Внеклассное мероприятие для 9 класса " Увлекательная химия "
материал по химии (9 класс)
Внеклассное мероприятие для 9 класса " Увлекательная химия "
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Увлекательная химия»
Цели мероприятия:
- Повышение познавательного интереса к науке химии;
- Обобщение всех полученных знаний по неорганической химии;
- Расширение кругозора обучающихся.
Образовательные задачи:
-Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
- Вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
- Осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
- Развитие памяти, внимания, образного мышления и творческого воображения;
- Повышение самооценки, снижение тревожности;
- Развитие творческих способностей, обучающихся;
- Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи: воспитание любви и уважения к изучаемым предметам.
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для обучающихся 9 классов. Судят мероприятие жюри. В начале игры: представление команд.
Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Галерея русских химиков», 3 конкурс – «Металлы», 4 конкурс – «Неметаллы», 5 конкурс – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности», 6 конкурс – «Черный конверт», 7 конкурс – «Исправь ошибку», 8 конкурс – «Химическое и физическое», 9 конкурс – «Называлки».
Между конкурсами проводится игра со зрителями.
Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И. Менделеева, портреты Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, пульверизатор.
Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрителей, жюри, и, конечно же, команды.
Ведущий: Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится интересней и разнообразнее.
Ведущий: Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок обок живем!
Ведущий: Хоть чудес на свете нет.
Но химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Ведущий: Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.
Ведущий: Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут название для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.
Ведущий: Итак, с командами мы познакомились.
1. Конкурс «Разминка».
Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по две загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (Фтор)
2. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
3. К восьмой группе отнесен,
В честь России назван он. (Рутений)
4. Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой, он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет. (Магний)
5. Седьмой группы элемент
И в природе его нет. (Астат)
6. Был металл серебристо-белым,
В соединении стал мелом. (Кальций)
7. Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу. (Гелий)
8. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
2. Конкурс «Галерея русских химиков».
Ведущий: Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Необходимо выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.
Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее до 0.
Михаил Васильевич Ломоносов.
10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д. Денисовка в семье помора.
9 баллов. В 19 лет ушел учиться.
8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.
7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).
6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.
3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
1 балл. Член Академии художеств.
Дмитрий Иванович Менделеев.
10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.
3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.
1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.
3 Конкурс « Металлы».
Ведущий: Командам будут заданы вопросы и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Какой из металлов режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит?
А) литий Б) натрий В) калий
2. Известный "автомобильный король" Форд сказал "Если бы не было …, не было бы автомобиля". О каком металле идет речь?
А) железо Б) цинк В) ванадий
3. Какой металл человек стал обрабатывать первым?
А) золото Б) медь В) железо
4.Какой металл называют "металлом хирургов"?
А) тантал Б) серебро В) ванадий
5. Какой металл пришел на смену меди?
А) золото Б) алюминий В) железо
6.Какой самый тугоплавкий металл?
А) железо Б) вольфрам В) ванадий
8. Замечательной особенностью этого металла является его вес. Он - самый тяжелый металл на Земле.
А) железо Б) осмий В) свинец
8. Какой самый твердый металл?
А) титан Б) хром В) вольфрам
4 Конкурс «Неметаллы».
Ведущий: Командам будут заданы вопросы и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии?
А) астат; Б) фтор; В) селен
2. Какой неметалл алхимики называли "желчью бога Вулкана"
А) мышьяк; Б) сера; В) йод
3. У какого неметалла название полностью совпадает с фамилией знаменитого ученого?
А) А. Берклий; Б) Н. Бор; В) В. Эрбий
4.Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?
А) хлор; Б) йод; В) бром
5. Какой неметалл регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы?
А) хлор; Б) фтор; В) бром
6. Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали?
А) хлор; Б) фтор; В) бром
7. Название какого неметалла означает - разрушающий, смертоносный?
А) астат; Б) фтор; В) хлор
8. Какой самый распространенный элемент-неметалл на Земле?
А) азот; Б) углерод; В) кислород
Ведущий: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Ведущий: Вот еще одно развлеченье: я опущу монетку в бесцветный раствор и из медной она превратится в серебренную.
Опыт «Посеребрение монеты» В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой. |
5 Конкурс «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».
Ведущий: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. И в лаборатории, и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из нас должны знать правила ТБ в химическом кабинете и оказания первой медицинской помощи пострадавшему. За правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Что нужно сделать в случае ожога щелочами?
(Промыть водой и нейтрализовать 1 - 2%-м раствором уксусной кислоты)
2. Что вы предпримете, если на кожу попала кислота?
(Промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3%-ным раствором соды)
3. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? (Халат, очки, перчатки)
4. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?
(глаз промыть струей холодной воды)
6 Конкурс «Чёрный конверт».
Ведущий: Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ.
1. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)
2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)
3.ОРРЕБЕС - блестит, а не золото. (серебро)
4. ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха. (водород)
7 Конкурс «Исправь ошибку» .
Ведущий: Исправьте ошибки которые встречаются в предложенном рассказе, содержащий химические ошибки.
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».
8 Конкурс «Химическое или физическое»
Ведущий: работает вся команда, необходимо выделить из списка только химические явления.
1.ковка металла 8.подгорание пищи на сковороде
2.образование снежинок 9. плавление парафина
3.горение спирта 10.переход газа в твердое состояние
4.прокисание яблочного сока 11.измельчение стекла
5.обугливание лучинки 12.испарение бензина
6.замерзание воды 13.сжатие пружины
7.ржавление гвоздя 14.гниение растительных остатков (Химическое: 3.4.5.7.8.14)
9. Конкурс «Называлки».
Ведущий: команды должны привести химическую формулу бытовому названию вещества. За правильный ответ 1 балл.
1. Мел? (CaСO3 )
2. Роса (Н2О)
3. Поваренная соль (NaСl)
4. Выдыхаемый воздух (СО2)
5. Вдыхаемый воздух (О2)
6. Гипс? (CaSO4*2H2O)
7. Гашеная известь? (Ca(OH)2)
8. Нашатырный спирт? (NH4OH)
9. Сода каустическая? (NaOH)
10. Сода кристаллическая? (Na2СO3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Выбираем президента страны Химия"
"Выбираем президента страны Химия" интеллектуальная игра в девятом классепо теме "Закономерности в периодической системе на примере подгруппы кислорода"Содержание игрысоставлено на основе сведений об ...

Внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии».
Данное мероприятие можно провести как среди школьников одной возрастной категории, так и среди любителей науки химии. Это мероприятие решает следующие задачи которые говорят сами за себя. Образо...

Внеклассное мероприятие" Викторина " Занимательная органическая химия " 10 класс.
Викторина для учащихся 10 класса«Занимательная органическая химия» Цель работы: Повторить, обобщить и систематизировать знания у...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов «Увлекательная химия».
Занимательные опыты по химии....
Внеклассное мероприятие по физике и химии для 8 класса: игра по станциям «Безопасная ФизХимляндия»
Данное мероприятие позволяет закрепить основные знания по теме «Электричество», закрепить знаня по темам: «Простые вещества и смеси», «Химические формулы».Способств...

Внеклассное мероприятие на тему: «Знатоки химии» 8 класс
Внеклассное мероприятие по химии в 8 классе«Знатоки химии»...

Внеклассное мероприятие по географии "Увлекательный круиз"
Внеклассное мероприятие по географии "Увлекательный круиз"...
