Решение задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы. ( задание 26 )
методическая разработка по химии (8, 9, 11 класс)

Хорошухина Виолетта Генриховна

В данной работе показывается один из способов решения задач на массовую долю вещества в растворе с помощью таблицы, который является более простым для быстрого ответа на задание 26  по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

к уроку химии

по формированию читательской и математической грамотности

Предмет: химия, 9 класс

Тема урок

«Развитие функциональной грамотности

при решение задач на массовую долю вещества на примере 26 задания ЕГЭ»

Автор: Хорошухина Виолетта Генриховна

учитель химии

Одинцовская МБОУ СОШ №3

Одинцово 2023

Пояснительная записка

Данная разработка направлена на формирование у обучающихся навыков и умений, характеризующих читательскую и математическую грамотность.

Номинация

«Авторские материалы развития функциональной грамотности»

Наименование конкурсного материала

«Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности»

Название ресурса

Задания по читательской и математической грамотности

Тип ресурса

Дидактический материал

Предмет

Химия

Класс

9,11 класс

Разделы программы учебного предмета

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Формирование познавательных действий, необходимых при работе с текстом на примере материала о массовой доле растворенного вещества

Форма организации учебной деятельности

Индивидуальная самостоятельная работа

Время выполнения задания

Не менее 40 минут

Формируемые знания и умения

Поиск и извлечение информации из текста;

Интеграция и интерпретация материала текста;

Применение материала текста для решения практических задач

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся находить и извлекать информацию, расположенную в одном или в разных фрагментах текста; анализировать информацию и интерпретировать фрагменты текста; устанавливать логические связи между частями текста; извлекать информацию с изображений и применять ее для решения практических задач.

Практическое воплощение

Данный дидактический материал разработан и использован на уроках химии в 8-9 и 11-х классах

«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

(В.А.Сухомлинский).

Тип текста: несплошной

Текст составлен по материалу параграфа 25 и дополнен некоторыми обобщениями и таблицами Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н. Н.Гара, учебник «Химия. 8 класс» и параграфа 12 учебник 11 класс, О.С. Габриэляна.

Характеристика работы по формированию навыка читательской грамотности:

Компетентностные области

Количество заданий

Находить и извлекать информацию

5

Интегрировать и интерпретировать информацию

1

Использовать информацию из текста

5

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

1

Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом.

Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.

Текст «Растворы. Выражение состава растворов с помощью массовой

В каждом доме имеются : водный раствор пероксида водорода, уксусная 9 % кислота и спиртовая настойка йода. Компонент, которого в каждом препарате больше, называют растворителем, а которого меньше – называют растворенным веществом.

Растворы – это однородные (гомогенные) системы, состоящие из растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Согласно теории Д.И. Менделеева, растворение – это химический процесс взаимодействия растворенного вещества и растворителя, при котором получаются гидраты (нестойкие соединения вещества с водой).

В пользу теории Менделеева говорят наблюдения за процессом растворения. Так, при добавлении воды к белому порошку сульфата меди (II), раствор приобретает голубую окраску. А, как известно, изменение окраски – это признак химической реакции. Кроме того, растворение одних веществ (например, гидроксида натрия) в воде сопровождается повышением температуры раствора, в то время, как при растворении соли нитрата калия температура раствора значительно уменьшается. Изменение температуры так же является признаком химическое реакции.

На этикетках с препаратами мы видим содержание растворенного вещества в процентах. Что это за величина? Это массовая доля растворенного вещества. Массовой долей растворенного вещества называют величину, полученную отношением массы вещества к массе всего раствора.

Чтобы найти массу раствора, необходимо сложить массы растворителя и растворенного вещества.

Массовую долю чаще всего выражают в процентах. Надпись 3% раствор пероксида водорода означает, что в 100г такого раствора содержится 3 г пероксида и 97 г воды.

Из данной формулы находят массу вещества и массу раствора, необходимые для заполнения таблицы без учета 100%

m вещества = m раствора * w m раствора= m вещества / w

Задания к тексту.

Прочтите внимательно предложенный вам текст и выполните следующие задания.

Вычислите массу 40% го раствора серной кислоты, который надо добавить к 200г 10% раствора , чтобы получить 30% й раствор.

Переведите значения массовых долей в числа без учета 100%.

  1. Используя информацию из текста заполните таблицу, обозначьте неизвестное значение за Х.

Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

Масса раствора, m раствора

Х

200

Масса растворенного вещества, m р.в

Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

Компетентностная область (читательские действия):

Находить и извлекать из текста информацию.

Объект оценки (читательские умения): Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

  1. Какое математическое действие я могу выполнить, проанализировав таблицу? Аргументируйте свой ответ: я придерживаюсь мнения_____________ , так как __________________________________

Проанализируйте таблицу и выполните математические действия

( по раствору 2 можно найти массу растворенного вещества )

m вещества = m раствора * w

Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

Масса раствора, m раствора

Х

20

Масса растворенного вещества, m р.в

X

200

Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

Компетентностная область (математические действия): устанавливать логические связи между частями текста;

Объект оценки (математические умения): извлекать информацию из таблицы и применять ее для решения практических задач..

  1. Проанализируйте все заполненные данные таблицы и проведите математические расчеты по суммарному раствору.

Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

Масса раствора, m раствора

X

20

20X

Масса растворенного вещества, m р.в

#1061;

200

+200

Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

Компетентностная область (читательские действия): Интеграция и интерпретация материала текста;

Объект оценки (читательские умения): Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

  1. Произведите расчеты для ответа на главный вопрос задачи ________________________________________________________________

Компетентностная область (читательские действия): Находить и извлекать информацию

Объект оценки (читательские умения) Находить и извлекать информацию, представленную в неявном виде

Задача 2

В один сосуд влили 200 грамм 5% - ного раствора некоторого вещества и 250 граммм 10% раствора того же , затем добавили вещества 80 грамм этого же вещества и 120 грамм водыВычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.

3 задача

Вычислите массу хлорида бария который следует растворить в 220 г 5% раствора этой соли, чтобы массовая доля растворенного вещества стала равна9 %.

Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(3 -5 мин)

В конце профориентация Химическая технология.стр 107 и техносфера

Информационные материалы

  1. С.И.Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.
  2. С.Х.Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».
  3. Амирханян Ю.С. Особенности использования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.
  4. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. - В.: Учитель, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задание №27 егэ по химии 2018 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"

В помощь школьникам, которые собираются сдавать ЕГЭ по химии в 2018 году, сделан подбор задач к заданию №27 - расчёты с использованием понятия "массовая доля вещества в растворе"....

Задачи на расчёт массовой доли вещества в растворе

Разноуровневые задачи для учащихся 8 класса по теме "Массовая доля вещества в растворе"...

Решение расчётной задачи №27 (определение массовой доли вещества в растворе) в ЕГЭ по химии с использованием метода "Стаканов".

Представленный в презентации метод позволяет существенно сэкономить время на экзамене при расчёте задач на определение массовой доли вещества в растворе. Приведено несколько примеров: - расчёт ма...

Открытый урок по теме:«Решение задач с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»»

Открытый урок по теме: «Решение задач с использованием понятия «массовая доля    вещества в растворе»»...

Конспект урока "Массовая доля вещества в растворе. Решение задач".

Приводится конспект урока в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения...

Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли ве...

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...