Рабочая программа кружка "Занимательная минералогия" для 10 класса (36 часов)
рабочая программа по химии (10 класс)

Серикова Елена Алексеевна

Данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 10 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам, и разработана для проведения кружка "Занимательная минералогия". Программа рассчитана на 36 часов и призвана расширить и углубить знания учащихся о минералах как химических соединениях, их свойствах, происхождении и практическом применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка "Занимательная минералогия" для 10 класса (36 часов)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 10 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам, и разработана для проведения кружка "Занимательная минералогия". Программа рассчитана на 36 часов и призвана расширить и углубить знания учащихся о минералах как химических соединениях, их свойствах, происхождении и практическом применении.

Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом к природным ресурсам, необходимости формирования экологической культуры и понимания взаимосвязи между химией, геологией и другими науками о Земле. Изучение минералов позволяет наглядно продемонстрировать применение химических знаний в реальном мире, развивает наблюдательность, аналитическое мышление и практические навыки.

Цель программы:

  • Формирование у учащихся целостного представления о минералах как химических соединениях, их составе, свойствах и значении в природе и жизни человека.

Задачи программы:

  • Образовательные:
  • Расширить знания учащихся о классификации минералов, их химическом составе и кристаллической структуре.
  • Ознакомить с основными методами определения минералов.
  • Изучить процессы образования минералов в различных геологических условиях.
  • Рассмотреть практическое применение минералов в различных отраслях промышленности и в повседневной жизни.
  • Развивающие:
  • Развивать познавательный интерес к химии и геологии.
  • Формировать навыки самостоятельной работы с информацией, анализа и систематизации данных.
  • Развивать умение проводить наблюдения, эксперименты и делать выводы.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
  • Формировать экологическую культуру и понимание необходимости рационального использования минерального сырья.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Планируемые результаты освоения программы:

  • Личностные:
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Осознание ценности естественнонаучных знаний как важнейшего компонента современной культуры.
  • Метапредметные:
  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенной ситуации или вне ее.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Предметные:
  • Знание основных классов минералов и их химического состава.
  • Умение определять минералы по внешним признакам и с помощью простых химических реакций.
  • Понимание процессов образования минералов в различных геологических условиях.
  • Знание о практическом применении минералов в различных отраслях промышленности и в повседневной жизни.

Формы организации занятий:

  • Лекции с использованием мультимедийных презентаций.
  • Практические занятия в лаборатории.
  • Самостоятельная работа с литературой и интернет-ресурсами.
  • Экскурсии в музеи и на предприятия, связанные с добычей и переработкой минерального сырья (по возможности).
  • Подготовка и защита рефератов и презентаций.
  • Проведение викторин и конкурсов.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод.
  • Репродуктивный метод.
  • Частично-поисковый метод.
  • Исследовательский метод.

Оборудование и материалы:

  • Коллекции минералов.
  • Оборудование для проведения химических опытов (пробирки, колбы, воронки, штативы, нагревательные приборы и т.д.).
  • Химические реактивы (кислоты, щелочи, соли и т.д.).
  • Лупы, микроскопы.
  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Компьютер с доступом в Интернет.
  • Учебная литература и справочные материалы.

Формы контроля:

  • Устный опрос.
  • Письменные контрольные работы.
  • Защита рефератов и презентаций.
  • Практические работы в лаборатории.
  • Викторины и конкурсы.
  • Итоговое тестирование.

                                                          Учебно-тематический план

 

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1.

Введение. Минералогия как наука. Место минералогии в системе естественных наук.

1

Лекция

2.

Основные понятия минералогии: минерал, горная порода, руда.

1

Лекция

3.

Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы.

2

Лекция, Практика

4.

Кристаллическая структура минералов. Аморфные и кристаллические вещества.

2

Лекция, Практика

5.

Классификация минералов. Силикаты.

2

Лекция, Практика

6.

Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды.

2

Лекция, Практика

7.

Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты.

2

Лекция, Практика

8.

Классификация минералов. Галогениды и карбонаты.

2

Лекция, Практика

9.

Классификация минералов. Самородные элементы.

2

Лекция, Практика

10.

Физические свойства минералов: цвет, блеск, твердость, спайность, излом.

2

Лекция, Практика

11.

Определение минералов по внешним признакам.

2

Практика

12.

Химические методы определения минералов.

2

Практика

13.

Процессы образования минералов. Магматические минералы.

2

Лекция

14.

Процессы образования минералов. Осадочные минералы.

2

Лекция

15.

Процессы образования минералов. Метаморфические минералы.

2

Лекция

16.

Практическое применение минералов. Минеральное сырье.

2

Лекция, Дискуссия

17.

Минералы и здоровье человека.

1

Лекция, Дискуссия

19.

18.Подготовка и защита рефератов по темам: "Редкие и необычные минералы", "Минералы моего края", "Использование минералов в ювелирном деле" и др.

2

Самостоятельная работа, Защита

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Примечание

1.

1.

Введение. Минера

логия как наука. Место минералогии в системе естественных наук

2

Основные понятия минералогии: минерал, горная порода, руда.

 

3

Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы.

4

3Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы.(практическое занятие)

5

Кристаллическая структура минералов. Аморфные и кристаллические вещества.

6

Классификация минералов. Силикаты

7

Классификация минералов. Силикаты.(практическое занятие)

8

Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды.

9

Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды. (практическое занятие)

10

 Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты.

11

 Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты. (практическое занятие)

12

Классификация минералов. Галогениды и карбонаты.

13

Классификация минералов. Галогениды и карбонаты. (практическое занятие)

14

Классификация минералов. Самородные элементы.

15

Самородные элементы и их роль в жизни человека.

16

Физические свойства минералов: цвет, блеск, твердость, спайность, излом.

17

Определение минералов по внешним признакам.

18

Определение минералов по внешним признакам. (практическое занятие)

19

Химические методы определения минералов

20

Химические методы определения минералов. (практическое занятие)

21

Процессы образования минералов. Магматические минералы.

22

Процессы образования минералов. Осадочные минералы.

23

Процессы образования минералов. Метаморфические минералы.

24

Практическое применение минералов. Минеральное сырье.

25

Минералы (драгоценные, полудрагоценные и поделочные) используются в ювелирном деле для создания украшений.

26

Минералы (драгоценные, полудрагоценные и поделочные) используются в ювелирном деле для создания украшений.

27

Минералы и здоровье человека

28

Минералы и здоровье человека

30

Подготовка индивидуального проекта

31

Подготовка индивидуального проекта

32

Конференция по защите индивидуального проекта.

33

Минералы моего края

34

Минералы моего края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...