Технологическая карта урока "Аммиак. Соли Аммония"
план-конспект урока по химии (9 класс)
В публикации представлена технологическая карта урока в 9 классе. Расписаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ammiak.docx | 49.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Аммиак Соли аммония
Цель: познакомиться с новым соединением аммиак, изучить строение его молекулы, свойства и получение аммиака, а также свойства солей аммония.
Планируемые образовательные результаты урока
личностные: убеждаются в познаваемости мира.
метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем, формулировать выводы;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
предметные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь, познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака способами собирания, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи), с составом и свойствами солей аммония
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе | Сотрудничество с учителем | |
II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания | 1. Краткая характеристика атома азота по плану (прил. 1) 2. Азот- простое вещество, физические свойства азота 3. Выполнение письменных заданий по карточкам Карточка №1. Задание Написать химические свойства азота как окислителя. Карточка №2. Задание Написать химические свойства азота как восстановителя. | Беседа-рассуждение, выполнение заданий. | Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления |
III. Целеполагание и мотивация | - На предыдущем уроке мы с вами познакомились с азотом – химическим элементом и азотом – простым веществом. Мы выяснили, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические Что еще вы хотели бы узнать об азоте? (Тема, цели, задачи урока.) | Слушают, смотрят, составляют представление. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока |
III. Усвоение новых знаний | Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. (Историческая справка о происхождении названия и открытии аммиака) 1. Атом азота связан с атомами водорода ковалентной полярной связью. Общие электронные пары частично смещены к атому азота, поэтому молекула аммиака полярная. При этом у атома азота остаётся неподеленная электронная пара, которая принадлежит только ему. В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды Т.о. азот в аммиаке имеет валентность 3, так как образует связи с тремя атомами водорода и степень окисления -3, так как притягивает к себе 3 электрона. 2. Физические свойства: Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, в 2 раза легче воздуха. Ядовит. При обычном давлении и температуре – 33,4̊ С он сжижается. Хорошо растворим в воде. 10% раствор аммиака в воде – нашатырный спирт. 25% раствор аммиака в воде – аммиачная вода. 3. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота: N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + 45,9 кДж Условия: катализатор – пористое железо температура – 450 – 500 ˚С давление – 25 – 30 МПа Это так называемый процесс Габера (немецкий физик, разработал физико-химические основы метода). В лаборатории (демонстрационный опыт) Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + CaCl2 + 2H2O Выделяющийся аммиак можно определить по запаху или по посинению индикаторной бумаги. 4. Химические свойства 1) Аммиак – восстановитель Аммиак на воздухе не горит! Но в чистом кислороде он сгорает, окисляясь до азота.. Аммиак загорается и горит желтовато- зеленым пламенем а) аммиак горит в кислороде: 4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20 б) в присутствие катализатора аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II): 4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O в) восстановление некоторых неактивных металлов Инструкция для проведения лабораторной работы Демонстрационный опыт Восстановление оксида меди. 2 NH3 + 3CuO = 3Cu + N2 + 3 H2О Лабораторный опыт. Качественная реакция на аммиак. 2) Аммиак реагирует с водой с образованием аммиачной воды или гидроксида аммония, который является слабой щелочью. NH3 + H2O = NH3 * H2O (NH4OH) ВИДЕО Мы с вами говорили на предыдущем уроке, сто азот в соединениях трехвалентен, но если составить структурную формулу иона NH+4, то можно заметить, что валентность азота в этом ионе равна 4. Как можно объяснить образование этой дополнительной валентности? Чему будет равна степень окисления азота в этом ионе? Взаимодействие аммиака с водой происходит благодаря образованию иона аммония. Ион аммония образуется по донороно-акцепторному механизму. Это еще один из способов образования ковалентной связи. Физкультминутка 3) Так же с образованием иона аммония аммиак взаимодействует с концентрированными кислотами. При добавлении кислоты к раствору аммиака появляется белый дым (демонстрационный опыт). Этот способ так же можно использовать для доказательства наличия аммиака Теперь нам понятно, откуда взялся магический дым. NH3 + HCl = NH4Cl При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Катион аммония играет роль катиона металла. Соли аммония – это твердые вещества, хорошо растворимые в воде. Их свойства похожи на свойства солей калия, т.к. радиусы атома катиона калия и катиона аммония почти равны. Многоосновные кислоты образуют два ряда солей: средние и кислые. (Примеры) Получить их можно и при взаимодействии аммиачной воды с соответствующими кислотами. Соли аммония обладают как общими с солями свойствами, т.е. реагируют с другими солями, кислотами, являются сильными электролитами, но так же обладают и специфическими свойствами. | Слушают учителя, записывают структурную и молекулярную формулу аммиака, физические свойства, способы получения Записывают уравнения реакций, получения аммиака в промышленности и в лаборатории, наблюдают эксперимент, делают выводы О способах обнаружения и собирания этого газа. Записывают уравнения реакций, характеризующие свойства аммиака, отвечают на проблемный вопрос о проявлении азотом валентности 4. Записывают уравнения реакций получения солей аммония и реакции, характеризующие свойства солей. | Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента, Развитие умений совместной деятельности со сверстниками. Умение работать в заданном темпе. |
IV. Первичная проверка понимания | Проведение лабораторного эксперимента. Качественная реакция на соли аммония. Инструкция для проведения лабораторной работы. | Рассказывают о результатах эксперимента, записывают на доске уравнения, делают вывод о качественных реакциях на соли аммония. Сверяют запись со слайдом Слушают, смотрят, составляют представление о свойствах солей | Умения правильно записывать уравнения химических реакций, пользоваться справочными материалами |
V. Закрепление новых знаний | Выполнение заданий с инструктивных карточек. | Отвечают на вопросы, составляют уравнения | Поиск и выделение значимых функциональных связей, развитие умений использовать теоретические знания на практике. |
VI. Рефлексия | Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке? Были ли моменты непонимания? Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора? | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения. | Умения оценивать свои знания, анализировать полученную информацию |
VI. Подведение итогов урока | Анализ и оценка успешности достижения цели | ||
VII. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соли аммония. Урок химии в 9 классе
Урок формирования знаний о характерных свойствах и применении солей аммония на основе химического эксперимента (конспект урока с презентацией)...
Соли аммония Урок химии в 9 классе
Презентация к уроку "Соли аммония" в 9 классе...
Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)
Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...
Технологическая карта урока "Соли" 8 класс
Урок проведен в рамках курсов повышения квалификации "Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации ФГОС общего образования"...
Технологическая карта урока химии "Соли аммония"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
технологическая карта урока "Соли аммония"
урок химии по теме "Соли аммония" разработан с учетом ФГОС с использованием технологической карты....
Технологическая карта урока " Соли , их классификация и свойства"
Технологическая карта к уроку химии " Соли , их классификация и свойства" 8 класс....