Рабочая программа кружка "Занимательная минералогия" для 10 класса (36 часов)
рабочая программа по химии (10 класс)
Данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 10 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам, и разработана для проведения кружка "Занимательная минералогия". Программа рассчитана на 36 часов и призвана расширить и углубить знания учащихся о минералах как химических соединениях, их свойствах, происхождении и практическом применении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка "Занимательная минералогия" для 10 класса (36 часов)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 10 класса, проявляющих интерес к химии и естественным наукам, и разработана для проведения кружка "Занимательная минералогия". Программа рассчитана на 36 часов и призвана расширить и углубить знания учащихся о минералах как химических соединениях, их свойствах, происхождении и практическом применении.
Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом к природным ресурсам, необходимости формирования экологической культуры и понимания взаимосвязи между химией, геологией и другими науками о Земле. Изучение минералов позволяет наглядно продемонстрировать применение химических знаний в реальном мире, развивает наблюдательность, аналитическое мышление и практические навыки.
Цель программы:
- Формирование у учащихся целостного представления о минералах как химических соединениях, их составе, свойствах и значении в природе и жизни человека.
Задачи программы:
- Образовательные:
- Расширить знания учащихся о классификации минералов, их химическом составе и кристаллической структуре.
- Ознакомить с основными методами определения минералов.
- Изучить процессы образования минералов в различных геологических условиях.
- Рассмотреть практическое применение минералов в различных отраслях промышленности и в повседневной жизни.
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к химии и геологии.
- Формировать навыки самостоятельной работы с информацией, анализа и систематизации данных.
- Развивать умение проводить наблюдения, эксперименты и делать выводы.
- Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
- Формировать экологическую культуру и понимание необходимости рационального использования минерального сырья.
- Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Планируемые результаты освоения программы:
- Личностные:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Осознание ценности естественнонаучных знаний как важнейшего компонента современной культуры.
- Метапредметные:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенной ситуации или вне ее.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Предметные:
- Знание основных классов минералов и их химического состава.
- Умение определять минералы по внешним признакам и с помощью простых химических реакций.
- Понимание процессов образования минералов в различных геологических условиях.
- Знание о практическом применении минералов в различных отраслях промышленности и в повседневной жизни.
Формы организации занятий:
- Лекции с использованием мультимедийных презентаций.
- Практические занятия в лаборатории.
- Самостоятельная работа с литературой и интернет-ресурсами.
- Экскурсии в музеи и на предприятия, связанные с добычей и переработкой минерального сырья (по возможности).
- Подготовка и защита рефератов и презентаций.
- Проведение викторин и конкурсов.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Репродуктивный метод.
- Частично-поисковый метод.
- Исследовательский метод.
Оборудование и материалы:
- Коллекции минералов.
- Оборудование для проведения химических опытов (пробирки, колбы, воронки, штативы, нагревательные приборы и т.д.).
- Химические реактивы (кислоты, щелочи, соли и т.д.).
- Лупы, микроскопы.
- Мультимедийный проектор и экран.
- Компьютер с доступом в Интернет.
- Учебная литература и справочные материалы.
Формы контроля:
- Устный опрос.
- Письменные контрольные работы.
- Защита рефератов и презентаций.
- Практические работы в лаборатории.
- Викторины и конкурсы.
- Итоговое тестирование.
Учебно-тематический план
| Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1. | Введение. Минералогия как наука. Место минералогии в системе естественных наук. | 1 | Лекция |
2. | Основные понятия минералогии: минерал, горная порода, руда. | 1 | Лекция |
3. | Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы. | 2 | Лекция, Практика |
4. | Кристаллическая структура минералов. Аморфные и кристаллические вещества. | 2 | Лекция, Практика |
5. | Классификация минералов. Силикаты. | 2 | Лекция, Практика |
6. | Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды. | 2 | Лекция, Практика |
7. | Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты. | 2 | Лекция, Практика |
8. | Классификация минералов. Галогениды и карбонаты. | 2 | Лекция, Практика |
9. | Классификация минералов. Самородные элементы. | 2 | Лекция, Практика |
10. | Физические свойства минералов: цвет, блеск, твердость, спайность, излом. | 2 | Лекция, Практика |
11. | Определение минералов по внешним признакам. | 2 | Практика |
12. | Химические методы определения минералов. | 2 | Практика |
13. | Процессы образования минералов. Магматические минералы. | 2 | Лекция |
14. | Процессы образования минералов. Осадочные минералы. | 2 | Лекция |
15. | Процессы образования минералов. Метаморфические минералы. | 2 | Лекция |
16. | Практическое применение минералов. Минеральное сырье. | 2 | Лекция, Дискуссия |
17. | Минералы и здоровье человека. | 1 | Лекция, Дискуссия |
19. | 18.Подготовка и защита рефератов по темам: "Редкие и необычные минералы", "Минералы моего края", "Использование минералов в ювелирном деле" и др. | 2 | Самостоятельная работа, Защита |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примечание | ||||
1. |
логия как наука. Место минералогии в системе естественных наук | |||||
2 | Основные понятия минералогии: минерал, горная порода, руда.
| |||||
3 | Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы. | |||||
4 | 3Химический состав минералов. Химические элементы, образующие минералы.(практическое занятие) | |||||
5 | Кристаллическая структура минералов. Аморфные и кристаллические вещества. | |||||
6 | Классификация минералов. Силикаты | |||||
7 | Классификация минералов. Силикаты.(практическое занятие) | |||||
8 | Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды. | |||||
9 | Классификация минералов. Оксиды и гидроксиды. (практическое занятие) | |||||
10 | Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты. | |||||
11 | Классификация минералов. Сульфиды и сульфаты. (практическое занятие) | |||||
12 | Классификация минералов. Галогениды и карбонаты. | |||||
13 | Классификация минералов. Галогениды и карбонаты. (практическое занятие) | |||||
14 | Классификация минералов. Самородные элементы. | |||||
15 | Самородные элементы и их роль в жизни человека. | |||||
16 | Физические свойства минералов: цвет, блеск, твердость, спайность, излом. | |||||
17 | Определение минералов по внешним признакам. | |||||
18 | Определение минералов по внешним признакам. (практическое занятие) | |||||
19 | Химические методы определения минералов | |||||
20 | Химические методы определения минералов. (практическое занятие) | |||||
21 | Процессы образования минералов. Магматические минералы. | |||||
22 | Процессы образования минералов. Осадочные минералы. | |||||
23 | Процессы образования минералов. Метаморфические минералы. | |||||
24 | Практическое применение минералов. Минеральное сырье. | |||||
25 | Минералы (драгоценные, полудрагоценные и поделочные) используются в ювелирном деле для создания украшений. | |||||
26 | Минералы (драгоценные, полудрагоценные и поделочные) используются в ювелирном деле для создания украшений. | |||||
27 | Минералы и здоровье человека | |||||
28 | Минералы и здоровье человека | |||||
30 | Подготовка индивидуального проекта | |||||
31 | Подготовка индивидуального проекта | |||||
32 | Конференция по защите индивидуального проекта. | |||||
33 | Минералы моего края | |||||
34 | Минералы моего края |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов
Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю
Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
