Программа по элективному курсу для 8 класса
рабочая программа по химии (8 класс)

Элективный курс Биохимия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_biohimiya_8_klass_-_kopiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Биохимия»

для обучающихся 8 класса


Пояснительная записка

Уже со времен глубокой древности люди были знакомы со многими биохимическими процессами, лежащими в основе различных производств: хлебопечения, сыроварения, виноделия, выделки кожи и т.д. Стремление повысить урожайность полей и использовать различные природные вещества для изготовления пищи, лекарств, красок, тканей, дубильных веществ, пряностей приводило к необходимости изучать растения и животных и влияние различных соединений на их рост и развитие.

Борьба с болезнями приводила к необходимости изучать процессы, происходящие в теле здорового и больного человека, влияние на организм различных целебных средств.

Биохимия, называемая также физиологической химией, изучает химический состав организмов и химические превращения, происходящие в процессе жизнедеятельности человека, животных, растений и микроорганизмов. Совокупность этих превращений составляет биологический обмен веществ, лежащий в основе той формы движения материи, которую мы называем жизнью.

Изучение органической химии в школьном курсе позволяет учащимся составить полную современную научную картину мира. В научную картину мира органическая химия вносит представление о веществах, составляющих организмы растений, животных и человека, об образовании этих веществ из неорганических. Именно органическая химия дает возможность познать многообразие форм вещества в природе, усмотреть материальное единство органического и неорганического, понять, что в основе жизни лежат вполне материальные процессы, происходящие с атомами и молекулами. Несомненно, значение химии в жизни человека, в жизни общества сейчас все в большей степени раскрывается именно через органическую химию.

Органическая химия изучает широкий круг веществ, исчисляющийся миллионами. Поэтому у учителя возникает проблема: как правильно осуществить отбор материала? Усилия ученых сейчас сконцентрированы на изучении химических процессов, протекающих в живой клетке и составляющих основу её жизнедеятельности. В этой связи возрастает роль биохимических знаний современного человека.

Курс «Знакомство с биохимией» рассчитан на 17 часов и предназначен для изучения учащимися 8-9 классов, а так же 10-11 классов химико-биологического профиля.  Программа включает теоретический материал, касающийся наиболее важных и значимых в жизни современного человека вопросов, а также предусматривает ведущую роль эксперимента при изучении химии.

Максимальное внимание уделено познавательно-развивающей функции эксперимента, поэтому приоритет отдан постановке проблемных и исследовательских опытов. Дидактическая функция экспериментальных задач выражается в совершенствовании и контроле знаний и практических умений. Систематическое использование экспериментальных задач помогает совершенствовать знания и умения учащихся, развивать их мышление, так как им приходится постоянно прибегать к логическим приемам (сравнение, аналогия, обобщение и др.). Теоретическая и практическая часть данной программы позволяют более основательно рассмотреть вопросы физиологии человека, биологические функции некоторых веществ, заглянуть в мир живого на атомно-молекулярном уровне.

Цели программы

  1. Закрепить и систематизировать и расширить теоретические знания учащихся.
  2. Отработать умения и навыки работы в химической лаборатории.

Задачи программы

  1. Научить определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов.
  2. Создать условия для формирования умения на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента, анализировать результаты проводимых опытов.


Содержание программы

Занятие 1. Введение (2 час).

     Понятие о биохимии, значение и перспективы развития. Современные методы исследования в биохимии. Переработка углеводородов микроорганизмами. Механизм биоокисления углеводородов. Биосинтез метана.

Занятие 2. Карбоновые кислоты (3 час)

Нахождение кислот в живых организмах, их роль в природе, медико-биологическое значение. Понятие об окси- и кетокислотах, одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты (молочная, пировиноградная, лимонная, щавелевая и другие кислоты).

Практическая работа 1. Исследование физических и химических свойств некоторых кислот.

Занятие 3-4. Липиды (3 часа)

Липиды: простые (жиры, воски, стериды) и сложные (фосфатиды). Медико-биологическое значение и области применения жиров.

Практическая работа 2. Изучение свойств жиров и жироподобных веществ: растворимость, эмульгирование, акролеиновая проба, качественная реакция на прогоркшие жиры.

Занятие 5 - 7. Углеводы (4 часа)

Общая характеристика и классификация углеводов (моно-, олиго- и полисахариды). Основные представители углеводов: глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал и целлюлоза. Превращение углеводов в живых организмах. Химическая сущность биохимических превращений углеводов (фотосинтеза, дыхания, различные виды брожения).

Практическая работа 3. Цветные реакции углеводов: проба на глюкозу, качественные реакции на фруктозу, сахарозу, лактозу.

Практическая работа 4. Определение углеводов в пищевых продуктах (опыты с молоком, медом, бананами, виноградом, яблоками, картофелем и др.).

Занятие 8-11. Белки (8 часа)

Состав белков. Уровни организации белковой молекулы. Физические, химические и биологические свойства белков. Классификация белков (простые (глобулярные, фибриллярные) и содержащие небелковые группы). Понятие о простетических группах. Работы Ф. Сэнджера по определению структуры инсулина. Важнейшие представители белков. Пептидная теория биосинтеза белков. Обмен белков в организме. Значение синтетических белков.

Практическая работа 5. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. Растворимость белков. Коагуляция желатина спиртом.

Практическая работа 6. Модели белковых молекул (Изготовление и демонстрация).

Практическая работа 7. Цветные реакции на белки.

Практическая работа 8. Обнаружение белка в пищевых продуктах (молоке, яйце, мясном бульоне, водной вытяжке из картофеля, муки и т.д.).

Занятие 12- 13. Витамины (4 часа)

Общая характеристика и классификация витаминов. История открытия и использования витаминов. Краткая характеристика витаминов А, В, С, Д, Е, РР и других. Применение витаминов в медицине и с/х.

Практическая работа 9. Обнаружение витаминов в аптечных препаратах и в продуктах питания.

Занятие 14 - 15. Ферменты (3 часа)

Основные классы ферментов. Механизм действия ферментов. Применение ферментов в медицине и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа 10. Гидролиз крахмала птиалином слюны.

Практическая работа 11. Влияние температуры на активность ферментов. Разложение перекиси водорода ферментами картофеля.

Занятие 16. Биологические функции некоторых веществ (7 час).

Кислород и озон, их биологическая роль. Участие кислорода в обмене веществ, вредное влияние избытка кислорода (участие в окислительных реакциях, накопление пероксидов в организме и т.д.). Биологическая роль галогенов (потребность организма в иоде), соединений серы, азота, ионов металлов. Вода, её биологическая роль.

Практическая работа 12. Качественные реакции на ионы.

Занятие 17. Роль биохимических знаний в жизни общества (1 час).

Биохимические процессы при хлебопечении, пивоварении, квашении и т.д. Конструирование микроорганизмов (искусственный белок, синтез интерферона). Биотехнология в борьбе с голодом и дефицитом энергии и сырья. Перспективы развития биотехнологии.


Учебно-тематический  план

Наименование темы

Дата

Содержание

1

Введение. Понятие о биохимии.

Понятие о биохимии, значение и перспективы развития. Современные методы исследования в биохимии. Переработка углеводородов микроорганизмами. Механизм биоокисления углеводородов. Биосинтез метана.

2

Современные методы исследования в биохимии.

3

Карбоновые кислоты

Нахождение кислот в живых организмах, их роль в природе, медико-биологическое значение. Понятие об окси- и кетокислотах, одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты (молочная, пировиноградная, лимонная, щавелевая и другие кислоты).

4

Нахождение кислот в живых организмах, их роль в природе,

5

Понятие об окси- и кетокислотах, одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты

6

Липиды: простые (жиры, воски, стериды)

Липиды: простые (жиры, воски, стериды) и сложные (фосфатиды). Медико-биологическое значение и области применения жиров.

7

Липиды: сложные (фосфатиды).

8

Медико-биологическое значение и области применения жиров.

9

Углеводы. Общая характеристика и классификация углеводов

Общая характеристика и классификация углеводов (моно-, олиго- и полисахариды). Основные представители углеводов: глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал и целлюлоза. Превращение углеводов в живых организмах. Химическая сущность биохимических превращений углеводов (фотосинтеза, дыхания, различные виды брожения).

10

Основные представители углеводов: глюкоза, фруктоза, сахароза.

11

Превращение углеводов в живых организмах.

12

Химическая сущность биохимических превращений углеводов (фотосинтеза, дыхания, различные виды брожения).

13

Белки. Состав белков.

Состав белков. Уровни организации белковой молекулы. Физические, химические и биологические свойства белков. Классификация белков (простые (глобулярные, фибриллярные) и содержащие небелковые группы). Понятие о простетических группах. Работы Ф. Сэнджера по определению структуры инсулина. Важнейшие представители белков. Пептидная теория биосинтеза белков. Обмен белков в организме. Значение синтетических белков.

14

Уровни организации белковой молекулы.

15

Физические, химические и биологические свойства белков.

16

Классификация белков

17

Важнейшие представители белков.

18

Обмен белков в организме.

19

Значение синтетических белков.

20

Пептидная теория биосинтеза белков.

21

Витамины. Общая характеристика и классификация витаминов.

Общая характеристика и классификация витаминов. История открытия и использования витаминов. Краткая характеристика витаминов А, В, С, Д, Е, РР и других. Применение витаминов в медицине и с/х.

22

История открытия и использования витаминов.

23

Краткая характеристика витаминов А, В, С, Д, Е, РР и других.

24

Применение витаминов в медицине и с/х.

25

Ферменты. Основные классы ферментов.

Основные классы ферментов. Механизм действия ферментов. Применение ферментов в медицине и хозяйственной деятельности человека.

26

Механизм действия ферментов.

27

Применение ферментов в медицине и хозяйственной деятельности человека.

28

Биологические функции некоторых веществ: кислород и озон

Кислород и озон, их биологическая роль. Участие кислорода в обмене веществ, вредное влияние избытка кислорода (участие в окислительных реакциях, накопление пероксидов в организме и т.д.). Биологическая роль галогенов (потребность организма в иоде), соединений серы, азота, ионов металлов. Вода, её биологическая роль.

29

Участие кислорода в обмене веществ

30

Биологическая роль галогенов

31

Вода, её биологическая роль.

32

Роль биохимических знаний в жизни общества

Биохимические процессы при хлебопечении, пивоварении, квашении и т.д. Конструирование микроорганизмов (искусственный белок, синтез интерферона). Биотехнология в борьбе с голодом и дефицитом энергии и сырья. Перспективы развития биотехнологии.

33

Конструирование микроорганизмов

34

Перспективы развития биотехнологии

Литература для учащихся

  1. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: илл.
  2. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. Шк. – 25-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998-2004. – 240 с., ил.
  3. Энциклопедический словарь юного химика  /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с., ил.

Литература для учителя

  1. Мусил Я., Новакова О., кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Мир, 1984. – 216 с., ил.
  2. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М.: Медицина, 1985. – 480 с., ил.
  3. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителей. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. – 295 с.
  4. Энциклопедический словарь юного химика  /Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с., ил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа по элективному курсу "Конституционное право" 10 класс

Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и спосо...

Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"

В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...

Программа по элективному курсу «Рекреационная география»,9 класс

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 классов.      Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...