Мастер-класс по теме "Особенности организации проектной деятельности с обучающимися в преподавании химии на примере изготовления духов своими руками"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Гилазтдинова Миляуша Тимергазеевна

Мастер-класс предназначен для актуализации разных форм проектной деятельности с обучающимися. Подробно описаны этапы проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_foruma_gilaztdinova.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Особенности организации проектной деятельности с обучающимися в преподавании химии на примере изготовления духов своими руками

Автор: Гилазтдинова Миляуша Тимергазеевна, учитель биологии и химии МБОУ «Полилингвальная гимназия «Адымнар-Нижнекамск» НМР РТ

        

Цель: деление опытом организации практико-ориентированных проектных работ.

Задачи:

  1. ознакомление с этапами выполнения проектных работ с обучающимися;
  2. ознакомление с методом работы в команде;
  3. выполнение проекта «Изготовление духов своими руками»

Всем известно, что учитель должен уметь заинтересовывать учеников в изучении своего предмета. Опытный учитель достаточно быстро выявляет особо заинтересованных и талантливых учеников.  Но подобно тому, как недостаточно влюбить в себя кого-то, нужно ещё удерживать эту любовь, просто заинтересовать детей в изучении химии тоже недостаточно, важно еще удерживать этот интерес в течение всего периода обучения. Вот тогда приходит на помощь проектная деятельность. Как сказал Ломоносов М.В., теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения. В условиях школы именно проектная деятельность помогает сделать теорию не мертвой и бесплодной, а живой и плодовитой. Проектная деятельность, к тому же, имеет большое профориентационное значение.

        Хочу немного рассказать о своем опыте работы в этом направлении. Речь сейчас не об обязательных индивидуальных проектах с 9 классами. Кроме них я веду проектную деятельность в рамках кружковой работы.  Особенностью этой деятельности является тесная связь с жизнью, с различными направлениями практической деятельности человека. Так как я учитель химии и биологии, то наши проекты затрагивают не только химические отрасли практической деятельности, но и биологические. Так, например, у нас есть проекты:

  1. выращивание микрозелени различными способами: в земле, в кокосовых ковриках, в гидропонике;
  2. вегетативное размножение петуний;
  3. изготовление стаканчиков для рассады из бумаги (экологический порект);
  4. телеграм-канал для помощи животным в приютах;
  5. выведение птенцов в инкубаторе (цыплята и перепелята);
  6. выращивание клубники в гидропонике
  7. изготовление эфирных масел;
  8. изготовление парфюма своими руками
  9. Изучение эффективности этилового и изопропилового антисептиков для рук и т.д.

Среди них есть и исследовательские проекты, которые мы представляем в НПК различных уровней и занимаем призовые места. Но большинство своих проектов мы презентуем на республиканском мероприятии «Фэн-Fest», которое ежегодно проводится в нашей гимназии в апреле. Эти проекты не исследовательские, а практико-ориентированные. Они нацелены на решение практических задач. Результат работы — продукт проекта  известен заранее, на его создание и направлена работа. 

Чаще для проектов я беру детей своего класса, с которыми мне очень повезло. Их не нужно уговаривать, они сами просят взять их в проекты, предлагают различные идеи. С марта по апрель наша лаборантская словно оживает, мы готовимся к Фэн-FESTу, идет активная работа над проектами. Взгляните на экран. Каждый занят своим делом, с нетерпением ждут результата. 

Чтобы проекты получились успешными, нужна, прежде всего, правильная организация работы и необходимо четко следовать этапам. Я выделяю следующие этапы выполнения практико-ориентированных проектов.

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит организация деятельности, выбор темы, формирование команд по интересам, определение цели и задач, постановка проблемы, распределение ролей в команде.
  2. Изучение теории. Учитель даёт научные основы проекта, объясняет суть дела, ученики занимаются дополнительным поиском информации.
  3. Практическое выполнение проекта. Это самый длительный этап, может занять несколько дней или даже недель, а то и больше. Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют проект под контролем учителя, получают продукт.
  4. Заключительный. На этом этапе делаются выводы, анализ выполненной работы, происходит подготовка к защите и сама защита.

Никому не секрет, что в работе в группах бывают активные дети, малоактивные и пассивные, либо просто ленивые ученики, которые хотят воспользоваться продуктом деятельности других членов группы. Или скромные дети не могут проявить себя. Поэтому наши проекты не групповые и не индивидуальные, а командные. А в командах четко распределены роли. Благодаря этому и скромные дети смогут себя проявить, и ленивые дети вынуждены работать. В команды я обычно беру по 4-6 учеников.

Роли в командах, в зависимости от проекта, могут быть разными. Например, можно дать такие роли:

Организатор. Отвечает за работу группы в целом, а так же занимается поиском информации.

Секретарь. Делает записи от лица команды.

Докладчик. Презентует проект.

Хронометрист. Следит за временем.

Исполнитель. Выполняет практическую часть проекта. Но эту роль я даю 2-3 ученикам. Иногда эту обязанность можно поровну распределить на всех учеников (например, при изготовлении бумажных стаканчиков для рассады).

Такой характер проектной деятельности очень эффективен: каждый отвечает за свою часть работы, но при этом они знакомы с обязанностями других и могут заменить друг-друга в случае, если кто-то отсутствует.

Давайте сейчас, уважаемые коллеги, разберем этапы проектной деятельности на конкретном примере, выполняя проект «Изготовление парфюма своими руками». Этот проект развивает навыки работы с лабораторным оборудованием.

Итак, давайте вспомним, как называется первый этап?

1.Подготовительный. В нашем случае, команды уже созданы, тема известна заранее. Вы сейчас в командах должны придумать название своей команде, определить цель и задачи, распределить роли в командах. Для этого воспользуйтесь ручкой и бумагой.

Предлагаю следующие роли в команде:

Организатор. Отвечает за работу группы в целом, а так же занимается поиском информации.

Секретарь. Делает записи

Докладчик. Выступает с защитой проекта.

Хронометрист. Следит за временем

Чтец. Читает вслух инструкцию для всей команды

Исполнитель (парфюмер). Ответственен за сочетание ароматов, смешивает масла. На эту роль лучше взять 2-3 участников.

Так же при желании, можете добавить другие роли.

Второй этап называется Изучение теории. На этом этапе учитель даёт научные основы проекта, объясняет суть дела.

Поэтому сейчас разберемся с основами парфюмерного дела.

Главное, что нужно знать в парфюмерии – это наличие 3-х нот в любых духах: верхние, средние и нижние (базовые).

  1. Верхние ноты чувствуются в первую очередь и исчезают через 10-15 минут после нанесения. Это, напрмер, ароматы базилика, бергамота, грейпфрута, лаванды, лимона, лайма, мяты, розмарина, сладкого апельсина.
  2. Средние ноты появляются после исчезновения верхних нот. Являются ядром аромата и определяют, к какому типу относятся духи: к восточному, древесному, свежему или цветочному. Сюда относятся ароматы черного перца, кардамона, ромашки, гвоздики, еловой хвои, жасмина, можжевельника, мускатного ореха, розы, иланг-иланга и т.д.
  3. Нижние, или базовые ноты подчеркивают и фиксируют средние ноты. Они составляют основу аромата, благодаря которой он сохраняется до 4-5 часов. Это кедр, кипарис, имбирь, пачули, сосна, сандаловое дерево, ваниль и ветивер.

Масла можно изготовить самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс, отнимающий много времени, поэтому мы с девочками, выполняя этот проект, воспользовались готовыми эфирными маслами.

Духи бывают на спиртовой или на масляной основе. Мы с вами изготовим духи на масляной основе. Они более «сдержанные», но при этом более стойкие. Они очень распространены в арабских странах, но и у нас в России достаточно популярны. Кроме того, масляные духи можно вообще не настаивать, а сразу начать пользоваться. Соотношение верхней, средней и базовых нот должны быть следующие – 1:2:3. Для приготовления масляного парфюма используется 15-20 капель эфирных масел на 10 мл основы. В качестве основы мы возьмём масло виноградных косточек, оно не имеет запаха.

Давайте приступим к изготовлению ароматов, то есть мы дошли до 3 этапа – к практическому выполнению проекта.

На ваших столах находится все необходимое: эфирные масла,  масло виноградных косточек (основа), этиловый спирт, емкости для перемешивания, пипетки, флаконы для готовых духов, инструкция, картонные полоски, стаканы для перемешивания, стеклянные палочки для перемешивания. Ваша задача, внимательно ознакомившись с инструкцией, создать свои ароматы. Создайте 1 аромат на команду. Так как это не просто практическая работа, а проект, то в конце его нужно и защитить.

Инструкция

  1. В темную тару налейте 20 мл основы (масло виноградных косточек).
  2. Приготовьте парфюмерную композицию в отдельном стакане, перемешав различные эфирные масла на свой вкус (не забывайте о соотношении 1:2:3  для верхней, средней и базовых нот соответственно). Общий объём эфирных масел – 36 капель (6 капель верхняя, 12 – средняя, 18 – нижняя).  Обязательно  воспользуйтесь таблицей «Ноты ароматов». Можно взять несколько эфирных масел для верхней ноты, средней и нижней. При необходимости, делайте записи.
  3. Налейте полученную композицию в темную тару с базовым маслом, закройте крышкой, энергично взболтайте.
  4. Разлейте готовый продукт в маленькие флаконы для готовых духов
  5. Выступите с краткой защитой проекта (не более 1 минуты): название аромата, его состав, что планируете делать со своими духами (будете пользоваться сами или подарите), какие сложности испытывали, достигли ли цели.

Если ароматы готовы, приступайте к пятому пункту инструкции, то есть к заключительному этапу проекта. 

Оборудование: стаканы, пипетки, эфирные масла, масло виноградных косточек, флаконы с роллерами, блоттеры, инструкция, справочник (таблица с нотами ароматов, информация о нотах, соотношениях, стеклянные палочки, бумага А4 (2 шт.), ручка (2 шт.).

Справочник

Ноты в парфюмерии

  1. Верхние ноты чувствуются в первую очередь и исчезают через 10-15 минут после нанесения. Это, напрмер, ароматы базилика, бергамота, грейпфрута, лаванды, лимона, лайма, мяты, розмарина, сладкого апельсина.
  2. Средние ноты появляются после исчезновения верхних нот. Являются ядром аромата и определяют, к какому типу относятся духи: к восточному, древесному, свежему или цветочному. Сюда относятся ароматы черного перца, кардамона, ромашки, гвоздики, еловой хвои, жасмина, можжевельника, мускатного ореха, розы, иланг-иланга и т.д.
  3. Нижние, или базовые ноты подчеркивают и фиксируют средние ноты. Они составляют основу аромата, благодаря которой он сохраняется до 4-5 часов. Это кедр, кипарис, имбирь, пачули, сосна, сандаловое дерево, ваниль и ветивер.

!!! Соотношения верхней, средней и базовых нот – 1:2:3.

!!! Для приготовления масляного парфюма используется 15-20 капель эфирных масел на 10 мл основы.

Ноты ароматов

Аромат

Нота

лаванда

верхняя

лотос

верхняя

грейпфрут

верхняя

апельсин

верхняя

бергамот

верхняя

розмарин

верхняя

мята

верхняя

лимон

верхняя

жасмин

средняя

османтус

средняя

жасмин

средняя

можжевельник

средняя

роза

средняя

иланг-иланг

средняя

сандал

нижняя

ваниль

нижняя

чайное дерево

нижняя

Инструкция

  1. Приготовьте парфюмерную композицию в отдельном стакане, перемешав различные эфирные масла на свой вкус (не забывайте о соотношении 1:2:3 для верхней, средней и базовых нот соответственно). Общий объём эфирных масел – 18 капель (3 капель верхняя, 6 – средняя, 9 – нижняя).  Обязательно  воспользуйтесь таблицей «Ноты ароматов». Можно взять несколько эфирных масел для верхней ноты, средней и нижней. При необходимости, делайте записи.
  2. Налейте полученную композицию в стакан с 10 мл базового масла (масло виноградных косточек), перемешайте стеклянной палочкой.
  3. Разлейте готовый продукт в маленькие флаконы для готовых духов
  4. Выступите с краткой защитой проекта (не более 1 минуты): название аромата, его состав, что планируете делать со своими духами (будете пользоваться сами или подарите), достигнуты ли цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Мастер-класс для педагогических работников. "Организация музыкальной деятельности. Создание ансамбля"

Мастер-класс предназначен педагогическим работникам дополнительного образования, не занятым в сфере музыкального искусства, с целью ознакомления с работой эстрадно-вокальной студии....

Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.

Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися

Методические рекомендации по проведению проектной деятельности с обучающимися...

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....

Мастер-класс "Использование разнообразных форм организации исследовательской деятельности для формирования индивидуального маршрута ученика"

В контексте идеологии ФГОС важными становятся метапредметные умения ребенка ставить цели и достигать их, анализировать собственные желания, потребности, задумываться об их сбалансированности и пытатьс...

ФАОП ООО. Особенности организации проектной деятельности для обучающихся с ТНР

Особенности организации проектной деятельности для обучающихся с ТНР согласно ФАОП ООО(Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной...