«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения».
методическая разработка по химии (8 класс)

Рогова Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_vozduh_i_ego_sostav_2.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  химия      

Класс: 8

Учебник: «Химия. 8 класс» М.:Просвещение,2021., автор Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Название раздела: Кислород. Горение.

Тема урока:  «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения».

Тип урока: комбинированный
Цель:  Создать условия для обобщения знаний о кислороде; ознакомление учащихся с составом и свойствами воздуха; закрепление и совершенствование умений и навыков составления уравнений химических реакций.

Задачи урока: 

Образовательные.

  1. Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ.
  2. Способствовать закреплению понятий: оксиды, реакция горения.
  3. Продолжить формирование умений: составлять формулы оксидов и уравнения химических реакций, производить вычисления по формулам веществ.

Развивающие.

  1. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе переработки информации.
  2. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности.
  3. Способствовать развитию общеучебных умений.

Воспитательные.

  1. Продолжить воспитание положительной мотивации учения.
  2. Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира).
  3. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей).
  4. Воспитывать бережное отношение к природе

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.                                                                                                                     Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.                                                                                                                  

     Планируемые результаты:

 Личностные УУД:  продолжить формирование химической культуры;

продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

 Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  Познавательные УУД:  работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

  Коммуникативные УУД:    планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.                                                                                      


Средства обучения

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки,  оборудования к опыту;
  • Презентация к уроку (Приложение 1).

Методы и приемы: беседа, словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, взаимоконтроля.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты(включая УУД)

 Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Мотивация к учебной деятельности

Целеполагание

Вот опять звенит звонок - начинается урок.

Входим дружно все мы в  класс: урок химии у нас.

Гости на уроке нашем, знания мы им покажем.

Всех приветствую, друзья, на уроке этом я!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы.

-Ребята, а какой раздел вы начали изучать, о чем шла речь на прошлых уроках?

-Скажите, а эта тема для вас важна, зачем вам нужно ее изучать? Можем мы обойтись без этой темы?

- В каком виде находится кислород в природе?

В состав каких веществ входит кислород?

Основное химическое свойство кислорода?

- А чем отличается реакция горения от реакции окисления?

- А сейчас я предлагаю поработать по вариантам:

1 вариант: Выпишите только формулы оксидов и назовите их;

2 вариант: Вместо знаков вопроса впишите формулы веществ и коэффициенты (Слайд1). Сколько времени понадобится?

- А сейчас оцените работу друг друга, обменяйтесь своими работами, возьмите карандашики и сделайте себе пометки, если не правильно.

-Проверим (Слайд2)

-Хорошо! Молодцы

-Ребята, а зачем мы сейчас проделали эту работу, какой можно сделать вывод?

-Ребята, представьте, что перед вами 2 колбы.

Как распознать, в какой колбе находится воздух, а в какой кислород.

- А почему лучина в кислороде вспыхивает, а на воздухе тлеет?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  

- О чем же пойдет речь на нашем уроке.

- А что такое воздух? (Из курса географии)

- А вы знаете каких?

- Как более точно сформулировать тему нашего урока?

-Узнать состав воздуха.

  - Изучить его свойства (пишу на доске)

- Что поможет  справиться?  

- О кислороде

Ответы учащихся

-  В виде простого вещества, входит в состав оксидов

- реакции горения, окисления

- взаимодействие веществ с кислородом относится к реакции окисления, а горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

- с помощью тлеющей лучинки: в кислороде вспыхивает, в воздухе слабо тлеет, в углекислом газе погаснет

Работают по вариантам

Оценивают работу своих товарищей.

Ответы учащихся

- с помощью тлеющей лучинки: в кислороде вспыхивает, в воздухе слабо тлеет

ответы детей

О воздухе

Смесь газов

Ответы

Называют тему

формулируют цели

(Воздух и его состав.

Узнать состав воздуха и изучить его свойства)

Я, друг, учебник, учитель, Интернет

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

регулятивные: саморегуляция  

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

   Планирование  работы

- Как построим работу по достижению целей? (пишу на доске план)

-ученый, доказавший состав воздуха

-состав воздуха

свойства воздуха

Реализация построенного плана

Работа с учебником

Демонстрация опыта

Работа в группах

Что же представляет собой воздух, которым мы дышим? Однородное это или сложное соединение?

- Сегодня вы знаете ответ на вопрос , а еще 200 лет назад воздух считался элементарным веществом, и до середины XVIII в. Представления ученых о его составе оставались не более чем догадками.

-  Скажите, какой ученый доказал, что воздух – это смесь газов и в основном каких?

- Как же можно доказать качественный состав воздуха? А это доказывает  следующий опыт. Объясните, что произошло?

 (При горении фосфора, расходуется только кислород, вода поднялась на одно деление, т.е. объем воздуха сократился.  Пока в цилиндре был кислород, фосфор горел, кислород закончился свеча потухла).

- А чтобы нам с вами посмотреть какие же еще вещества входят в состав воздуха, я предлагаю, поработать в группах.

- Я предлагаю найти нужную нам информацию в Интернете и изобразить с помощью круговой  диаграммы состав воздуха. (Время 7 мин)

(Одна из групп по желанию, предоставляет отчет о проделанной работе.

Затем, я открываю свой слайд, для сравнения)

- Какой можем сделать вывод?

-Сложное соединение

(Работа с учебником)

Лавуазье. Азота и кислорода.

Учащиеся объясняют

(Опыт, доказывающий о количественном содержании кислорода в воздухе, что кроме кислорода в состав воздуха входят и другие вещества).

Ответы учащихся

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Представьте, что вы в морозном зимнем лесу… Вдохните воздух через правую половину носа, выдох – через обе (3 раза). Мы проводим глубокую вентиляцию легких, насыщаем кровь кислородом, которая несет его к головному мозгу. При усиленной умственной работе потребление кислорода возрастает.

Работа в группе

- Что же еще из нашего плана мы не рассмотрели?

- А какими бывают свойства?

-Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств - простого вещества кислорода

-Свойства воздуха

- Физические и химические

Физические:  прозрачный, не имеет запаха, бесцветный, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

- Ребята, вспомните определение реакции горения.

- С горением веществ в кислороде мы уже познакомились, что при этом образуется?

- При горении веществ в воздухе образуются, как правило, те же продукты – оксиды. Однако горение в воздухе происходит медленнее, чем в кислороде. Почему?

-Оксиды

- т.к. в воздухе содержится 1/5 часть кислорода.

Работа с учебником

- Рассмотрим пример в учебнике, горение парафиновой свечи (стр.62)

- Сделайте вывод. При горении простых и сложных веществ образуются …

- При составлении уравнений реакций горения сложных веществ рекомендуется придерживаться определенного порядка.

-  Пользуясь примером на стр. 62-63, запишем уравнение горения природного газа, основной компонент которого метан (СН4).

- Какой можем сделать вывод?

Работают в тетради, один у доски.

Работа с учебником

- Некоторые реакции горения приносят пользу человеку, другие – не желательны. Следовательно, необходимо контролировать протекание химических реакций и знать условия их возникновения и прекращения.

- Назовите условия возникновения горения:

- Каковы условия прекращения горения?

Обращаю ваше  внимание на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, Горящую  нефть нельзя тушить водой, так как она легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара.  По этой же причине,  нельзя тушить водой горящие  керосин и  загоревшееся на сковородке масло.

Учащиеся самостоятельно изучают условия возникновения и прекращения горения (стр. 63).

-Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется.

-Доступ кислорода.

- Охладить вещество ниже температуры воспламенения, либо прекратить к нему доступ кислорода.

Рефлексия      деятельности.

- Вот и подошел к концу наш урок. Чем он был для вас полезным?                   Что было трудным?                                          А что было интересным?                                      На что надо обратить внимание при подготовке к следующему уроку?   Чью работу вам хотелось бы отметить?

Вы сегодня все хорошо потрудились. Спасибо большое за работу.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Восстановление учебной мотивации.

Задание на дом

Д/з параграф 22 всем

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:    

- составление кроссвордов по темам: «Кислород» и «Воздух и его состав»;

 - сообщение «Загрязнение атмосферного воздуха»









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загрязнение атмосферного воздуха

Цель. Ознакомить учащихся с источниками загрязнения атмосферы; видами загрязнений и последствиями.Задачи. Учащиеся смогут распознавать естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы; дат...

Исследовательская работа: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха»

Работа посвящена изучению влияния автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха в с,Кыра....

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"...

«Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений»

Химия   8 классТема: «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений».Девиз урока:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».Ш. МонтескьеЦель: Формирование у учащи...

Открытый интегрированный урок по теме: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха. 6 класс (география - математика)

Тема урока: Автомобиль и загрязнение атмосферного воздуха.6 класс (география - математика)Тип урока: интегрированный (география + математика)Учебно-воспитательные цели:Образовательные:Повыше...

Оценка площадного загрязнения атмосферного воздуха в мегаполисе

Одна из актуальнейших проблем экосистемы. Рассмотрение развития катастроф завязаных на антропогенном воздействии в городах, агломерации которых более 1млн человек....

Исследование взаимосвязи между плотностью омелы белой (Viscum album, Loranthaceae)и уровнем загрязнения атмосферного воздуха(на примере ЗАТО Александровск Мурманской области )

Исследование взаимосвязи между плотностью омелы белой (Viscum album, Loranthaceae)и уровнем загрязнения атмосферного воздуха(на примере ЗАТО Александровск Мурманской области )...