Система оценивания образовательных достижений
статья по химии
Основными параметрами современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся являются:
· понимание «образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития;
· использование стандартизированных средств при оценивании (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов;
· введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля;
· научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания.
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Развитие оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои
действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Принципы, которые определяют формирующий характер оценивания: оно должно носить постоянный характер и иметь непосредственное отношение к образовательному процессу; оно может быть только критериальным (основными критериями оценивания должны стать ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям); критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и педагогам, и учащимся и могут
вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Инструменты формирующего оценивания позволяют перенести акцент на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания: листы самооценки на уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их; взаимооценка – прием, используемый при взаимообмене тетрадями, проверочными
работами, обсуждении проектов и выставлении отметок в группах, что становится одним из инструментов гибкого оценивания результатов; метод оценивания продуктов учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 258.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил учитель химии Карнышева А М
МАОУ «Оймурская СОШ»
Система оценивания образовательных достижений на уроках химии
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.
Соответственно контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения предмету «Химия». Для этого на своих уроках я использую критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Структура системы оценки образовательных достижений, учащихся на уроках химии:
В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования:
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
1. комплексный подход к оценке результатов образования;
2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
4. оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Методы и формы оценивания предметных результатов:
1. Стартовая диагностика. Стартовые («входные») проверочные работы по химии для 9, 11 классов.
2. Текущее оценивание предметной обученности:
- устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимный опрос, устные зачеты);
- письменный контроль (презентации, сообщения, рефераты, доклады, самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, практические работы, комплексные работы, разноуровневые и дифференцированные работы, диктант по терминологии, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки);
- творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, задачи и примеров с ошибками).
3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по химии.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и практические работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
· метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;
· диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).
Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно-ориентированные тесты;
- ситуационные задания;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- портфолио становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика;
- оценивание при участие обучающихся;
- сотрудничество;
- оценка процесса;
- учебные результаты;
- оценивание умений, способностей, компетенций;
- оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза;
- оценивание модуля;
- формирующее, развивающее оценивание;
- приоритетность учения;
- формирующее оценивание.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся:
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

