Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу химии
методическая разработка по химии (5, 6, 7 класс)
Рабочая тетрадь к пропедевтическому курсу химии для 7 класс "Химия вокруг нас", разработана учителем химии ГБОУ Школы №1474 Игониной М.В. Тетрадь помогает сэкономить время урока, для проведения лабораторных опытов и практических работ. Содержит задания, которые можно использовать для отработки умений и навыков по следующим темам:
Раздел 1. Химическая лаборатория
Блок 1. Химический инструментарий и общие приемы работы в лаборатории (3 часа)
- Техника безопасности при работе в кабинете химии
- Знакомство с лабораторным оборудованием
- Собирание простейших приборов
- Техника взвешивания
После изучения первого блока обучающиеся должны знать:
Основные правила техники безопасности
Уметь: работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты.
Раздел 2. Язык химии
Блок 2. Знакомство с некоторыми важными понятиями (10 часов)
1. Формирование представлений о веществе и его свойствах
- Рассмотрение образцов чистых веществ, хранящихся в лаборатории: железо, медь, сера, фосфор, медный купорос, оксид кремния (IV), гипс и др.
- Рассмотрение образцов веществ в природе (коллекция минералов, коллекция «Топливо»)
- Рассмотрение образцов бытовых веществ: соль, марганцовка, уксус, мел, сахар, алюминий. Формирование на этой основе представлений о свойствах веществ, как о том, что отличает вещества друг от друга. План описания свойств вещества.
- Формирование представлений о чистых веществах и смесях на примере бытовых продуктов: соль, марганцовка, сахар и др. (чистые вещества); молоко, газированная вода, маргарин и др. (смеси)
2. Экспериментальное определение свойств веществ
- Определение твердости бытовых веществ с помощью шкалы твердости минералов
- Определение плотности жидких тел и растворов с помощью ареометров
- Определение плотности твердых тел путем экспериментального определения массы и объема
- Численное определение растворимости через приготовление насыщенного раствора
- Определение электропроводности твердых и жидких веществ с помощью прибора для исследования электропроводности (демонстрационный эксперимент)
3. Физические и химические явления
Физические явления
- Растворение соли в воде
- Плавление парафина
- Испарение воды
Химические явления
- Скисание молока
- Термическая денатурация куриного белка
- Горение бумаги
- Обугливание сахара
- Рассмотрение процесса горения свечи как комплексного физико-химического явления
Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов
4. Условия и признаки химических реакций
Признаки химических реакций
- Изменение цвета (чай + лимон)
- Выделение газа (сода + уксус)
- Выпадение осадка (скисание молока под действием уксуса или термическая денатурация белка)
- Выделение тепла, свечение (горение бензина)
Условия химических реакций
- Соприкосновение веществ (сода и уксус)
- Нагревание (горение бумаги)
- Механическое воздействие (зажигание спички трением о коробок)
Формирование понятий ведется в ходе химического эксперимента на примере бытовых веществ и связанных с ними процессов
После изучения второго блока обучающиеся должны знать:
что такое вещество, свойства веществ, условия химических реакций и визуальные признаки химических реакций.
Уметь: определять рассмотренные свойства веществ, отличать физические и химические явления.
Раздел 3. Задачи, которые решает химия
Блок 3. Выделение веществ из смеси (7 часов)
- Очистка воды от различных загрязнителей (нефть, соль, красящие пигменты, твердые нерастворимые примеси)
- Выделение серы из природной смеси флотацией
- Выделение золота (имитация) из смеси вымыванием
- Очистка воздуха от бурого газа (адсорбция)
- Приготовление вытяжки хлорофилла из зеленых растений (экстракция)
- Выращивание кристаллов (кристаллизация)
- Бумажная хроматография (хроматографическое разделение чернил, пасты для шариковых ручек, фломастеров, др.)
После изучения третьего блока обучающиеся должны знать:
разницу между чистыми веществами и смесями, некоторые способы разделения смесей.
Уметь: выполнять практические операции по разделению различных смесей.
Блок 4. Методы обнаружения веществ. Качественный анализ (8 часов)
- Природные индикаторы. Приготовление отваров природных индикаторов. Обнаружение кислотно-щелочных сред в быту (уксус, соки лимона, яблока, растворы мыла, соды и др.)
- Качественный анализ чипсов и Кока-колы
- Обнаружение эфирных масел в растительных продуктах
- Обнаружение крахмала в растительных продуктах
- Обнаружение спирта в различных средах (восстановлением дихромата калия)
- Обнаружение смолы в табачном дыму
- Обнаружение свинца в предметах обихода (имитация)
- Раскрытие состава природных минералов (обнаружение железа, меди, карбонат-ионов качественными реакциями)
После изучения четвертого блока, обучающиеся должны знать:
принципы обнаружения веществ с помощью качественных реакций и иными рассмотренными методами.
Уметь: проводить качественные реакции
Блок 5. Получение практически важных продуктов. Химический синтез (6 часов)
- Получение и собирание кислорода.
- Получение и собирание водорода.
- Получение и собирание углекислого газа.
- Карамелизация сахара. Приготовление карамели.
- Приготовление мыла из пищевых жиров.
- Синтез неорганических красителей и приготовление на их основе акварельных красок.
После изучения пятого блока, обучающиеся должны знать:
цели химического синтеза, рассмотренные методы получения и собирания газов.
Уметь: получать и собирать газы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник
В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса
Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса
данная программа создана для развития интереса учащихся к предмету химия...
Возможности пропедевтического курса химии
Основной целью курса является сформировать интерес к предмету, не отпугнуть учащихся трудностью курса, необходимо познакомить учащихся с химией как прикладной наукой, показать ее значимост...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...
Рабочая программа «Пропедевтического курса химия»
Рабочая программа по химии для 7 класса ФГОС базовый)на 2019 – 20120 учебный год...
