Конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ в соответствии с обновленными ФГОС ООО
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Киселева Елена Анатольевна

План-конспект урока химии в 8 классе по теме ОКСИДЫ (урок открытия нового знания) с учётом современных требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                     141540 Московская область, Солнечногорский

                                                                                     район,  городское поселение Поварово

                 8(4962)672-375 – канцелярия; учительская;                                     povar.school@mail.ru                                                                                                              

8(4962)672-385 – директор; факс                                                         povarovo-school.edusite.ru

Конспект  урока

по химии

в 8«А» классе МБОУ Поваровская СОШ

на тему «Оксиды»

Разработала: Киселева Е.А., учитель химии

                                   

п. Поварово


Урок  химии, 8а  класс ФГОС

Тема урока:  Оксиды.

Дата урока: 

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.

Развивающие:

развивать познавательную активность, выделение существенных особенностей оксидов как класса неорганических соединений.

Воспитательные:

вырабатывать умение осознанно трудиться над усвоением нового; воспитывать культуру работы с веществами, химической посудой, аккуратность, умение выдвигать гипотезы и аргументировано отстаивать их

Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

Планируемые Результаты:

Предметные:

Получение представлений об оксидах как одном из основных классов неорганических соединений, их номенклатуре, нахождении в природе, многообразии, получении, физических, химических свойствах

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные :

Создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

видеофрагменты «Получение и свойства оксидов»

образцы оксидов: водорода, углерода (IV), кальция, меди (II), железа (III); индикаторs лакмус, фенолфталеин, серная кислота

оборудование: штативы с пробирками, химические стаканы, шпатели, хим.воронки

Структура урока:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4. Открытие нового знания.

5. Первичная проверка понимания

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала

8.Рефлексия деятельности.

9. Информация о домашнем задании

Список литературы:

1.Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2019.

 Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельнос-ти ученика

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, письменных принадлежно-стей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

-

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

5 минут

Цельэтапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

– Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на простые и сложные.

Вспомните, какие вещества называются простыми?

Хорошо, приведите примеры.

Верно, а какие вещества называются сложными?  Приведите примеры.

Учитель предлагает  загадку.

В них два элемента, один – кислород.    В числе их  есть ржавчина, известь и лёд (формулы – на доске).

Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали?

Этот класс веществ называется – оксиды. Мы уже познакомились с оксидами, когда изучали химические свойства кислорода. Сегодня мы изучим их подробнее.

Активизирует знания о многообразии веществ

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

 Ответы: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Учащиеся приводят примеры простых веществ.

Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

Приводят примеры.

В ответ на загадку, учащиеся предполагают, что это оксиды.

Общее: в состав этих веществ входит кислород.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникатив-ные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познаватель-ные УУД:

умения анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Устная оценка учителя

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Исходя из определения, мы можем судить о составе того или иного оксида. Теперь нам необходимо определить, как называть оксиды, как их получают, что общего у всех оксидов, каковы различия

Постановка учебной задачи

Выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

Предметные УУД:

Умение, пользуясь определением, вычленить общее и различное в химическом составе оксидов

Познаватель-ные УУД:

умения выявлять причины и следствия простых явлений

Устная оценка учителя

4.Открытие нового знания

23 минуты

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения,формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

- Перед вами перечень веществ (Приложение №1), выберите из него оксиды.

NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.

- Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам.

Учитель контролирует взаимопомощь учеников при назывании оксидов

Учащиеся Выбирают оксиды, читают химические формулы, называют оксиды.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникатив-ные УУД

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Познаватель-ныеУУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

-

4.1 Создание проблемной ситуации.
Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Посмотрите на экран (слайд с примерами различных оксидов), на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №2).

Поговорка: оксиды бывают разные: твердые, жидкие и газообразные.

- Найдите элементы, которые входят в состав различных оксидов в периодической таблице, в чем их отличие?

- Учитель предлагает классификацию оксидов.

- Как же можно получить оксид?

Демонстрирует видеоопыт сжигания красного фосфора в кислороде.

Работа с учебником. Посмотрите на схему 6 на стр. 134. Как видите, существуют и другие способы получение оксидов – путем разложения сложных веществ. С этими способами мы познакомимся позже, когда будем изучать свойства кислот, оснований и солей.

Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию.

Называют металлы и неметаллы.

Могут предположить, что путем взаимодействия с кислородом

Работают с учебником

УУД: анализ и синтез

4.2. Лабораторный опыт
(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

В подготовленный заранее водный раствор оксида фосфора (V) добавляет лакмус, который изменяет цвет.

- Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора (V) в воде?

Помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет фенолфталеин, который изменяет цвет.                                           - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция?

Прививает навыки безопасной работы с химической посудой и реактивами

Учащиеся предполагают, что в колбе получилась кислота.

Учащиеся предполагают, что в колбе образовался гидроксид.

Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что им соответствуют кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что им соответствует основание.

УУД: причинно-следственные связи

4.3 Классификация оксидов

Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры.

 Учитель добавляет к классификации оксидов дополнение: оксиды металлов с высокой валентностью являются кислотными. Таблица 7 стр. 133.

Учащиеся работают с таблицей.
Запись в тетрадях.

4.4 Химические свойства оксидов

- С каким свойством кислотных оксидов мы уже познакомились?

-Исключением является нерастворимость оксида кремния (IV) в воде; кремниевую кислоту получаю косвенным путем.

- Найдите в учебнике еще два свойства кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом и взаимодействие с растворимым в воде гидроксидом

- Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов. И одно из них мы только что обсудили, и это…?

- Пробует растворить оксид меди (II) в воде.

- Учитель показывает в таблице Менделеева «активные металлы», оксиды которых реагируют с водой.

- Демонстрирует взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

Работа с учебником. Таблица 8  стр. 134.

Работа с учебником,тетрадью.

-Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

- Делают вывод о других химическихсвойствах кислотных оксидов

 - Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде.

- Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами.

УУД: умение обобщать и делать выводы

5.Первичная проверка понимания

5 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Игра «Какой оксид?»

На экране появляются оксиды (Приложение № 3).  Дети говорят, какой это оксид: кислотный, основный, амфотерный или безразличный

Учитель координирует работу, проводит коррекцию

Учащиеся выступает с результатами работы

Устная оценка учителя

6. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

Физкультминутка «Какой оксид»

Дети встают. Учитель НАЗЫВАЕТ оксиды, а дети делают заранее оговоренные движения в зависимости от подкласса оксида.

-

7. Закрепление изученного материала

5 минут

Цель этапа:применить знания в новой ситуации

Приложение 4

Итоговое тестовое задание

(Выбрать правильный ответ)

Объясняет правила выполнения теста

Выполняют индивидуально

Взаимопроверка (работа в паре)

Выставление оценок

Регулятивные УУД

 умения работать с тестами, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникати-вные УУД

умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Взаимооцен-ка за письменную работу

8.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Что нового вы узнали сегодня об оксидах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.
- Я понял …
- Я научился …
- Мне необходимо …

Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Учащиеся отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.
Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

умения в диалоге с учителем

обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Предметные УУД:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью

9.Информация о домашнем задании

1 минута

Цель этапа:

выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей

Параграф из учебника, вопросы и тестовые задания после параграфа по выбору

Поясняет  домашнее задание, выставляет оценки

Записывают  домашнее задание

Устная оценка учителя


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

NH3                 CaO                 HCl CO2 H2O                 CaCO3 SiO2 NaOH                             CuO

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

SiO2           FeO         CO          CrO3         Na2O         

BeO                  CaO                         NO                 B2O3                 BaO


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Оксиды

Кислотные

Основные

Амфотерные

Безразличные

SO2         P2O5                 CO                 Mn2O7         K2O         BeO                 BaO                         NO                 Al2O3                 Li2O


Оксиды

Кислотные

Основные

Амфотерные

Безразличные

SO2 

P2O5         

Mn2O7 

K2O BaO

Li2O

BeO

Al2O3 

CO

NO


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

Конспект урока химии 9 класс

Конспект урока  химии 9 класс...

Конспект урока химии 10 класс

Методическая разработка урока химии 10 класс...

план конспект урока химия 8 класс .Ковалентная связь.

урок в 8 классе по программе О.С.Габриеляна, задачи урока дать понятие ковалентной связи, отработать навыки составления схемы образования ковалентной связи...

Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"

Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...