Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений в учебных группах ТОРА 23, МД 23, ПК 23
учебно-методический материал по химии
Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.75 КБ | |
| 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений в группах ТОРА 23 ТО и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,
МД23 Машинист дорожных и строительных машин,
ПК 23 Повар, кондитер
Преподаватель Симонова Маргарита Анатольевна
Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое местоформированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Целью оценивания метапредметных результатов является проверка уровня сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений для дальнейшего совершенствования этих умений. Регулятивные и познавательные УУД проверялись в форме входных диагностических работ. Коммуникативные УУД проверялись в форме монологических, диалогических высказываний.
2021-2022
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов | Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация |
71 | 72 | 73 | 78 | 79 | 77 | 75 | 78 | 79 | 76 |
65 | 63 | 66 | 69 | 67 | 67 | 64 | 63 | 63 | 65 |
67 | 62 | 66 | 68 | 69 | 66 | 67 | 62 | 64 | 63 |
2022-2023
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов | Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация | ||||
ТОРА 23 | 83 | 81 | 83 | 88 | 85 | 87 | 88 | 87 | 86 | 87 | |||
МД 23 | 75 | 74 | 73 | 75 | 74 | 75 | 74 | 73 | 74 | 73 | |||
ПК23 | 74 | 75 | 74 | 73 | 75 | 77 | 75 | 76 | 72 | 74 | |||
2023-2024
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение действовать по образцу и построении речевого высказывания. | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | |||
ТОРА 23 | 91 | 89 | 89 | 92 | 94 | 96 | 95 | 92 | 93 | 92 | 94 |
МД 23 | 82 | 84 | 83 | 84 | 86 | 85 | 83 | 84 | 83 | 82 | 85 |
ПК23 | 83 | 85 | 84 | 82 | 83 | 84 | 84 | 85 | 82 | 83 | 84 |
По результатам приведенной таблицы можно сделать вывод, что, за 2021-2022 год по всей параллели сформированность регулятивныхУУД составляет 70%, коммуникативных – 73 %, познавательных – 72%; за 2022-2023 год сформированность регулятивных УУД составляет 79%, коммуникативных – 80 %, познавательных – 80%; за 2023-2024 год сформированность регулятивных УУД составляет 87%, коммуникативных – 89 %, познавательных – 88%
Делая вывод можно утверждать, что процент метапредметных результатов каждый год повышается. Сравнивая параллель групп можно сказать, что с 2021 -2022 учебного года сформированность регулятивных умений выросла на 17%, коммуникативных на 16%, познавательных на 16 %. Также по результатам мониторинга можно предположить, что трудности у учащихся вызывает работа с текстом, а именно, установление логической последовательности фактов, а также осуществление логических операций, таких как анализ, сравнение, классификация. Это связано с тем, что обучающиеся недостаточно осознают механизм реализации учебно-логических умений, что затрудняет осуществление данных умений на материале предметного содержания. Решением данной проблемы является 1) выполнение заданий на проверку детального и общего понимания текста; 2) упражнений на определении логического порядка частей текста; 3) составление плана текста.
Личностные УУД определяются через самоопределение: внутреннюю позицию школьника, самооценку, смыслообразование.
Критерии: положительное отношение к изучению химии, биологии и экологии осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик, осознание необходимости самоусовершенствования, сформированность познавательных мотивов
Показателями являются - привлекательность этих УД как предмета, успеваемость, активность на уроке, инициатива и самостоятельность, посвящение свободного времени.
Инструментарий отслеживания: анкетирование, итоговые отметки за полугодие и год, отслеживание активности на уроке (карточки активности), отметки в рабочих тетрадях, отметки за творческие работы, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.
По 100 балльной шкале уровень сформированности личностных УУД у параллели 7- х классов представлен в виде таблицы:
Год/ Личностные УУД | Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно-этическая ориентация |
2021-2022 | 76% | 78% | 84% |
2022-2023 | 82% | 83% | 91% |
2023 - 2024 | 86% | 87% | 93% |
Мониторинг
предметных и метапредметных достижений учащихся
В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях.
Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.
Основные функции мониторинга:
-информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;
-диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);
-коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовые («входные») проверочные работы |
2. | Текущее оценивание | Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи Диагностические работы Практические работы Лабораторные работы и т.д. |
3. | Итоговая оценка | Итоговые контрольные работы по предметам |
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовая комплексная работа |
2. | Текущее оценивание метапредметной обученности | Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом |
3. | Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий | Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД |
4. | Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных | Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта |
5. | Итоговая оценка метапредметной обученности | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе |
6. | Защита итогового индивидуального проекта | Критерии оценки итогового индивидуального проекта |
На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:
УУД | Средства формирования УУД | Типы заданий |
Личностные | Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе | Задания, позволяющие: -воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку -обратиться к истории науки -воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки - уметь управлять своей познавательной деятельностью -развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством -воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) -формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях -осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях |
Регулятивные | Лабораторные работы Экспериментальные задачи Практические работы Расчетные задачи | Задания, позволяющие: -формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания |
Познавательные | Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем | Задания, позволяющие: -проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений - производить выбор наиболее эффективных способов решения задач -осуществлять структурирование знаний Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения. Задания, формирующие навык смыслового чтения через: -прием составления сводной таблицы -прием озаглавливания текста - прием составления граф-схем - интерпретацию информации |
Коммуникативные | Комплекс практических работ Проекты Уроки- конференции Дидактические игры Система заданий на развитие устной научной речи Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие | Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие: -составить рассказ - дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме |
Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают:
- ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.
1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?
(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)
2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).
Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:
- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;
- выполнение лабораторных опытов и практических работ.
Задание 1: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Задание 2: Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу
Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:
- владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- формирование информационно-познавательной компетенции;
- установление связей в любой области знаний;
- умение производить простые логические действия, составные логические операции;
- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.
Задание1. Преобразовать схему
Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:
Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.
Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.
Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:
a) HBr → H2 → ͢Cа
Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Задание1:
Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.
Задание2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений в группах ТОРА 23 ТО и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,
МД23 Машинист дорожных и строительных машин,
ПК 23 Повар, кондитер
Преподаватель Симонова Маргарита Анатольевна
Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое местоформированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Целью оценивания метапредметных результатов является проверка уровня сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений для дальнейшего совершенствования этих умений. Регулятивные и познавательные УУД проверялись в форме входных диагностических работ. Коммуникативные УУД проверялись в форме монологических, диалогических высказываний.
2021-2022
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов | Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация |
71 | 72 | 73 | 78 | 79 | 77 | 75 | 78 | 79 | 76 |
65 | 63 | 66 | 69 | 67 | 67 | 64 | 63 | 63 | 65 |
67 | 62 | 66 | 68 | 69 | 66 | 67 | 62 | 64 | 63 |
2022-2023
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | Умение устанавливать логическую последовательность основных фактов | Умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, нахождение общих признаков, классификация | ||||
ТОРА 23 | 83 | 81 | 83 | 88 | 85 | 87 | 88 | 87 | 86 | 87 | |||
МД 23 | 75 | 74 | 73 | 75 | 74 | 75 | 74 | 73 | 74 | 73 | |||
ПК23 | 74 | 75 | 74 | 73 | 75 | 77 | 75 | 76 | 72 | 74 | |||
2023-2024
Регулятивные УУД | Коммуникативные | Познавательные | |||||||||
Умение определять цель деятельности на уроке | Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Умение строить речевые высказывания в виде монологов, диалогов | Умение взаимодействовать с окружающими | Умение действовать по образцу и построении речевого высказывания. | Умение понимать смысл текста в целом | Умение выделить существенную информацию в тексте, опуская второстепенные факты | Умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам | |||
ТОРА 23 | 91 | 89 | 89 | 92 | 94 | 96 | 95 | 92 | 93 | 92 | 94 |
МД 23 | 82 | 84 | 83 | 84 | 86 | 85 | 83 | 84 | 83 | 82 | 85 |
ПК23 | 83 | 85 | 84 | 82 | 83 | 84 | 84 | 85 | 82 | 83 | 84 |
По результатам приведенной таблицы можно сделать вывод, что, за 2021-2022 год по всей параллели сформированность регулятивныхУУД составляет 70%, коммуникативных – 73 %, познавательных – 72%; за 2022-2023 год сформированность регулятивных УУД составляет 79%, коммуникативных – 80 %, познавательных – 80%; за 2023-2024 год сформированность регулятивных УУД составляет 87%, коммуникативных – 89 %, познавательных – 88%
Делая вывод можно утверждать, что процент метапредметных результатов каждый год повышается. Сравнивая параллель групп можно сказать, что с 2021 -2022 учебного года сформированность регулятивных умений выросла на 17%, коммуникативных на 16%, познавательных на 16 %. Также по результатам мониторинга можно предположить, что трудности у учащихся вызывает работа с текстом, а именно, установление логической последовательности фактов, а также осуществление логических операций, таких как анализ, сравнение, классификация. Это связано с тем, что обучающиеся недостаточно осознают механизм реализации учебно-логических умений, что затрудняет осуществление данных умений на материале предметного содержания. Решением данной проблемы является 1) выполнение заданий на проверку детального и общего понимания текста; 2) упражнений на определении логического порядка частей текста; 3) составление плана текста.
Личностные УУД определяются через самоопределение: внутреннюю позицию школьника, самооценку, смыслообразование.
Критерии: положительное отношение к изучению химии, биологии и экологии осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик, осознание необходимости самоусовершенствования, сформированность познавательных мотивов
Показателями являются - привлекательность этих УД как предмета, успеваемость, активность на уроке, инициатива и самостоятельность, посвящение свободного времени.
Инструментарий отслеживания: анкетирование, итоговые отметки за полугодие и год, отслеживание активности на уроке (карточки активности), отметки в рабочих тетрадях, отметки за творческие работы, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.
По 100 балльной шкале уровень сформированности личностных УУД у параллели 7- х классов представлен в виде таблицы:
Год/ Личностные УУД | Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно-этическая ориентация |
2021-2022 | 76% | 78% | 84% |
2022-2023 | 82% | 83% | 91% |
2023 - 2024 | 86% | 87% | 93% |
Мониторинг
предметных и метапредметных достижений учащихся
В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях.
Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.
Основные функции мониторинга:
-информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;
-диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);
-коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовые («входные») проверочные работы |
2. | Текущее оценивание | Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи Диагностические работы Практические работы Лабораторные работы и т.д. |
3. | Итоговая оценка | Итоговые контрольные работы по предметам |
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовая комплексная работа |
2. | Текущее оценивание метапредметной обученности | Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом |
3. | Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий | Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД |
4. | Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных | Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта |
5. | Итоговая оценка метапредметной обученности | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе |
6. | Защита итогового индивидуального проекта | Критерии оценки итогового индивидуального проекта |
На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:
УУД | Средства формирования УУД | Типы заданий |
Личностные | Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе | Задания, позволяющие: -воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку -обратиться к истории науки -воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки - уметь управлять своей познавательной деятельностью -развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством -воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) -формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях -осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях |
Регулятивные | Лабораторные работы Экспериментальные задачи Практические работы Расчетные задачи | Задания, позволяющие: -формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания |
Познавательные | Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем | Задания, позволяющие: -проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений - производить выбор наиболее эффективных способов решения задач -осуществлять структурирование знаний Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения. Задания, формирующие навык смыслового чтения через: -прием составления сводной таблицы -прием озаглавливания текста - прием составления граф-схем - интерпретацию информации |
Коммуникативные | Комплекс практических работ Проекты Уроки- конференции Дидактические игры Система заданий на развитие устной научной речи Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие | Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие: -составить рассказ - дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме |
Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают:
- ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.
1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?
(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)
2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).
Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:
- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;
- выполнение лабораторных опытов и практических работ.
Задание 1: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Задание 2: Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу
Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:
- владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- формирование информационно-познавательной компетенции;
- установление связей в любой области знаний;
- умение производить простые логические действия, составные логические операции;
- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.
Задание1. Преобразовать схему
Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:
Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.
Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.
Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:
a) HBr → H2 → ͢Cа
Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Задание1:
Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.
Задание2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. ...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений...

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:- сформированность основ гражданской идентичности л...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...