Технологическая карта урока химии на тему Альдегиды и кетоны
план-конспект урока по химии (10 класс)
В технологической карте представлен конспект урока на тему Альдегиды и кетоны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Альдегиды и кетоны
Класс: 10 класс.
Дата урока: 18.02.2025 г.
Учитель: Кобелькова Вера Николаевна.
УМК Химия, 10 класс. Авторы: Габриелян О. С, Остроумов И. Г, Сладков С.А.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения урока:
Цель урока: рассмотреть строение альдегидов и кетонов, их изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства, способы получения и применения; развивать умение сравнивать и отличать друг от друга альдегиды и кетоны, развивать познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи уроки:
Образовательные:
- сформировать представление о составе, строении физических свойствах альдегидов, закрепить навыки в названии веществ по систематической номенклатуре, химических свойств веществ, о способах получения на примере уксусного альдегида;
- познакомить учащихся с качественными реакциями на альдегидную группу;
- научить составлять уравнения химических реакций
Развивающие:
- продолжить формирование исследовательских навыков учащихся выполнением лабораторных опытов.;
- используя интерес учащихся к предмету, включить их активный познавательный процесс;
- вырабатывать умения и навыки поставить и задать вопрос, делать выводы, сравнивать, обобщать, логически рассуждать, анализировать;
- продолжить формирование химического языка.
Воспитательные:
- сформировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
- продолжить формирование естественнонаучной картины мира;
- продемонстрировать значимость знаний о строении веществ для объяснения их свойств.
Формируемые универсальные учебные действия:
Предметные:
- знать состав, строение, физические и химические, способы получения альдегидов на примере уксусного альдегида;
- уметь называть альдегиды и кетоны по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- уметь составлять уравнения реакций с участием альдегидов.
Личностные:
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию
выбора дальнейшей образовательной траектории
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Регулятивные:
- продолжить развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно
планировать пути достижения цели.
Познавательные:
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические заключения и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, рабочие листы, реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов опытов.
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат | Развитие УУД |
I. Организационный момент 1 мин. | Приветствие детей. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Садитесь, пожалуйста. Органическая химия очень многообразна. Вы знаете уже много классов соединений, формулы и названия. Попробуем вспомнить известную информацию. Демонстрационный опыт: «Опыт с горящей рукой» Как вы думаете, почему рука не обжигается пламенем? Какое свойство спирта доказывает этот опыт? Как можно классифицировать спирты? | Приветствие учителя. Дети рассаживаются по местам. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы | Создание комфортной обстановки, мотивация деятельности | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим. |
II. Формулировка темы, цели и задач. 2 мин | Ребята, а что такое сложные слова? Сложные слова-слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ. (Пароход, углеродсодержащий, грузоперевозки и т.д.). Давайте вспомним, арабское название спиртов.(Алкоголь). А как в органической химии называются реакции отщепления водорода? (Дегидрирование). Составим сложное слово из этих двух слов, обозначающее спирт, лишенный водорода или утративший часть водорода. Какие будут варианты? Альдегид – а это и есть тема сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомимся ещё с одним классом орг. веществ – АЛЬДЕГИДАМИ. Откройте тетради и запишите тему урока. Для определения целей и задач нашего урока предлагаю составить схему-кластер | Обучающиеся формируют тему урока, составив сложное слово и отвечая на наводящие вопросы учителя. Обучающие называют основные составляющие схемы (общая формула, изомерия, строение , номенклатура, физические, химические свойства, способы получения, применение). | Формулировка цели урока, постановка задач. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
III. Актуализация знаний 5 мин. | От чего зависят физические и химические свойства органических соединений? Чем определяются химические свойства спиртов? Можно ли предположить, что к альдегидам так же относится все вами сказанное? Давайте выясним какая же функциональная группа входит в состав альдегидов. Общая формула для альдегидов и кетонов – СnH2nO. Давайте попробуем подставить значения n, начиная с 1, и попытаемся составить структурные формулы этих соединений, учитывая валентность атомов. | Дети вспоминают материал, пройденный ранее. Отвечают на вопросы. Обучающиеся составляют молекулярные и структурные формулы. | Усвоение пройденной темы, постановка проблемного вопроса.. | Личностные: уважительно относиться к окружающим. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
IV. Открытие нового знания 15 мин | Альдегиды и кетоны относят к классу карбонильных соединений. Молекулы этих веществ содержат реакционно-способную поляризованную карбонильную группу: С=0. Атом углерода в карбонильной группе находится в состоянии sp2 -гибридизации и образует три σ-связи и одну π-связь. Одна из σ–связей – связь С–О, все три σ–связи расположены в одной плоскости под углом 120о друг к другу. π-Связь образована р-электронами атомов углерода и кислорода. Из-за большей электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода связь С=О сильно поляризована, электронная плотность смещена к более электроотрицательному атому кислорода. По систематической номенклатуре названия альдегидов образуют от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – аль. Названия кетонов – с добавлением суффикса – он. Назовите вещества, формулы которых написаны в ваших рабочих листах (задание 1) Для альдегидов характерна изомерия углеродной цепи. Для кетонов возможна изомерия углеродной цепи и изомерия положения карбонильной группы. Альдегиды и кетоны являются друг для друга межклассовыми изомерами. Найдите изомер для вещества в задании №2 Рассказ учителя и физических свойствах альдегидов и кетонов. | Выполнение задания в рабочих листах, опираясь на алгоритм составления названий, называют альдегиды и кетоны, определяют формулы изомеров. | Осмысливают задание учителя. Выполняют записи в тетради. Высказывают предположения о строении альдегидов и кетонов, называют альдегиды и кетоны по систематической номенклатуре, определяют тип изомерии. | Личностные: проявляют устойчивый интерес к поиску решения поставленных проблем и задач; проецируют знание о показателях крови на свой организм. Метапредметные: анализируют содержание текста, находят нужную информацию; проводят наблюдение, анализ, коллективное обсуждение; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. Предметные: знают строение крови, функции составных элементов крови; определяют роль крови в постоянстве внутренней среды организма. |
V. Физкультминутка 2 мин | Выполнение упражнений | Выполнение упражнений. | ||
А из чего же можно получить альдегиды и кетоны? Закончите уравнения реакций получения этих соединений в ваших рабочих листах 1.Присоединение (по двойной связи карбонильной группы) HCHO + H2 CH3OH Из альдегидов при этом получаются первичные спирты, а из кетонов - вторичные. 2.Окисление А) Демонстрационный опыт «Реакция серебрянного зеркала» Окисление метаналя аммиачным раствором оксида серебра (I). CH3CHO + Ag2O 2Ag + CH3COOH (реакция «серебряного зеркала» - качественная реакция) Предлагаю со следующей качественной реакцией и соответственно свойством альдегидов познакомиться вам самостоятельно, проведя лабораторный опыт. HCHO + 2Cu(OH)2 2H2O + Cu2O + HCOOH CH3-CH=O + 2Cu(OH)2 → CH3-COOH + Cu2O↓ + 2H2O Кетоны слабыми окислителями не окисляются. Применение на слайде | Обучающиеся называют основные способы получения альдегидов и записывают уравнения реакций, характеризующие химические свойства альдегидов. Проводят лабораторный опыт. | Осмысление полученных знаний | Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, умение анализировать, классифицировать свои знания, умение осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные УУД: умение доказывать свою точку зрения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем, контроль коррекции, оценка действий партнера. Регулятивные УУД: регуляция своей деятельности, используя устную инструкцию, осознание каждым обучающимся, что усвоено и выявление возможных пробелов, умение оценивать себя и свою работу, контроль, коррекция. | |
VI. Первичное закрепление знаний. (10 минут) | А теперь попробуем самостоятельно в рабочих листах и на доске выполнить задание №4 | Закрепление полученных знаний | ||
VII. Рефлексия. Оценивание. 3 мин | Ребята, наш урок подходит к завершению давайте вспомним о чем вы узнали на сегодняшнем уроке? На дворе у нас практически конец февраля, а это значит приближается День защитника Отечества и в этот день мы поздравляем наших воинов, наших защитников и праздничным салютом. Давайте изобразим такой мини салю из звезд, которые лежат у вас на столе. Только предлагаю прикрепить на доску красную звезду если вам все было понятно на уроке и у вас нет вопросов по изученной теме, зеленую звезду, если еще остались вопросы и синюю если вам требуется помощь в усвоении этой темы. | Осуществление рефлексии собственной деятельности. | Познавательные УУД: умение анализировать, оценивать и обобщать знания при работе с учебником, таблицами Коммуникативные УУД: учатся слушать товарища и обосновывать свое мнение/, владение монологической речью, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка и взаимооценка результатов учебной деятельности, коррекция | |
VIII. Домашнее задание 2 мин | §14, задания № 6 и 7 в Рабочих листах Сообщение по теме: «Альдегиды в парфюмерной промышленности» | Регулятивные УУД: учатся планировать свою деятельность при выполнении домашнего задания Познавательные УУД: умение творчески применять знания. Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами, учителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"
Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».
В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС
Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...
Технологическая карта урока химии по теме "Углерод" (9 кл.)
Технологическая карта по теме "Углерод" ( 9 кл.) составлена на основе современных требований к уроку....

Технологическая карта урока химии по теме_Сложные эфиры
Технологическая карта разработана к уроку химии по теме "Сложные эфиры", 10 класс, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Органическая химия, учебник для 10 класса общеобразовательных учрежде...

Технологическая карта урока химии по теме « Основные классы неорганических соединений»
Технологическая карта обобщающего урока химии в 8 классе по теме: "Основные классы неорганических соединений". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе О.С. Габриеляна...

Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"
В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся...



