« Формирование функциональной естественнонаучной грамотности у обучающихся СПО на уроках химии и биологии»
статья по химии (11 класс)

Дьяченко Елена Анатольевна

В техникуме агроветтехнологий создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшего образования и успешной деятельности в профессиональной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnoststatya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование функциональной естественнонаучной грамотности у обучающихся СПО  на уроках химии и биологии»

Дьяченко Е.А.

преподаватель ГБПОУ РО «КТАУ(КСХТ)»

«Константиновский техникум агроветтехнологий и управления»

г. Константиновск, Российская федерация

 Недостаточно владеть премудростью,

нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон.

      Политический курс нашего  государства большое внимание уделяет вопросам сферы образования. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В новых условиях процесс обучения студентов в нашем техникуме ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации новой парадигмы образования – образование не на всю жизнь, а через всю жизнь.

Безусловно, предпосылкой развития любой компетентности является изначальное существование у личности определённого уровня функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности – это процесс, который осуществляется в пределах освоения профессиональных образовательных программ СПО, учитывает динамично меняющиеся требования профессиональных стандартов, работодателей и общества к личности современного профессионала.[1,112] В техникуме агроветтехнологий создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшего образования и успешной деятельности в профессиональной сфере.

В профессиональном образовании формирование функциональной грамотности осуществляется не с чистого листа, а является продолжением начатого в общеобразовательной школе, т.е. реализуется принципы преемственности и непрерывности. В наш техникум приходят выпускники школ с различным уровнем сформированности функциональной грамотности. Есть обучающиеся, которые достаточно быстро адаптируются в новых условиях, общительны и контактны как со сверстниками, так и с педагогами, имеют высокий уровень сформированности компьютерной грамотности, но не имеют достаточных навыков по работе с информацией, затрудняются в проведении анализа этой информации и выборе нужной. А у некоторых обучающихся недостаточно развита устная и письменная речь, они испытывают трудности в общении, не всегда могут правильно выразить свою мысль или отстоять свою точку зрения, недостаточно практики вести диалог, самостоятельно принимать решения для выполнения поставленных перед ними задач, поэтому функциональная грамотность в сфере коммуникации остается проблемной.

В условиях профессионального образования, наряду с другими, особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Формирование функциональной грамотности обучающихся в современной профессиональной образовательной системе решается в контексте каждого профессионального модуля и каждой учебной дисциплины, и выражает степень овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями, определяемыми образовательным стандартом. Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.[4,7] Меня, как преподавателя волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для обучающегося. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными и результативными, на мой взгляд, являются следующие педагогические технологии:

•        Информационно-коммуникационная технология;

•        Технология критического мышления;

•        Технология проектного обучения;

•        Кейс-технология;

•        Технология-интегрированного обучения;

•        Технологии уровневой дифференциации;

•        Педагогика сотрудничества

Такой педагогический микс, позволяет сформировать у обучающихся необходимый набор ключевых компетенций для успешного выполнения не только Риза, но и  ГИА, ВПР и т. д.

А поскольку уровень сформированности естественнонаучной грамотности у всех обучающихся разный, то на первом курсе я осуществляю индивидуальный подход к формированию естественнонаучной грамотности на основе диагностической карты с учетом психологических особенностей каждого обучающегося и персонализацию обучения, предполагающую учет образовательных предпочтений и личностной мотивации обучающихся в процессе освоения специальностей. Педагогика сотрудничества позволяет мне создать  комфортный психологический климат в группе, способствующий работе обучающихся в группе, уверенному высказыванию своей  точки зрения и доказательной базы, обсуждению естественнонаучной проблемы с различных позиций (научной, бытовой, технологичной, математической, экономической, неординарности).В процессе изучения естественнонаучных дисциплин химии и биологии провожу семинарские занятия, дидактические и деловые игры, организую дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций и другие. Особое место в учебном процессе занимает проектная деятельность обучающиеся. С целью формирования и совершенствования естественнонаучной грамотности обучающихся в процессе обучения применяю активные и интерактивные методы обучения, которые дают возможность научить обучающихся самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации, научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения, научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты, развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. Также широко применяю электронные образовательные ресурсы. Для демонстрации более сложных процессов, которые невозможно проследить в условиях техникума, на уроках биологии использую видео опыты, имеющиеся в электронных ресурсах. Содержание их позволяет решать тематические тесты, где ответы меняют последовательность, тем самым нет возможности списать. Использую  много заданий на сопоставление и работы с рисунками и схемами, т.е. представлению научной информации в ином формате.

Последнее время использую  ресурсы РЭШ (Российской электронной школы). Этот  электронный ресурс позволяют не только проверить знания и получить оперативно результат, но и решать задания  с элементами PISA .При работе обучающихся с данным ресурсом оттачиваются навыки владения компьютером.

Формируя естественнонаучную функциональную грамотность у одарённых и сильных обучающихся, я привлекаю их к участию в дистанционных олимпиадах разного уровня, очных и заочных конкурсах, к участию в предметных олимпиадах, научной деятельности. Писатель и педагог Дмитрий Быков сказал: «Нам нужно сформировать поколение блестящих профессионалов, всё остальное для страны они сделают сами. Потому что у кого есть профессия, у того есть совесть — есть, перед кем отвечать. У него есть критерии оценки — объективные критерии своего таланта и своих возможностей. Нужно формировать, прежде всего, профессионалов».[3,11] Выпускник системы среднего профессионального образования (далее – СПО) должен быть грамотным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным, легко адаптирующимся и конкурентно способным, умеющим критически мыслить, способным применять полученные знания для решения задач и в жизни, и профессиональной деятельности. Достичь желаемого результата мне помогают современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций. [5,35] Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить обучающегося учиться, причем, учиться всю жизнь, потому что, изменение общества в силу его технического, информационного, ценностного развития приводит к появлению новых требований к уровню функциональной грамотности современного человека, к уровню функциональной грамотности современного специалиста, выходящего на рынок труда с целью трудоустройства.

Список использованных источников

  1. Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. /Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно- методическое пособие И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
  2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" с изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019
  3. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования//Профессиональное образование и рынок труда. – 2019 - №4, с.4-21 https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
  4. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. – Методист, 2011, № 4.
  5. Утемов В.В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования// Концепт. -2015. №11 https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnaya-model-obucheniya-v-kolledzhe-pri-realizatsii-fgos-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения 6.09.2020)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии"

Выступление по теме "Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии". ...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....

Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся

Формы и средства, направленные на формирование у обучающихся функциональной математической грамотности...

"Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся" (Бурмистрова Е.Ю.)

quot;Разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся"...

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы

  Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества ...

«Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»

В представленном материале описаны способы и педагогические приемы, применяемые мной на уроках и во внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности по химии....