Авторская программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» для учащихся 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс)
Программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» предназначена для учащихся 10 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих базовыми знаниями основных химических законов, знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Больше, чем в учебнике»
Разработана для учащихся 10 класса
Срок реализации: 1 год
Составлена учителем химии
МБОУ «СОШ №2 им. Героя
Советского Союза В. Д. Коняхина
ст. Архонская»
Лысоконь Ириной Алексеевной
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Больше, чем в учебнике» предназначена для учащихся 10 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих базовыми знаниями основных химических законов, знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю на 1 год.
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
- закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
- исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
- формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
- способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
- создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения учебного курса:
обучающийся научится:
⮚ осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
Регулятивные УУД обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
- ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- планировать ресурсы для достижения цели.
- называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений.
⮚ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
⮚ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
⮚ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учебного курса:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
- решать задачи по химии разных видов.
- Представлять взаимосвязь различных классов химических соединений;
- В ценностно - ориентационной сфере:
⮚ анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
- В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
- В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере
Формы контроля. Итоговый контроль в форме тестов, практикумов
Дистанционное обучение
Реализация рабочей программы возможна с использованием электронных образовательных ресурсов:
1) образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
2) возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу для самостоятельного использования обучающимися);
3) бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
4) ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).
Перечень образовательных ресурсов, применяемых во время образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), реализуемых с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников:
РЭШ, Параграф – электронный дневник
Электронная почта Учи.ру Фоксфорл Лекториум
Содержание курса внеурочной деятельности. (34 часа)
Тематическое планирование, в том числе с учетом
программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Наименование разделов и тем | Количество часов | Воспитательный компонент при изучении темы |
1. Вводная диагностика. Как решать задачи по химии | 2 |
• Формирование познавательного интереса • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики • стремиться узнавать новое, проявлять любознательность, ценить знания; • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • умение вести конструктивный диалог; • развитие навыков групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • приобретение навыка самостоятельного решения теоретической проблемы, • приобретение/развитие навыка генерирования и оформления собственных идей, • приобретение/развитие навыка уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, приобретение/развитие навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения |
2. Основные законы химии. | 4 | |
3.Расчеты по химических уравнениям. | 4 | |
4.Растворы. Смеси. | 6 | |
5.Окислительно- восстановительные реакции. | 8 | |
6. Задачи по физической химии. | 4 | |
7. Решение экспериментальных задач. | 6 | |
Итого: | 34 ч. |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области химии.
Содержание курса.
1.Введение.
Вводная диагностика. Выяснение уровня учащихся в области решения задач по химии. Основные типы задач школьного курса. Алгоритм решения химических задач. Расчеты по химическим формулам. Расчеты по уравнениям реакций. Базовая задача. Задачи по неорганической и органической химии.
2.Основные законы химии.
Расчеты по химической формуле. Массовые доли элементов. Нахождение массы элементов и веществ. Нахождение химической формулы. Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро. Относительные плотности газов.«Ненормальные условия».
3.Расчеты по химическим уравнениям.
Элементарные схемы решения простейших задач. Теория и реальность. Практический выход продукта. Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке. Реакции, протекающие в газовой фазе.
4.Растворы. Смеси. Массовая доля вещества в растворе. Примеси. Смеси. Действия над растворами. Разбавление и концентрирование. Молярная и нормальная концентрация. Растворимость. Кристаллогидраты.
5.Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Вычисление степеней окисления. Электронный баланс. Метод полуреакций. Особые случаи. Электролиз. Электролиз расплавов и растворов. Составление уравнений на электролиз.
6.Задачи по физической химии. Термохимия. Закон Гесса. Химическая кинетика. Закон Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
7.Решение экспериментальных задач. Генетическая связь неорганических веществ. Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций. Генетическая связь органических веществ. Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций. Итоговый контроль в тесты, практикумов. Подведение итогов курса
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса химии;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Контрольно-измерительные материалы:
Контроль ЗУН учащихся 10 класса осуществляется с использованием КИМов для проведения контрольных тестирований и использованием различных электронных платформ.
УМК:
- Учебник: Габриелян, О. С. Химия, 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2023.
- Методические пособия: Габриелян О. С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс: в 2 ч. – М. : Дрофа, 2003.
- Дидактические материалы:
- Радецкий, А. М. Химический тренажёр: задания для организации самостоят. работы учащихся 8-9 и 10-11 кл. – М. : Просвещение, 2017.
- Воловик, В. Б. Общая и неорганическая химия: Вопросы, упражнения, задачи, тесты. Пособие для старшеклассников / В. Б. Воловик, Е. Д. Крутецкая. – СПб : СМИО Пресс, 2022.
- Косова, О. Ю. Единый государственный экзамен: Химия: рабочая тетр. /
О. Ю. Косова, Л. В. Вятченникова, О. В. Гамзина. – Челябинск : Взгляд, 2009.
- Инструментарий для отслеживания результатов:
- Габриелян, О. С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия, 11» / О.С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
- Добротин, Д. Ю. Химия. 10 класс. Контрольные работы в новом формате /
Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина. – М. : «Интеллект-Центр», 2022. - Единый государственный экзамен. Химия. / Авторы: О. Ю.Косова, Л. Л. Егорова – Челябинск: Взгляд, 2024.
- Медведев, Ю. Н. Химия. Типовые тестовые здания / Ю. Н. Медведев. – М. : Издательство «Экзамен», 2024. – 111 с.
Литература для учителя:
- Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии : Книга для учителя /
В. Н. Алексинский. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1995. – 96 с. - Аликберова, Л. Ю. Полезная химия : задачи и истории /
Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 187 с. - Давыдов, В. Н. Техника безопасности при работах по химии /
В. Н. Давыдов, Э. Г. Злотников. – СПб., М. : САГА : ФОРУМ, 2008. – 112 с. - Макареня, А. А. Повторим химию : для поступающих в вузы : Практ. пособие. – М. : Высш. шк., 1989. – 271 с.
- Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576 с.
- Назарова, Т. С. Химический эксперимент в школе / Т. С. Назарова,
А. А. Грабецкий, В. Н. Лаврова. – М. : Просвещение, 1987. – 240 с. - Оганесян, Э. Т. Важнейшие понятия и термины в химии: справ. пособие / Э. Т. Оганесян. – М. : Высш. шк., 1993. – 352 с.
- Пичугина, Г. В. Химия и повседневная жизнь человека / Г. В. Пичугина. – 2-е изд, стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 252 с.
- Степин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /
Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. – М. : Дрофа, 2002. – 432 с. - Хомченко, Г. П. Химия (для подготовительных отделений) : учебник /
Г. П. Хомченко. – 3-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 1993. – 368 с.
Литература для учащихся:
- Аликберова, Л. Ю. Полезная химия : задачи и истории / Л. Ю. Аликберова,
Н. С. Рукк. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 187 с. - Бусев, А. И. Определения, понятия, термины в химии : Пособие для учащихся /
А. И. Бусев, И. П. Ефимов. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. - Макареня, А. А. Повторим химию: Для поступающих в вузы; Практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989.
Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. – СПб. : Тригон, 1998. – 576
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Использование ЦОРов | Дата проведения | ||||
По плану | По факту | |||||||
1. Введение.(2ч) | ||||||||
1 | Как решать задачи по химии | 1 | презентация | |||||
2 | Вводная диагностика | 1 | ЯКласс | |||||
2.Основные законы химии (4 часа) | ||||||||
3 | Расчеты по химической формуле. | 1 | Решу ЕГЭ | |||||
4 | Массовые доли элементов. | 1 | РЭШ | |||||
5 | Нахождение химической формулы. | 1 | РЭШ | |||||
6 | Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро. | 1 | РЭШ | |||||
3. Расчеты по химическим уравнениям. (3 часа) | ||||||||
7 | Решение качественных задач. | 1 | видеоурок | |||||
8 | Практический выход продукта. | 1 | презентация | |||||
9 | Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке. | 1 | видеоурок | |||||
4. Растворы.(6 часов) | ||||||||
10 | Смеси. | 1 | ЯКласс | |||||
11 | Действия над растворами. Разбавление и концентрирование. | 1 | Учи.ру | |||||
12 | Молярная и нормальная концентрация. Растворимость. Кристаллогидраты. | 1 | Учи.ру | |||||
13 | Растворимость. | 1 | Фоксфорл | |||||
14 | Кристаллогидраты. | 1 | Лекториум | |||||
15 | Практическое занятие, решение задач. | 1 | Виртуальная лаборатория | |||||
5. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. (8 часов) | ||||||||
16 | Окислители и восстановители. | 1 | Проект | |||||
17 | Вычисление степеней окисления.. | 1 | Презентация | |||||
18 | Электронный баланс. | 1 | видеоурок | |||||
19 | Метод полуреакций. | 1 | видеоурок | |||||
20 | Особые случаи. | 1 | видеоурок | |||||
21 | Электролиз. | 1 | Виртуальная лаборатория | |||||
22 | Электролиз расплавов и растворов. Составление уравнений на электролиз | 1 | Умскул | |||||
23 | Зачетная работа. | 1 | СтатГрад | |||||
6.Задачи по физической химии (5 часов) | ||||||||
24 | Термохимия. | 1 | Курс Фоксфорд | |||||
25 | Закон Гесса. Химическая кинетика. | 1 | Курс Фоксфорд | |||||
26 | Закон Вант-Гоффа. Химическое равновесие. | 1 | Курс Фоксфорд | |||||
27 | Принцип Ле-Шателье. | 1 | ЯКласс | |||||
28 | Зачетная работа. | 1 | СтатГрад | |||||
Решение экспериментальных задач (5 часов) | ||||||||
29 | Генетическая связь неорганических веществ | 1 | ЯКласс, | |||||
30 | Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций | 1 | ЯКласс, Виртуальная лаборатория | |||||
31 | Генетическая связь органических веществ | 1 | видеоурок | |||||
32 | Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций | 1 | видеоурок Виртуальная лаборатория | |||||
33 | Итоговый контроль в форме практикума | 1 | СтатГрад | |||||
34 | Подведение итогов курса. | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»
Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Мяч над сеткой" для учащихся 5 классов
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой час...

Авторская программа внеурочной деятельности «Һөнәр сайлау – язмыш сайлау» для учащихся 5-9 классов
Авторская программа внеурочной деятельности «Һөнәр сайлау – язмыш сайлау» для учащихся 5-9 классов, составленной учителем татарского языка и литературы МБОУ “Бетьки...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Кружок «Математическая мозаика»
Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Работа математического кружка - это не только интересное но и полезное занятие. Она развивае...

