ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Примеры игровых приемов, которые можно использовать на разных этапах уроков химии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках химии.
1 Игра «Руки вверх»
Цель игры: Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», «физическое тело», сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.
Материал для игры: Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.
Задание: Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.
2 Игра «Найди ошибку»
Цель игры: Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.
Материалы для игры: Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.
Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д.
Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.
Пример карточки
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
1. Кислород, серебро, оксид серы 1. Йод, медь, оксид серебра
2. Азот, сероводород, хлороводород 2. Алюминий, кислород, оксид железа
3. Сульфид железа, водород, хлор 3. Сера, хлорид натрия, вода
4. Оксид кремния, углерод, цинк 4. Оксид серы, фтор, железо
5. Хром, кальций, оксид алюминия 5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний
3 Игра «Узнай меня" Цель игры: Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.
Материалы для игры: Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций раз-личных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти кар-точки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
4 Игра «Химическая тайнопись»
Цель игры: Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.
Материалы для игры: Карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание. Как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак (символ)). Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание.
5 Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Цель игры: Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И. Менделеева.
Материалы для игры: Периодическая система Д.И. Менделеева и калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать лю-бой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
6 Игра «Цепочка»
Цель игры: Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.
Материал для игры: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Задание. Ученики в классе делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд.
Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.
7 Игра в сыщиков. В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».
Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них обладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:
1. Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.
2. Масса жидкости равна 500 г.
3. Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.
4. Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.
5. Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.
6. Справа от раствора находится металл.
7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.
8. Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.
9. Масса одного из веществ 400 г.
10. Оксид находится не в виде гранул.
Определите, в чем хранятся и в какой последовательности стоят на полке вещества?
Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.
Начертите таблицу и заполните ее.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидратации оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.
Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расходуем на получение гидроксида меди, а ко второй части прибавляем гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осад-ке. Теперь раствор соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавляем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделяем фильтрованием.
8 Игра « Самое длинное слово». Игру можно использовать на этапе объявления темы урока. Тема «Кислоты» (8 класс). Появляется табличка с буквами.
Используя буквы, необходимо составить самое длинное название вещества. Каждую букву можно использовать только один раз.
Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.
А | Д | Ь | Л | С | Ф | К | И | О | Т |
Ответ: оксид, соль, кислота.
9 Игра «Химическая азбука» Игра служит повторением и обобщением основных понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы, номенклатура химических соединений, типы химических реакций, история химической науки. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии, поэтому целесообразно им напомнить о существовании различных профессий. Правила игры
Играющим выдаются заготовки или высвечиваются на экране следующие слова:
- Металл ___________________________________
- Неметалл _________________________________
- Химическое соединение _____________________
- Химическая реакция ________________________
- Ученый – химик ____________________________
- Профессия _________________________________
- Вид спорта _________________________________
Затем называется буква.
Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая задана по условию игры.
Буква «А»
- Металл Алюминий
- Неметалл Азот
- Химическое соединение Аммиак
- Химическая реакция Алкилирования
- Ученый – химик Аррениус
- Профессия Авиатор
- Вид спорта Авторалли
Буква «Б»
- Металл Барий
- Неметалл Бор
- Химическое соединение Бутан
- Химическая реакция Брожения
- Ученый – химик Бутлеров
- Профессия Бухгалтер
- Вид спорта Бобслей
Буква «В»
1. Металл Вольфрам
2. Неметалл Водород
3. Химическое соединение Вода
4. Химическая реакция Вюрца
5. Ученый – химик Велер
6. Профессия Врач
- Вид спорта Водное поло
Буква «Г»
1. Металл Галий
2. Неметалл Гелий
3. Химическое соединение Глауберова соль
4. Химическая реакция Гидрирования
5. Ученый – химик Гесс
6. Профессия Геолог
7. Вид спорта Горные лыжи
Буква «К»
1. Металл Кальций
2. Неметалл Кислород
3. Химическое соединение Кислота
4. Химическая реакция Крекинг
5. Ученый – химик Кекуле
6. Профессия Кондитер
7.Вид спорта Конькобежный спорт
Буква «С»
1. Металл Сурьма
2. Неметалл Сера
3. Химическое соединение Соль
4. Химическая реакция Соединения
5. Ученый – химик Семенов
6. Профессия Сантехник
7. Вид спорта Санный спорт
Буква «Ф»
1. Металл Фермий
2. Неметалл Фосфор
3. Химическое соединение Фосген
4. Химическая реакция Фотосинтез
5. Ученый – химик Фишер
6. Профессия Фармаколог
7. Вид спорта Фристайл
10 Игра «Найди лишнее» Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по химии.
При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).
Правила игры
Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.
1.Кислоты
HCI HNO3 H2O
HBr HF H3PO4
H2SO3 H2О2 H2SO4
2. Оксиды
CuO FeO CO
CO2 As2O5 NO
N2O N2O5 NO
3. Соли
KCI HCI NaCI
NaBr NaNO3 NH4OH
K2SO4 BaS H2S
4. Углеводороды
метан пропан циклопропан
C2H6 C4H10 C6H12
бензол фенол толуол
5. Кислородосодержащие органические вещества
этаналь этанол ацетоальдегид
глицин глицерин этиленгликоль
фенол толуол бутанол
11 Игра «Крестики и нолики»
Например
Укажите вещества которые взаимодействуют с водой.
SO2 | Ag | CuO |
Fe3O4 | Cu | Na2O |
SO2 | K | CaO |
Ответ
SO2: K: CaO
12 Игра «Сходства и различия». Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Преподаватель дает классу 2 объекта: 2 препарата, 2 вещества (биологический и химический объекты), 2 химических явления (смеси жидких и сыпучих веществ) и т.д. Учащиеся обязаны отыскать и выписать в 2 колонки как можно больше сходств и различий данных объектов. Потом объединяются в пары либо группы и сочиняют совместный перечень. Вслух зачитывают список, его дополняют пунктами, которые не были замечены из списков остальных групп. Последующая работа со списком может быть разной. Следует отметить для учащихся самые значимые отличия и при необходимости дополнить их ответ. Важно отметить признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
Литература:
2 https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/03/25/igrovye-tehnologii-na-urokah-himii
3 https://www.1urok.ru/categories/18/articles/47819
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения игровых технологий на уроках химии
Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится ...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...

Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"
Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...

Игровые технологии на уроках химии
Принципиальным отличием ФГОС является усиление ориентации на результаты образования. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Основная...

