Кислоты 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»
По учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана
Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
2. Развивающие:
а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятия - кислоты;
б) классификацию кислот;
в) физические и химические свойства кислот.
Уметь:
а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;
б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;
в) определять валентность кислотного остатка;
г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Оборудование и реактивы:
Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.
Ход урока.
1. Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.
На доске отражена тема урока: «Кислоты».
2. Изучение темы урока.
Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ .
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)
Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4
Ответ учащегося:
1Fe2O3 – оксид железа (III)
CaO – оксид кальция
2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция
CuOH – гидроксид меди (I)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?
Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.
Записываем формулы кислот и даем их название.
H3PO4—Фосфорная кислота
HCl—Соляная кислота
H2SiO3--- Кремниевая кислота
HNO3—Азотная кислота
Н2СО3-- Угольная кислота
H2SO4-- Серная кислота
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.
H3PO4
HCl
H2SiO3
HNO3
H2CO3
H2SO4
Учитель: К доске приглашаются 2 ученика для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.
Ответ учащегося: записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:
Mg + 2HCl ---- MgCl2 + H2
Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2
При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.
Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 9 учебника, стр. 150)
По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:
H3PO4
HCl
H2SiO3
HNO3
H2CO3
H2SO4
кислоты | По основности | По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке | |||
одноосновные | двухосновные | трехосновные | бескислородные | кислородсодержащие | |
HCL | |||||
H3PO4 | |||||
H2SiO3 | |||||
HNO3 | |||||
H2CO3 | |||||
H2SO4 | |||||
кислоты | По основности | По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке | |||
одноосновные | двухосновные | трехосновные | бескислородные | кислородсодержащие | |
HCL | + | + | |||
H3PO4 | + | + | |||
H2SiO3 | + | + | |||
HNO3 | + | + | |||
H2CO3 | + | + | |||
H2SO4 | + | + | |||
Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.
Посмотрите на образцы кислот , определите их свойства.
Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала. Один учащийся работает у доски.
(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)
Подведение итогов урока:
1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились
2) дайте определение кислот.
3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?
4) как отличить кислоту от веществ других классов?
Домашнее задание:
$ 44, выучить названия кислот, задача №2,3.
кислоты | По основности | По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке | |||
одноосновные | двухосновные | трехосновные | бескислородные | кислородсодержащие | |
HCL | |||||
H3PO4 | |||||
H2SiO3 | |||||
HNO3 | |||||
H2CO3 | |||||
H2SO4 | |||||
кислоты | По основности | По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке | |||
одноосновные | двухосновные | трехосновные | бескислородные | кислородсодержащие | |
HCL | |||||
H3PO4 | |||||
H2SiO3 | |||||
HNO3 | |||||
H2CO3 | |||||
H2SO4 | |||||
Памятка по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Памятка по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3 CuO
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4 SO2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Разработка урока по химии в 8 ом классе по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
1. Методическая разработка урока по теме "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот".2. Приложение №1.3. Презентация....

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....
Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"
С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....
