Авторская программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» для учащихся 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс)

Лысоконь Ирина Алексеевна

Программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» предназначена для учащихся 10 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих базовыми знаниями основных химических законов, знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Больше, чем в учебнике»

Разработана для учащихся 10  класса

Срок реализации: 1 год

Составлена учителем химии

МБОУ «СОШ №2 им. Героя

Советского Союза В. Д. Коняхина

ст. Архонская»

Лысоконь Ириной Алексеевной

         2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» предназначена для учащихся 10 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих базовыми знаниями основных химических законов, знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю на 1 год.

Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

  • закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
  • исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
  • формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
  • развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
  • создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

 Планируемые результаты

Личностные результаты освоения учебного курса:

обучающийся научится:

 осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

Регулятивные УУД обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • планировать ресурсы для достижения цели.
  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД Обучающийся научится:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений.

 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).

 преобразовывать        информацию        из        одного вида        в другой (таблицу в текст и пр.).

 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметные результаты освоения учебного курса:

1. В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
  • решать задачи по химии разных видов.
  • Представлять взаимосвязь различных классов химических соединений;
  1. В ценностно - ориентационной сфере:

 анализировать  и  оценивать   последствия для  окружающей  среды  бытовой и производственной  деятельности  человека, связанной  с переработкой веществ.

  1. В трудовой сфере:
  • проводить химический эксперимент.
  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:
  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Виды деятельности на занятиях:

Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере

Формы контроля. Итоговый контроль в форме тестов, практикумов

Дистанционное обучение

Реализация рабочей программы возможна с использованием электронных образовательных ресурсов:

1) образовательных  технологий  (мастер-классы,  развивающие  занятия, консультации, тренировки, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);

2)  возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу для самостоятельного использования обучающимися);

3)  бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;

4) ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).

Перечень образовательных ресурсов, применяемых во время образовательного процесса с использованием электронного обучения  и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), реализуемых с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников: 

РЭШ, Параграф – электронный дневник

Электронная почта    Учи.ру     Фоксфорл      Лекториум  

Содержание курса внеурочной деятельности. (34 часа)

Тематическое планирование, в том числе с учетом

программы воспитания с указанием количества часов,

 отводимых на освоение каждой темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Воспитательный компонент при изучении темы

1. Вводная диагностика. Как решать задачи по химии

2

        

•        Формирование познавательного интереса

•        Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

•        стремиться узнавать новое, проявлять любознательность, ценить знания;

•        к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

•        к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

•        к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

•        умение вести конструктивный диалог;

•        развитие навыков групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;  

•        приобретение навыка самостоятельного решения теоретической проблемы,

•        приобретение/развитие навыка генерирования и оформления собственных идей,

•        приобретение/развитие навыка уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

приобретение/развитие навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

2. Основные законы химии.

4

3.Расчеты по химических уравнениям.

4

4.Растворы. Смеси.

6

5.Окислительно- восстановительные реакции.

8

6. Задачи по физической химии.

4

7. Решение экспериментальных задач.

6

Итого:

34 ч.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области химии.

Содержание курса.

1.Введение.

Вводная диагностика. Выяснение уровня учащихся в области решения задач по химии. Основные типы задач школьного курса. Алгоритм решения химических задач. Расчеты по химическим формулам. Расчеты по уравнениям реакций. Базовая задача. Задачи по неорганической и органической химии.

2.Основные законы химии.

Расчеты по химической формуле. Массовые доли элементов. Нахождение массы элементов и веществ. Нахождение химической формулы. Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро. Относительные плотности газов.«Ненормальные условия».

3.Расчеты по химическим уравнениям.

 Элементарные схемы решения простейших задач. Теория и реальность. Практический выход продукта. Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке. Реакции, протекающие в газовой фазе.

4.Растворы. Смеси. Массовая доля вещества в растворе. Примеси. Смеси. Действия над растворами. Разбавление и концентрирование. Молярная и нормальная концентрация. Растворимость. Кристаллогидраты.

 5.Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Вычисление степеней окисления. Электронный баланс. Метод полуреакций. Особые случаи. Электролиз. Электролиз расплавов и растворов. Составление уравнений на электролиз.

6.Задачи по физической химии. Термохимия. Закон Гесса. Химическая кинетика. Закон Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

7.Решение экспериментальных задач. Генетическая связь неорганических веществ. Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций. Генетическая связь органических веществ. Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций. Итоговый контроль в тесты, практикумов. Подведение итогов курса

Планируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса химии;

-  освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

-   овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

-  познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

-   повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Контрольно-измерительные материалы:

Контроль ЗУН учащихся 10 класса осуществляется с использованием КИМов для проведения контрольных тестирований и использованием различных электронных платформ.

УМК:

  • Учебник: Габриелян, О. С. Химия, 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2023.
  • Методические пособия: Габриелян О. С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс: в 2 ч. – М. : Дрофа, 2003.
  • Дидактические материалы:
  1. Радецкий, А. М. Химический тренажёр: задания для организации самостоят. работы учащихся 8-9 и 10-11 кл. – М. : Просвещение, 2017.
  2. Воловик, В. Б. Общая и неорганическая химия: Вопросы, упражнения, задачи, тесты. Пособие для старшеклассников / В. Б. Воловик, Е. Д. Крутецкая. – СПб : СМИО Пресс, 2022.
  3. Косова, О. Ю. Единый государственный экзамен: Химия: рабочая тетр. /
    О. Ю. Косова, Л. В. Вятченникова, О. В. Гамзина. – Челябинск : Взгляд, 2009.
  • Инструментарий для отслеживания результатов:
  1. Габриелян, О. С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия, 11» / О.С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Добротин, Д. Ю. Химия. 10 класс. Контрольные работы в новом формате /
    Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина. – М. : «Интеллект-Центр», 2022.
  3. Единый государственный экзамен. Химия. / Авторы: О. Ю.Косова, Л. Л. Егорова – Челябинск: Взгляд, 2024.
  4. Медведев, Ю. Н. Химия. Типовые тестовые здания / Ю. Н. Медведев. – М. : Издательство «Экзамен», 2024. – 111 с.

Литература для учителя:

  1. Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии : Книга для учителя /
    В. Н. Алексинский. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1995. – 96 с.
  2. Аликберова, Л. Ю. Полезная химия : задачи и истории /
    Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 187 с.
  3. Давыдов, В. Н. Техника безопасности при работах по химии /
    В. Н. Давыдов, Э. Г. Злотников. – СПб., М. : САГА : ФОРУМ, 2008. – 112 с.
  4. Макареня, А. А. Повторим химию : для поступающих в вузы : Практ. пособие. – М. : Высш. шк., 1989. – 271 с.
  5. Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576 с.
  6. Назарова, Т. С. Химический эксперимент в школе / Т. С. Назарова,
    А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. – М. : Просвещение, 1987. – 240 с.
  7. Оганесян, Э. Т. Важнейшие понятия и термины в химии: справ. пособие / Э. Т. Оганесян. – М. : Высш. шк., 1993. – 352 с.
  8. Пичугина, Г. В. Химия и повседневная жизнь человека / Г. В. Пичугина. – 2-е изд, стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 252 с.
  9. Степин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /
    Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. – М. : Дрофа, 2002. – 432 с.
  10. Хомченко, Г. П. Химия (для подготовительных отделений) : учебник /
    Г. П. Хомченко. – 3-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 1993. – 368 с.

Литература для учащихся:

  1. Аликберова, Л. Ю. Полезная химия : задачи и истории / Л. Ю. Аликберова,
    Н. С. Рукк. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 187 с.
  2. Бусев, А. И. Определения, понятия, термины в химии : Пособие для учащихся /
    А. И. Бусев, И. П. Ефимов. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.
  3. Макареня, А. А. Повторим химию: Для поступающих в вузы; Практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989.

Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Использование ЦОРов

Дата проведения

По плану

По факту

1. Введение.(2ч)

1

Как решать задачи по химии

1

презентация

2

Вводная диагностика

1

ЯКласс

2.Основные законы химии (4 часа)

3

Расчеты по химической формуле.

1

Решу ЕГЭ

4

Массовые доли элементов.

1

РЭШ

5

Нахождение химической формулы.

1

РЭШ

6

Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро.

1

РЭШ

3. Расчеты по химическим уравнениям. (3 часа)

7

Решение качественных задач.

1

видеоурок

8

Практический выход продукта.

1

презентация

9

Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке.

1

видеоурок

4. Растворы.(6 часов)

10

Смеси.

1

ЯКласс

11

Действия над растворами. Разбавление и концентрирование.

1

Учи.ру

12

Молярная и нормальная концентрация. Растворимость. Кристаллогидраты.

1

Учи.ру

13

Растворимость.

1

Фоксфорл

14

Кристаллогидраты.

1

Лекториум

15

Практическое занятие, решение задач.

1

Виртуальная лаборатория

5. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. (8 часов)

16

Окислители и восстановители.

1

Проект

17

Вычисление степеней окисления..

1

Презентация

18

Электронный баланс.

1

видеоурок

19

Метод полуреакций.

1

видеоурок

20

Особые случаи.

1

видеоурок

21

Электролиз.

1

Виртуальная лаборатория

22

Электролиз расплавов и растворов. Составление уравнений на электролиз

1

Умскул

23

Зачетная работа.

1

СтатГрад

6.Задачи по физической химии (5 часов)

24

Термохимия.

1

Курс Фоксфорд

25

Закон Гесса. Химическая кинетика.

1

Курс Фоксфорд

26

Закон Вант-Гоффа. Химическое

равновесие.

1

Курс Фоксфорд

27

Принцип Ле-Шателье.

1

ЯКласс

28

Зачетная работа.

1

СтатГрад

Решение экспериментальных задач (5 часов)

29

Генетическая связь неорганических веществ

1

ЯКласс,

30

Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций

1

ЯКласс, Виртуальная лаборатория

31

Генетическая связь органических веществ

1

видеоурок

32

Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций

1

видеоурок Виртуальная лаборатория

33

Итоговый контроль в форме практикума

1

СтатГрад

34

Подведение итогов курса.

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Мяч над сеткой" для учащихся 5 классов

В рамках реализации  целей и задач  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения  внеурочная деятельность учащихся должна стать  неотъемлемой час...

Авторская программа внеурочной деятельности «Һөнәр сайлау – язмыш сайлау» для учащихся 5-9 классов

Авторская программа внеурочной деятельности  «Һөнәр сайлау – язмыш сайлау»  для учащихся 5-9 классов, составленной учителем татарского языка и литературы МБОУ “Бетьки...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Кружок «Математическая мозаика»

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Работа математического кружка - это не только интересное но и полезное занятие. Она развивае...