Технологическая карта урока химии на тему Альдегиды и кетоны
план-конспект урока по химии (10 класс)

Кобелькова Вера Николаевна

В технологической карте представлен конспект урока на тему Альдегиды и кетоны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aldegidy_i_ketony._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Альдегиды и кетоны

Класс: 10 класс.

Дата урока: 18.02.2025 г.

Учитель: Кобелькова Вера Николаевна.

УМК Химия, 10 класс. Авторы: Габриелян О. С, Остроумов И. Г, Сладков С.А.

Тип урока: изучение нового материала.  

Технология построения урока:

Цель урока: рассмотреть строение альдегидов и кетонов, их изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства, способы получения и применения; развивать умение сравнивать и отличать друг от друга альдегиды и кетоны, развивать познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи уроки:

Образовательные:

- сформировать представление о составе, строении физических свойствах альдегидов, закрепить навыки в названии веществ по систематической номенклатуре, химических свойств веществ, о способах получения на примере уксусного альдегида;

- познакомить учащихся с качественными реакциями на альдегидную группу;

- научить составлять уравнения химических реакций

Развивающие: 

- продолжить формирование исследовательских навыков учащихся выполнением лабораторных опытов.;

 - используя интерес учащихся к предмету, включить их активный познавательный процесс;

- вырабатывать умения и навыки поставить и задать вопрос, делать выводы, сравнивать, обобщать, логически рассуждать, анализировать;

- продолжить формирование химического языка.

Воспитательные:

- сформировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;

- продолжить формирование естественнонаучной картины мира;

- продемонстрировать значимость знаний о строении веществ  для объяснения их свойств.

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные:

- знать состав, строение, физические и химические, способы получения  альдегидов на примере уксусного альдегида;

- уметь называть альдегиды и кетоны по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- уметь составлять уравнения реакций с участием альдегидов.

Личностные: 

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию

выбора дальнейшей образовательной траектории

Метапредметные: 

Коммуникативные:        

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Регулятивные:

- продолжить развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно

планировать пути достижения цели.

Познавательные:

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические заключения и делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, рабочие листы, реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов опытов.

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Развитие УУД

I. Организационный момент

1 мин.

Приветствие детей.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Садитесь, пожалуйста.

Органическая химия очень многообразна. Вы знаете уже много классов соединений, формулы и названия. Попробуем вспомнить известную информацию.

Демонстрационный опыт: «Опыт с горящей рукой»

Как вы думаете, почему рука не обжигается пламенем? Какое свойство спирта доказывает этот опыт? Как можно классифицировать спирты?

Приветствие учителя. Дети рассаживаются по

местам. Проверяют

готовность к уроку.

Отвечают на вопросы

Создание комфортной обстановки, мотивация деятельности

Личностные: умение

соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к

окружающим.

II. Формулировка темы, цели и задач.

2 мин

Ребята, а что такое сложные слова?

Сложные слова-слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ. (Пароход, углеродсодержащий, грузоперевозки и т.д.). Давайте  вспомним, арабское название спиртов.(Алкоголь). А как в органической химии называются реакции отщепления водорода? (Дегидрирование). Составим сложное слово из этих двух слов, обозначающее спирт, лишенный водорода или утративший часть водорода. Какие будут варианты? Альдегид – а это и есть тема сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомимся ещё с одним классом орг. веществ – АЛЬДЕГИДАМИ. Откройте тетради и запишите тему урока.

Для определения целей и задач нашего урока предлагаю составить схему-кластер

Обучающиеся формируют

тему урока, составив сложное слово и отвечая на

наводящие вопросы

учителя.

Обучающие называют основные составляющие схемы (общая формула, изомерия, строение , номенклатура, физические, химические свойства, способы получения, применение).

Формулировка цели урока, постановка задач.

Личностные: умение

соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к

окружающим.

Регулятивные УУД:

умение организовать

выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные

УУД: умение

воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя

III. Актуализация знаний

5 мин.

От чего зависят физические и химические свойства органических соединений?

Чем определяются химические свойства спиртов? Можно ли предположить, что к альдегидам так же относится все вами сказанное?

Давайте выясним какая же функциональная группа входит в состав альдегидов.

Общая формула для альдегидов и кетонов

СnH2nO. Давайте попробуем подставить значения

n, начиная с 1, и попытаемся составить структурные формулы этих соединений, учитывая валентность атомов.

Дети вспоминают

материал, пройденный

ранее. Отвечают на вопросы.

Обучающиеся составляют молекулярные и структурные формулы.

Усвоение пройденной темы, постановка проблемного вопроса..

Личностные:

уважительно

относиться к

окружающим.

Регулятивные УУД:

умение организовать

выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные

УУД: умение

воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя

IV. Открытие нового знания

15 мин

Альдегиды и кетоны относят к классу карбонильных соединений. Молекулы этих веществ содержат реакционно-способную поляризованную карбонильную группу: С=0.

Атом углерода в карбонильной группе находится в состоянии sp2 -гибридизации и образует три σ-связи и одну π-связь.

Одна из σ–связей – связь С–О, все три σ–связи расположены в одной плоскости под углом 120о друг к другу.

π-Связь образована р-электронами атомов углерода и кислорода.

Из-за большей электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода  связь С=О сильно поляризована, электронная плотность смещена к более электроотрицательному атому кислорода.

По систематической номенклатуре названия альдегидов образуют от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – аль.

Названия кетонов – с добавлением суффикса – он.

Назовите вещества, формулы которых написаны в ваших рабочих листах (задание 1)

Для альдегидов характерна изомерия углеродной цепи. Для кетонов возможна изомерия углеродной цепи и изомерия положения карбонильной группы. Альдегиды и кетоны являются друг для друга межклассовыми изомерами.

Найдите изомер для вещества в задании №2

Рассказ учителя и физических свойствах альдегидов и кетонов.

Выполнение задания  в рабочих листах, опираясь на алгоритм составления названий, называют альдегиды и кетоны, определяют формулы изомеров.

Осмысливают задание учителя.

Выполняют записи в тетради.

Высказывают предположения о строении альдегидов и кетонов, называют альдегиды и кетоны по систематической номенклатуре, определяют тип изомерии.

Личностные:

проявляют устойчивый интерес к поиску решения поставленных проблем и задач;

проецируют знание о показателях крови на свой организм.

Метапредметные:

анализируют содержание текста, находят нужную информацию;

проводят наблюдение, анализ, коллективное обсуждение;

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Предметные:

знают строение крови, функции составных элементов крови; определяют роль крови в постоянстве внутренней среды организма.

V. Физкультминутка

2 мин

Выполнение упражнений

Выполнение упражнений.

А из чего же можно получить альдегиды и кетоны?

Закончите уравнения реакций получения этих соединений в ваших рабочих листах

1.Присоединение (по двойной связи карбонильной группы)
а) Гидрирование (восстановление водородом)

HCHO + H2 CH3OH
CH
3—CO—CH3 + H2 CH3—CH(OH)—CH3

Из альдегидов при этом получаются первичные спирты, а из кетонов - вторичные.

2.Окисление

А) Демонстрационный опыт «Реакция серебрянного зеркала» Окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра (I).

CH3CHO + Ag22Ag + CH3COOH (реакция «серебряного зеркала» - качественная реакция)

Предлагаю со следующей качественной реакцией и соответственно свойством альдегидов познакомиться вам самостоятельно, проведя лабораторный опыт.
Лабораторный опыт: Окисление гидроксидом меди (II),
в результате которого выпадает осадок оксида меди (I) красного цвета - качественная реакция

HCHO + 2Cu(OH)2 2H2O + Cu2O + HCOOH

CH3-CH=O + 2Cu(OH)2 → CH3-COOH + Cu2O↓ + 2H2O

Кетоны слабыми окислителями не окисляются.

Применение на слайде

Обучающиеся называют основные способы получения альдегидов и записывают уравнения реакций, характеризующие химические свойства альдегидов. Проводят лабораторный опыт.

Осмысление полученных знаний

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, умение анализировать, классифицировать свои знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение доказывать свою точку зрения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем, контроль коррекции, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

регуляция своей деятельности, используя устную инструкцию, осознание каждым обучающимся, что усвоено и выявление возможных пробелов, умение оценивать себя и свою работу, контроль, коррекция.

VI. Первичное закрепление знаний. (10 минут)

А теперь попробуем самостоятельно в рабочих листах и на доске выполнить задание №4

Закрепление полученных знаний

VII. Рефлексия. Оценивание.

3 мин

Ребята, наш урок подходит к завершению давайте вспомним о чем вы узнали на сегодняшнем уроке?

На дворе у нас практически конец февраля, а это значит приближается День защитника Отечества и в этот день мы поздравляем наших воинов, наших защитников и праздничным салютом. Давайте изобразим такой мини салю из звезд, которые лежат у вас на столе.  Только предлагаю прикрепить на доску красную звезду если вам все было понятно на уроке и у вас нет вопросов по изученной теме, зеленую звезду, если еще остались вопросы и синюю если вам требуется помощь в усвоении этой темы.

Осуществление рефлексии собственной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, оценивать и обобщать знания при работе с учебником, таблицами

Коммуникативные УУД: учатся слушать товарища и обосновывать свое мнение/, владение монологической речью, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

самооценка и  взаимооценка результатов учебной деятельности, коррекция

VIII. Домашнее задание

2 мин

§14, задания № 6 и 7 в Рабочих листах

Сообщение по теме: «Альдегиды в парфюмерной промышленности»

Регулятивные УУД:

учатся планировать свою деятельность при выполнении домашнего  задания

Познавательные УУД:

умение творчески применять знания.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с товарищами, учителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"

Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Технологическая карта урока химии по теме "Углерод" (9 кл.)

Технологическая карта по теме "Углерод" ( 9 кл.) составлена на основе современных требований к уроку....

Технологическая карта урока химии по теме_Сложные эфиры

Технологическая карта разработана к уроку химии по теме "Сложные эфиры", 10 класс, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Органическая химия, учебник для 10 класса общеобразовательных учрежде...

Технологическая карта урока химии по теме « Основные классы неорганических соединений»

Технологическая карта обобщающего урока химии в 8 классе по теме: "Основные классы неорганических соединений". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе О.С. Габриеляна...

Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"

В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся...