Технологическая карта урока "Аммиак. Соли Аммония"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Кобелькова Вера Николаевна

В публикации представлена технологическая карта урока в 9 классе. Расписаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ammiak.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   Аммиак Соли аммония

Цель: познакомиться с новым соединением аммиак, изучить строение его молекулы, свойства и получение аммиака, а также свойства солей аммония.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные: 

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем, формулировать выводы;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

предметные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь, познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака способами собирания, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи), с составом и свойствами солей аммония

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Сотрудничество с учителем

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

1. Краткая характеристика атома азота по плану (прил. 1)

2. Азот- простое вещество, физические свойства азота

3. Выполнение письменных заданий по карточкам

Карточка №1.

Задание Написать химические свойства азота как окислителя.

Карточка №2.

Задание Написать химические свойства азота как восстановителя.

Беседа-рассуждение, выполнение заданий.

Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления

III. Целеполагание и мотивация

-  На предыдущем уроке мы с вами познакомились с азотом – химическим элементом и азотом – простым веществом. Мы выяснили, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические Что еще вы хотели бы узнать об азоте? (Тема, цели, задачи урока.)

Слушают, смотрят, составляют представление.

Самостоятельное формулирование темы и цели урока

III. Усвоение новых знаний

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. (Историческая справка о происхождении названия и открытии аммиака) 

1. Атом азота связан с атомами водорода ковалентной полярной связью. Общие электронные пары частично смещены к атому азота, поэтому молекула аммиака полярная. При этом у атома азота остаётся неподеленная электронная пара, которая принадлежит только ему. В пространстве молекула аммиака имеет форму пирамиды 

Т.о. азот в аммиаке имеет валентность 3, так как образует связи с тремя атомами водорода и степень окисления -3, так как притягивает  к себе 3 электрона.

2. Физические свойства: Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, в 2 раза легче воздуха. Ядовит. При обычном давлении и температуре – 33,4̊ С он сжижается. Хорошо растворим в воде.

10% раствор аммиака в воде – нашатырный спирт.

25% раствор аммиака в воде – аммиачная вода.

3. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота:

N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + 45,9  кДж

Условия:

катализатор – пористое железо

температура – 450 – 500 ˚С

давление – 25 – 30 МПа

Это так называемый процесс Габера (немецкий физик, разработал физико-химические основы метода).

 В лаборатории (демонстрационный опыт)

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + CaCl2 + 2H2O

Выделяющийся аммиак можно определить по запаху или по посинению индикаторной бумаги.

4. Химические свойства

1) Аммиак – восстановитель

Аммиак на воздухе не горит!   Но в чистом кислороде он сгорает, окисляясь до азота.. Аммиак загорается и горит желтовато- зеленым пламенем

а) аммиак горит в кислороде:

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20

б) в присутствие катализатора аммиак окисляется кислородом воздуха с образованием оксида азота (II):

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

в)  восстановление некоторых неактивных металлов

Инструкция для проведения лабораторной работы

Демонстрационный опыт Восстановление оксида меди.

2 NH3  + 3CuO = 3Cu + N2 + 3 H2О

Лабораторный опыт.  Качественная реакция на аммиак.

2) Аммиак реагирует с водой с образованием аммиачной воды или гидроксида аммония, который является слабой щелочью.

NH3 + H2O = NH3 * H2O (NH4OH)

ВИДЕО

Мы с вами говорили на предыдущем уроке, сто азот в соединениях трехвалентен, но если составить структурную формулу иона NH+4, то можно заметить, что валентность азота в этом ионе равна 4. Как можно объяснить образование этой дополнительной валентности? Чему будет равна степень окисления азота в этом ионе?

Взаимодействие аммиака с водой происходит благодаря образованию иона аммония. Ион аммония образуется по донороно-акцепторному механизму. Это еще один из способов образования ковалентной связи.

Физкультминутка

3) Так же с образованием  иона аммония аммиак взаимодействует с концентрированными кислотами.  

При добавлении кислоты к раствору аммиака появляется белый дым (демонстрационный опыт). Этот способ так же можно использовать для доказательства наличия аммиака

Теперь нам понятно, откуда взялся магический дым.

NH3 + HCl = NH4Cl

При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония.

Катион аммония играет роль катиона металла. Соли аммония – это твердые вещества, хорошо растворимые в воде. Их свойства похожи на свойства солей калия, т.к. радиусы атома катиона калия и катиона аммония почти равны.

Многоосновные кислоты образуют два ряда солей: средние и кислые. (Примеры)

Получить их можно и при взаимодействии аммиачной воды с соответствующими кислотами.

Соли аммония обладают как общими с солями свойствами, т.е. реагируют с другими солями, кислотами, являются сильными электролитами, но так же обладают и специфическими свойствами.

Слушают учителя, записывают структурную и молекулярную формулу аммиака, физические свойства, способы получения

Записывают уравнения реакций, получения аммиака в промышленности и в лаборатории, наблюдают эксперимент, делают выводы

О способах обнаружения и собирания этого газа.

Записывают уравнения реакций, характеризующие свойства аммиака, отвечают на проблемный вопрос о проявлении азотом валентности 4.

Записывают уравнения реакций получения солей аммония и реакции, характеризующие свойства солей.

Умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента, Развитие умений совместной деятельности со сверстниками. Умение работать в заданном темпе.

IV. Первичная проверка понимания

Проведение лабораторного эксперимента.

Качественная реакция на соли аммония.

Инструкция для проведения лабораторной работы.

Рассказывают о результатах эксперимента, записывают на доске уравнения, делают вывод о качественных реакциях на соли аммония. Сверяют запись со слайдом

Слушают, смотрят, составляют представление о свойствах солей

Умения правильно записывать уравнения химических реакций, пользоваться справочными материалами

V. Закрепление новых знаний

Выполнение заданий с инструктивных карточек.

Отвечают на вопросы, составляют уравнения

Поиск и выделение значимых функциональных связей, развитие умений использовать теоретические знания на практике.

VI.  Рефлексия

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Умения оценивать свои знания, анализировать полученную информацию

VI. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения цели

VII. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соли аммония. Урок химии в 9 классе

Урок формирования знаний о характерных свойствах и применении солей аммония на основе химического эксперимента (конспект урока с презентацией)...

Соли аммония Урок химии в 9 классе

Презентация к уроку "Соли аммония" в 9 классе...

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Технологическая карта урока "Соли" 8 класс

Урок проведен в рамках курсов повышения квалификации "Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Технологическая карта урока химии "Соли аммония"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

технологическая карта урока "Соли аммония"

урок химии по теме "Соли аммония" разработан с учетом ФГОС с использованием технологической карты....

Технологическая карта урока " Соли , их классификация и свойства"

Технологическая карта к уроку химии  " Соли , их классификация и свойства" 8 класс....