Используемые методы обучения:

  • словесный (беседа, постановка проблемы, объяснение)
  • наглядный (раздаточный материал, презентации);
  • методы проверки и оценки знаний обучающихся.
  • интерактивный (использование презентации).

Время проведения мероприятия: 45 минут.

Обеспечение занятия:  

мультимедийный проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал на столах команд.

Место проведения: кабинет химии.

Используемая литература:

1. Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 224 с. (электронное издание)

2.        Рудзитис Г.Е. Химия. 11 класс : учеб. для  общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 223 с. (электронное издание).           

Содержание мероприятия.

  1. Вступительная часть.
  2. Сообщение правил игры.
  3. Проведение конкурсов.
  4. Подведение итогов.

І. Вступительная часть.

Учитель.

Ребята, из средств СМИ, из других источников мы с вами неоднократно слышали такие слова: радиоактивность, радиоактивные вещества, ядерные реакции, альфа-, бета-, гамма-лучи, рентген, облучение, ядерная бомба, энергия будущего, атомный реактор, АЭС. Кто-то из нас проходил рентгеновское обследование в медицинских учреждениях. Слышали на уроках истории мира о страшной трагедии японских городов Хиросима, Нагасаки, украинского города Чернобыль. Сегодня мы с вами вспомним о трагедии на Чернобыльской АЭС в преддверии памятной даты.  

Обратимся к истории справки, а что же такое радиация и радиоактивные элементы. Сто лет назад, в феврале 1896г, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U, однако он не понимал природы этого излучения.

В 1898г супруги Пьер и Мария Кюри открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra, у которых излучение, аналогичное излучению урана, было значительно более сильным. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.

Самопроизвольное излучение некоторых химических элементов было названо по предложению П. Кюри радиоактивностью, от латинского radio «излучать». Неустойчивые ядра превращаются в устойчивые.

Химические элементы с номера 83 являются радиоактивными, то есть самопроизвольно излучают, причем, степень излучения не зависит от того, в состав какого соединения они входят. Изучением природы радиоактивного излучения занимался великий физик начала 20 века Эрнест Резерфорд. В 1899 г Эрнест Резерфорд обнаружил неоднородность излучения. Исследуя излучение радия в магнитном поле, он обнаружил, что поток радиоактивного излучения имеет сложную структуру: состоит из трех самостоятельных потоков, названных α-, β- и γ-лучами. Сегодня мы скооперируемся в группы для совместной работы, чтобы вместе добывать знания.

ІІ. Сообщение правил игры.

Учитель. Мы с вами сыграем в игру «Что? Где? Когда?». Помните известную телевизионную игру? Мы с вами немного упростим условия ее проведения.

Напомню правила игры: зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты, вы даёте ответ. Первой отвечает та команда, которая первой подняла руку. Если ответ не правильный, право ответа передаётся следующей команде. Затем я произношу правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. Всего в игре у нас 12 вопросов.

Правила вспомнили. Ну а теперь поприветствуем команды…

  1. Проведение конкурсов.

Игра будет состоять из 3 раундов.

1 раунд.

1. В 1966 году Совет министров СССР утвердил государственный план ввода атомных электрических станций на ближайшее десятилетие. Одна из них должна была появиться на территории Украинской ССР. Площадка под строительство была выбрана в 4-х километрах от села Копачи Чернобыльского района, на правом берегу реки Припяти, в 12-ти километрах от города Чернобыля. Будущей станции было дано название Чернобыльская. Однако столицей энергетиков стал другой - молодой, бурно развивающийся -город, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу. Он стал девятым по счету в СССР атомградом.

Укажите название города атомщиков.

Ответ: Припять.

2. 26 апреля 1986 года прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, в результате которого был разрушен атомный реактор четвертого энергоблока.

Укажите точное время, когда произошла авария.

Ответ: 01 час 23 минуты 44-46 секунд 26 апреля 1986 года.

3. Укажите фамилию первого директора Чернобыльской АЭС, в период руководства которого произошла авария.

Ответ: Виктор Петрович Брюханов.

Итак, мы с вами потренировались, подведем итоги первого раунда…

2 раунд.

1. В своей книге «Перестройка: история предательства» Председатель Совета Министров СССР Николай Иванович Рыжков описывает ситуацию в Штабе Правительственной комиссии: «…был вопрос, который предстояло решить именно нам. Мне. На стол легла крупномасштабная карта, на которой нанесена была неровная уродливая клякса – Зона опасного радиоактивного поражения, откуда следовало эвакуировать жителей». Было принято решение о создании Зоны отчуждения, из которой поэтапно были переселены более 100 тысяч человек.

Укажите размеры зоны отчуждения вокруг ЧАЭС.

Ответ: 30-километровая Зона отчуждения.

2. Катастрофа, грянувшая на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года, в одночасье перевернула жизнь миллионов людей и стала страшным предупреждением о мощи атома для целого мира.

Что произошло тогда на станции, какие последствия мы ощущаем до сих пор и каких удалось избежать благодаря беспримерному героизму пожарных и самоотверженному подвигу ликвидаторов аварии.

Кто командовал пожарными расчётами, первыми прибывшими на станцию 26 апреля?

Ответ: Майор внутренней службы Леонид Телятников

3. Основным средством защиты органов дыхания ликвидаторов был респиратор, который сменялся несколько раз в день после накапливания радиационной пыли в фильтре.

Укажите его название.

Ответ: Респиратор ШБ «Лепесток» (с фильтром Петрянова).

4. Каждый ликвидатор имел индивидуальный прибор, показывающий накопленную организмом дозу радиации. Другая разновидность этого прибора использовалась для проверки продуктов питания, строительных материалов, радиационной обстановки дома и т.д. В 1990-е годы широкое применение получила модель под названием «Припять», предназначенная для индивидуального и коллективного пользования при измерении мощности эквивалентной дозы фонового ионизирующего излучения, плотности потока бета-излучения, удельной активности в жидких и сыпучих веществах.

О каком приборе идет речь?

Ответ: Дозиметр.

5. В ночь на 23 мая 1986 года на ЧАЭС вновь возникла опасная ситуация. Вспыхнувший огонь подобрался к машинному залу, заполненному тоннами масла, и к трубопроводам, где был водород. Малейшее промедление могло привести к остановке насосов и выходу из режима третьего блока ЧАЭС, что грозило страшной катастрофой. Последствия её были бы гораздо серьезнее, чем последствия катастрофы 26 апреля.

Какое ЧП на Чернобыльской станции 23 мая чуть было не привело к трагедии ещё большего масштаба?

Ответ: Пожар в кабельных тоннелях между 3-м и 4-м блоками станции.

6. Владимир Михайлович принимал личное участие в разведке очага поражения, затем почти 12 часов не выходил из зоны пожара и, уже отдавая последние силы, сделал расчёт пенной атаки, которая добила оставшиеся очаги огня. Позднее медики определили: в эти драматические часы подполковник Максимчук получил сверхвысокую дозу радиации (безопасной дозой однократного облучения считается 50 рентген).

Какую дозу радиации получил подполковник внутренней службы Владимир Максимчук, руководивший ликвидацией пожара в кабельных тоннелях между 3-м и 4-м энергоблоками 23 мая?

Ответ: около 700 рентген

Итак, закончился второй раунд, подведем итоги второго раунда…

3 раунд.

1. Сразу после взрыва поток ветра понес радиоактивный выброс в западном направлении. В основном пострадали сосны - хвоя стала рыжего цвета. Массовое отмирание деревьев приводило к ряду неблагоприятных последствий, таких как высокая пожароопасность, резкое возрастание вредителей и болезней леса, а также ионизирующее излучение, источником которого были деревья.

Какое название получили эти леса?

Ответ: «Рыжий лес»

2. 1 января 1990 года Чернобыльская АЭС была выделена из ПО «Комбинат» в самостоятельное предприятие – производственное объединение «ЧАЭС». В феврале того же года Верховный Совет УССР установил срок вывода из эксплуатации 1-го, 2-го и 3-го блоков на станции к 1995 году.

Укажите дату остановки последнего 3-го реактора АЭС.

Ответ: 15 декабря 2000 года в 13 часов 17 минут.

3. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 5 июня 1986 года было официально утверждено решение о долговременной консервации 4-го энергоблока и сооружении объекта, который в простонародье получил название «САРКОФАГ».

Укажите официальное название защитного сооружения.

Ответ: Укрытие 4-го блока ЧАЭС.

Дополнительные вопросы:

1. Какое заболевание вызывает радиация? (Лучевая болезнь)

2. Сколько человек погибло в первый момент аварии? (1 человек)

3. На следующий день после аварии началась эвакуация… (Жителей Припяти)

  1. Подведение итогов, награждение.

Итак, команда _____ набрала больше всех баллов. А, значит, она является победителем в сегодняшней игре и получает ценный приз. Вторая и третья команды, тоже, достойно играла и получает утешительный приз. Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

План-конспект открытого урока по элементам математической логике

Данный конспект урока можно использовать на уроках математики, дискретной математики Ссылка на урок: https://yadi.sk/i/zir-QifMqM7me...

План-конспект открытого урока "Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки".

Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки....

План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика"

План - конспект открытого урока с элементами нетрадиционных методов обучения в 6 классе "Гимнастика".Урок нацелен на развитие физических качеств учащися, закрепление упражнений  на тренажерах, ко...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, ловли и передачи мяча. Эстафеты с мячом» в 5 классе

Тема урока: Урок представляет собой занятие по изучению основных технических приемов и элементов игры в баскетбол.Цель: Закрепить разученные элементы техники передвижений, ловли и передачи мяча по раз...

Презентация к уроку «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС» выполнен для специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

Открытый урок «Радиоактивные элементы. 37 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС» выполнен для специальности среднего профессионального образования (далее СПО)...