Мастер-класс по теме "Особенности организации проектной деятельности с обучающимися в преподавании химии на примере изготовления духов своими руками"
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Мастер-класс предназначен для актуализации разных форм проектной деятельности с обучающимися. Подробно описаны этапы проектной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Особенности организации проектной деятельности с обучающимися в преподавании химии на примере изготовления духов своими руками
Автор: Гилазтдинова Миляуша Тимергазеевна, учитель биологии и химии МБОУ «Полилингвальная гимназия «Адымнар-Нижнекамск» НМР РТ
Цель: деление опытом организации практико-ориентированных проектных работ.
Задачи:
- ознакомление с этапами выполнения проектных работ с обучающимися;
- ознакомление с методом работы в команде;
- выполнение проекта «Изготовление духов своими руками»
Всем известно, что учитель должен уметь заинтересовывать учеников в изучении своего предмета. Опытный учитель достаточно быстро выявляет особо заинтересованных и талантливых учеников. Но подобно тому, как недостаточно влюбить в себя кого-то, нужно ещё удерживать эту любовь, просто заинтересовать детей в изучении химии тоже недостаточно, важно еще удерживать этот интерес в течение всего периода обучения. Вот тогда приходит на помощь проектная деятельность. Как сказал Ломоносов М.В., теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения. В условиях школы именно проектная деятельность помогает сделать теорию не мертвой и бесплодной, а живой и плодовитой. Проектная деятельность, к тому же, имеет большое профориентационное значение.
Хочу немного рассказать о своем опыте работы в этом направлении. Речь сейчас не об обязательных индивидуальных проектах с 9 классами. Кроме них я веду проектную деятельность в рамках кружковой работы. Особенностью этой деятельности является тесная связь с жизнью, с различными направлениями практической деятельности человека. Так как я учитель химии и биологии, то наши проекты затрагивают не только химические отрасли практической деятельности, но и биологические. Так, например, у нас есть проекты:
- выращивание микрозелени различными способами: в земле, в кокосовых ковриках, в гидропонике;
- вегетативное размножение петуний;
- изготовление стаканчиков для рассады из бумаги (экологический порект);
- телеграм-канал для помощи животным в приютах;
- выведение птенцов в инкубаторе (цыплята и перепелята);
- выращивание клубники в гидропонике
- изготовление эфирных масел;
- изготовление парфюма своими руками
- Изучение эффективности этилового и изопропилового антисептиков для рук и т.д.
Среди них есть и исследовательские проекты, которые мы представляем в НПК различных уровней и занимаем призовые места. Но большинство своих проектов мы презентуем на республиканском мероприятии «Фэн-Fest», которое ежегодно проводится в нашей гимназии в апреле. Эти проекты не исследовательские, а практико-ориентированные. Они нацелены на решение практических задач. Результат работы — продукт проекта известен заранее, на его создание и направлена работа.
Чаще для проектов я беру детей своего класса, с которыми мне очень повезло. Их не нужно уговаривать, они сами просят взять их в проекты, предлагают различные идеи. С марта по апрель наша лаборантская словно оживает, мы готовимся к Фэн-FESTу, идет активная работа над проектами. Взгляните на экран. Каждый занят своим делом, с нетерпением ждут результата.
Чтобы проекты получились успешными, нужна, прежде всего, правильная организация работы и необходимо четко следовать этапам. Я выделяю следующие этапы выполнения практико-ориентированных проектов.
- Подготовительный. На этом этапе происходит организация деятельности, выбор темы, формирование команд по интересам, определение цели и задач, постановка проблемы, распределение ролей в команде.
- Изучение теории. Учитель даёт научные основы проекта, объясняет суть дела, ученики занимаются дополнительным поиском информации.
- Практическое выполнение проекта. Это самый длительный этап, может занять несколько дней или даже недель, а то и больше. Ученики, пользуясь инструкцией, выполняют проект под контролем учителя, получают продукт.
- Заключительный. На этом этапе делаются выводы, анализ выполненной работы, происходит подготовка к защите и сама защита.
Никому не секрет, что в работе в группах бывают активные дети, малоактивные и пассивные, либо просто ленивые ученики, которые хотят воспользоваться продуктом деятельности других членов группы. Или скромные дети не могут проявить себя. Поэтому наши проекты не групповые и не индивидуальные, а командные. А в командах четко распределены роли. Благодаря этому и скромные дети смогут себя проявить, и ленивые дети вынуждены работать. В команды я обычно беру по 4-6 учеников.
Роли в командах, в зависимости от проекта, могут быть разными. Например, можно дать такие роли:
Организатор. Отвечает за работу группы в целом, а так же занимается поиском информации.
Секретарь. Делает записи от лица команды.
Докладчик. Презентует проект.
Хронометрист. Следит за временем.
Исполнитель. Выполняет практическую часть проекта. Но эту роль я даю 2-3 ученикам. Иногда эту обязанность можно поровну распределить на всех учеников (например, при изготовлении бумажных стаканчиков для рассады).
Такой характер проектной деятельности очень эффективен: каждый отвечает за свою часть работы, но при этом они знакомы с обязанностями других и могут заменить друг-друга в случае, если кто-то отсутствует.
Давайте сейчас, уважаемые коллеги, разберем этапы проектной деятельности на конкретном примере, выполняя проект «Изготовление парфюма своими руками». Этот проект развивает навыки работы с лабораторным оборудованием.
Итак, давайте вспомним, как называется первый этап?
1.Подготовительный. В нашем случае, команды уже созданы, тема известна заранее. Вы сейчас в командах должны придумать название своей команде, определить цель и задачи, распределить роли в командах. Для этого воспользуйтесь ручкой и бумагой.
Предлагаю следующие роли в команде:
Организатор. Отвечает за работу группы в целом, а так же занимается поиском информации.
Секретарь. Делает записи
Докладчик. Выступает с защитой проекта.
Хронометрист. Следит за временем
Чтец. Читает вслух инструкцию для всей команды
Исполнитель (парфюмер). Ответственен за сочетание ароматов, смешивает масла. На эту роль лучше взять 2-3 участников.
Так же при желании, можете добавить другие роли.
Второй этап называется Изучение теории. На этом этапе учитель даёт научные основы проекта, объясняет суть дела.
Поэтому сейчас разберемся с основами парфюмерного дела.
Главное, что нужно знать в парфюмерии – это наличие 3-х нот в любых духах: верхние, средние и нижние (базовые).
- Верхние ноты чувствуются в первую очередь и исчезают через 10-15 минут после нанесения. Это, напрмер, ароматы базилика, бергамота, грейпфрута, лаванды, лимона, лайма, мяты, розмарина, сладкого апельсина.
- Средние ноты появляются после исчезновения верхних нот. Являются ядром аромата и определяют, к какому типу относятся духи: к восточному, древесному, свежему или цветочному. Сюда относятся ароматы черного перца, кардамона, ромашки, гвоздики, еловой хвои, жасмина, можжевельника, мускатного ореха, розы, иланг-иланга и т.д.
- Нижние, или базовые ноты подчеркивают и фиксируют средние ноты. Они составляют основу аромата, благодаря которой он сохраняется до 4-5 часов. Это кедр, кипарис, имбирь, пачули, сосна, сандаловое дерево, ваниль и ветивер.
Масла можно изготовить самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс, отнимающий много времени, поэтому мы с девочками, выполняя этот проект, воспользовались готовыми эфирными маслами.
Духи бывают на спиртовой или на масляной основе. Мы с вами изготовим духи на масляной основе. Они более «сдержанные», но при этом более стойкие. Они очень распространены в арабских странах, но и у нас в России достаточно популярны. Кроме того, масляные духи можно вообще не настаивать, а сразу начать пользоваться. Соотношение верхней, средней и базовых нот должны быть следующие – 1:2:3. Для приготовления масляного парфюма используется 15-20 капель эфирных масел на 10 мл основы. В качестве основы мы возьмём масло виноградных косточек, оно не имеет запаха.
Давайте приступим к изготовлению ароматов, то есть мы дошли до 3 этапа – к практическому выполнению проекта.
На ваших столах находится все необходимое: эфирные масла, масло виноградных косточек (основа), этиловый спирт, емкости для перемешивания, пипетки, флаконы для готовых духов, инструкция, картонные полоски, стаканы для перемешивания, стеклянные палочки для перемешивания. Ваша задача, внимательно ознакомившись с инструкцией, создать свои ароматы. Создайте 1 аромат на команду. Так как это не просто практическая работа, а проект, то в конце его нужно и защитить.
Инструкция
- В темную тару налейте 20 мл основы (масло виноградных косточек).
- Приготовьте парфюмерную композицию в отдельном стакане, перемешав различные эфирные масла на свой вкус (не забывайте о соотношении 1:2:3 для верхней, средней и базовых нот соответственно). Общий объём эфирных масел – 36 капель (6 капель верхняя, 12 – средняя, 18 – нижняя). Обязательно воспользуйтесь таблицей «Ноты ароматов». Можно взять несколько эфирных масел для верхней ноты, средней и нижней. При необходимости, делайте записи.
- Налейте полученную композицию в темную тару с базовым маслом, закройте крышкой, энергично взболтайте.
- Разлейте готовый продукт в маленькие флаконы для готовых духов
- Выступите с краткой защитой проекта (не более 1 минуты): название аромата, его состав, что планируете делать со своими духами (будете пользоваться сами или подарите), какие сложности испытывали, достигли ли цели.
Если ароматы готовы, приступайте к пятому пункту инструкции, то есть к заключительному этапу проекта.
Оборудование: стаканы, пипетки, эфирные масла, масло виноградных косточек, флаконы с роллерами, блоттеры, инструкция, справочник (таблица с нотами ароматов, информация о нотах, соотношениях, стеклянные палочки, бумага А4 (2 шт.), ручка (2 шт.).
Справочник
Ноты в парфюмерии
- Верхние ноты чувствуются в первую очередь и исчезают через 10-15 минут после нанесения. Это, напрмер, ароматы базилика, бергамота, грейпфрута, лаванды, лимона, лайма, мяты, розмарина, сладкого апельсина.
- Средние ноты появляются после исчезновения верхних нот. Являются ядром аромата и определяют, к какому типу относятся духи: к восточному, древесному, свежему или цветочному. Сюда относятся ароматы черного перца, кардамона, ромашки, гвоздики, еловой хвои, жасмина, можжевельника, мускатного ореха, розы, иланг-иланга и т.д.
- Нижние, или базовые ноты подчеркивают и фиксируют средние ноты. Они составляют основу аромата, благодаря которой он сохраняется до 4-5 часов. Это кедр, кипарис, имбирь, пачули, сосна, сандаловое дерево, ваниль и ветивер.
!!! Соотношения верхней, средней и базовых нот – 1:2:3.
!!! Для приготовления масляного парфюма используется 15-20 капель эфирных масел на 10 мл основы.
Ноты ароматов
Аромат | Нота |
лаванда | верхняя |
лотос | верхняя |
грейпфрут | верхняя |
апельсин | верхняя |
бергамот | верхняя |
розмарин | верхняя |
мята | верхняя |
лимон | верхняя |
жасмин | средняя |
османтус | средняя |
жасмин | средняя |
можжевельник | средняя |
роза | средняя |
иланг-иланг | средняя |
сандал | нижняя |
ваниль | нижняя |
чайное дерево | нижняя |
Инструкция
- Приготовьте парфюмерную композицию в отдельном стакане, перемешав различные эфирные масла на свой вкус (не забывайте о соотношении 1:2:3 для верхней, средней и базовых нот соответственно). Общий объём эфирных масел – 18 капель (3 капель верхняя, 6 – средняя, 9 – нижняя). Обязательно воспользуйтесь таблицей «Ноты ароматов». Можно взять несколько эфирных масел для верхней ноты, средней и нижней. При необходимости, делайте записи.
- Налейте полученную композицию в стакан с 10 мл базового масла (масло виноградных косточек), перемешайте стеклянной палочкой.
- Разлейте готовый продукт в маленькие флаконы для готовых духов
- Выступите с краткой защитой проекта (не более 1 минуты): название аромата, его состав, что планируете делать со своими духами (будете пользоваться сами или подарите), достигнуты ли цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.
Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Мастер-класс для педагогических работников. "Организация музыкальной деятельности. Создание ансамбля"
Мастер-класс предназначен педагогическим работникам дополнительного образования, не занятым в сфере музыкального искусства, с целью ознакомления с работой эстрадно-вокальной студии....

Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.
Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....
Методические рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися
Методические рекомендации по проведению проектной деятельности с обучающимися...

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....

Мастер-класс "Использование разнообразных форм организации исследовательской деятельности для формирования индивидуального маршрута ученика"
В контексте идеологии ФГОС важными становятся метапредметные умения ребенка ставить цели и достигать их, анализировать собственные желания, потребности, задумываться об их сбалансированности и пытатьс...

ФАОП ООО. Особенности организации проектной деятельности для обучающихся с ТНР
Особенности организации проектной деятельности для обучающихся с ТНР согласно ФАОП ООО(Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной...
