Технология развития критического мышления
статья по химии

Светлана Васильевна Степанова

       Критическое мышление предполагает формирование следующих рациональных навыков:  

- умение работать с информацией: сбор информации, "активное чтение", анализ качества информации;

-  рассмотрение учебной задачи, проблемы в целом, а не отдельных моментов;

-  выявление проблемы, четкое определение, выяснение причин и следствий, построение логических выводов;

-  выработка собственной позиции по исследуемой проблеме, умение находить альтернативы, способность менять свое мнение в соответствии с очевидным и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления.

      Основная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей учащегося, позволяющих ему учиться самостоятельно.

       Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает формирование следующих рациональных навыков:  

- умение работать с информацией: сбор информации, "активное чтение", анализ качества информации;

-  рассмотрение учебной задачи, проблемы в целом, а не отдельных моментов;

-  выявление проблемы, четкое определение, выяснение причин и следствий, построение логических выводов;

-  выработка собственной позиции по исследуемой проблеме, умение находить альтернативы, способность менять свое мнение в соответствии с очевидным и т.д.

        Самым сложным этапом является начало , когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать, мотивировать ученика к дальнейшей работе, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации для изучаемого, что само по себе является серьезным активирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Второй этап - это осмысление . На этом этапе осуществляется непосредственная работа с информацией, при этом приемы и методы позволяют поддерживать активность учащегося. Третий этап - это рефлексия .На этом этапе информация анализируется, интерпретируется и творчески обрабатывается.

    Некоторые методические приемы технологии критического мышления используемые на уроках:

Первая фаза:

  «Верные и неверные утверждения»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой  информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например Тема Химическая связь.

Расставьте знаки « +»  (согласен с утверждением)  и  «-» ( не согласен с утверждением)

  1. Химическая связь — это сила, удерживающая вместе два или несколько атомов, ионов, молекул или любую их комбинацию. 
  2. Ионная связь образуется при взаимодействии элементов, резко отличающихся друг от друга по свойствам, т. е. между металлами и неметаллами.
  3. Ионная связь направленная.
  4. Ковалентная связь образуется между элементами, сходными по свойствам, то есть, неметаллами.
  5. Если ковалентная связь образована атомами одного и того же элемента, то эта связь полярная.
  6. Соединение атомов происходит в соответствии с их валентностью.
  7. Отрицательно заряженные ионы - катионы.
  8. В хлориде натрия ковалентная связь.
  9. Ковалентные связи  разделяются по кратности на: одинарные; двойные; тройные.
  10. В молекуле CO2 взаимосвязь между атомами ковалентная полярная.

Кластер

Например Портрет оксида (дети, прочитав текст параграфа составляют «портрет оксида» , выбирая те параметры, которые их заинтересовали)

                                                             Строение

физические                                                                              химические свойства

свойства

                                                                   оксид

получение         применение

                                                               состав

Фаза осмысления :

Инсерт - это маркировка текста значками по мере его чтения:

 «Чтение с остановками»

Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух.

Фаза рефлексии:

Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....