Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу химии
методическая разработка по химии (5, 6, 7 класс)

Игонина Мария Владимировна

Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу химии для 7 класс "Химия вокруг нас", разработана учителем химии ГБОУ Школы №1474 Игониной М.В. Тетрадь помогает сэкономить время урока, для проведения лабораторных опытов и практических работ. Содержит задания, которые можно использовать для отработки умений и навыков по следующим темам:

 

 Раздел 1. Химическая лаборатория

Блок 1. Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории (3 часа)

  • Техника безопасности при работе в кабинете химии
  • Знакомство с лабораторным оборудованием
  • Собирание простейших приборов
  • Техника взвешивания

После изучения первого блока обучающиеся должны знать:

Основные правила техники безопасности

Уметь: работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты.

Раздел 2. Язык химии

Блок 2. Знакомство с некоторыми важными понятиями (10 часов)

1. Формирование представлений о веществе и его свойствах

  • Рассмотрение образцов чистых веществ, хранящихся в лаборатории: железо, медь, сера, фосфор, медный купорос, оксид кремния (IV), гипс и др.
  • Рассмотрение образцов веществ в природе (коллекция минералов, коллекция «Топливо»)
  • Рассмотрение образцов бытовых веществ: соль, марганцовка, уксус, мел, сахар, алюминий. Формирование на этой основе представлений о свойствах веществ, как о том, что отличает вещества друг от друга. План описания свойств вещества.
  • Формирование представлений о чистых веществах и смесях на примере бытовых продуктов: соль, марганцовка, сахар и др. (чистые вещества); молоко, газированная вода, маргарин и др. (смеси)

2. Экспериментальное определение свойств веществ

  • Определение твердости бытовых веществ с помощью шкалы твердости минералов
  • Определение плотности жидких тел и растворов с помощью ареометров
  • Определение плотности твердых тел путем экспериментального определения массы и объема
  • Численное определение растворимости через приготовление насыщенного раствора
  • Определение электропроводности твердых и жидких веществ с помощью прибора для исследования электропроводности (демонстрационный эксперимент)

 

3. Физические и химические явления

Физические явления

  • Растворение соли в воде
  • Плавление парафина
  • Испарение воды

Химические явления

  • Скисание молока
  • Термическая денатурация куриного белка
  • Горение бумаги
  • Обугливание сахара
  • Рассмотрение процесса горения свечи как комплексного физико-химического явления

Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов

4. Условия и признаки химических реакций

Признаки химических реакций

  • Изменение цвета (чай + лимон)
  • Выделение газа (сода + уксус)
  • Выпадение осадка (скисание молока под действием уксуса или термическая денатурация белка)
  • Выделение тепла, свечение (горение бензина)

Условия химических реакций

  • Соприкосновение веществ (сода и уксус)
  • Нагревание (горение бумаги)
  • Механическое воздействие (зажигание спички трением о коробок)

Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов

После изучения второго блока обучающиеся должны знать:

что такое вещество, свойства веществ, условия химических реакций и визуальные признаки химических реакций.

Уметь: определять рассмотренные свойства веществ, отличать физические и химические явления.

Раздел 3. Задачи, которые решает химия

Блок 3. Выделение веществ из смеси (7 часов)

  • Очистка воды от различных загрязнителей (нефть, соль, красящие пигменты, твердые нерастворимые примеси)
  • Выделение серы из природной смеси флотацией
  • Выделение золота (имитация) из смеси вымыванием
  • Очистка воздуха от бурого газа (адсорбция)
  • Приготовление вытяжки хлорофилла из зеленых растений (экстракция)
  • Выращивание кристаллов (кристаллизация)
  • Бумажная хроматография (хроматографическое разделение чернил, пасты для шариковых ручек, фломастеров, др.)

 

После изучения третьего блока обучающиеся должны знать:

разницу между чистыми веществами и смесями, некоторые способы разделения смесей.

Уметь: выполнять практические операции по разделению различных смесей.

 

Блок 4. Методы обнаружения веществ. Качественный анализ (8 часов)

  • Природные индикаторы. Приготовление отваров природных индикаторов. Обнаружение кислотно-щелочных сред в быту (уксус, соки лимона, яблока, растворы мыла, соды и др.)
  • Качественный анализ чипсов и Кока-колы
  • Обнаружение эфирных масел в растительных продуктах
  • Обнаружение крахмала в растительных продуктах
  • Обнаружение спирта в различных средах (восстановлением дихромата калия)
  • Обнаружение смолы в табачном дыму
  • Обнаружение свинца в предметах обихода (имитация)
  • Раскрытие состава природных минералов (обнаружение железа, меди, карбонат-ионов качественными реакциями)

 

После изучения четвертого блока, обучающиеся должны знать:

принципы обнаружения веществ с помощью качественных реакций и иными рассмотренными методами.

Уметь: проводить качественные реакции

 

Блок 5. Получение практически важных продуктов. Химический синтез (6 часов)

  • Получение и собирание кислорода.
  • Получение и собирание водорода.
  • Получение и собирание углекислого газа.
  • Карамелизация сахара. Приготовление карамели.
  • Приготовление мыла из пищевых жиров.
  • Синтез неорганических красителей и приготовление на их основе акварельных красок.

 

После изучения пятого блока, обучающиеся должны знать:

цели химического синтеза, рассмотренные методы получения и собирания газов.

Уметь: получать и собирать газы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon пропедевтический курс химии 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

Возможности пропедевтического курса химии

Основной целью курса является сформировать интерес к предмету, не отпугнуть учащихся трудностью курса, необходимо познакомить учащихся с химией как прикладной наукой, показать ее значимост...

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»

Рабочая программа по  химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...