Мероприятие
классный час по химии (8 класс)

Мероприятие, которое можно провести , используя элементы  технологии дебатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24 ИМЕНИ

ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.С. АПЛЕТАЛИНА

Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МОУ СШ № 24)

Внеклассное мероприятие.

Интеллектуальная игра : « Неизвестное об известном»

Подготовили :

Красюкова Елена Викторовна, учитель химии,

Стрельцова Татьяна Андреевна, учитель биологии,

Ирезепова Дания Равилевна, учитель физики.

г. Волжский 2024 год.

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие «Неизвестное об известном» составлено для 8-11 классов с целью повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла. Основой мероприятия становится творчество народного писателя А.С. Пушкина. Мероприятие проводится в формате дебатов на заранее известные темы, которые оформлены в виде задач. Дебаты – педагогическая технология, которая применяется с целью повышения интереса к предметам естественнонаучного цикла. Представляет собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Это не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, где формируются компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции, связанной с коммуникацией.

Эта технология способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в современном обществе.

В процессе реализации данной технологии учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств обучающегося, а учитель выступает как руководитель этого процесса.

Данная технология предполагает:

  1. активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, при использовании внутренней мотивации;
  2. организацию совместной деятельности, партнерских отношений, обучающих и обучаемых;
  3. обеспечение диалога не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Функции и возможности технологии:

Социализирующее значение выражается в том, что данная технология являются средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества.

Воспитывающая функция проявляется в том, технология позволяет участникам вырабатывать самостоятельно выстраивать цели и оценивать. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

∙ Развивающее значение в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Важный навык, который при этом вырабатывается – это критическое мышление.

Овладев приемами критического мышления, участники дебатов смогут:

- ставить себя на место другого;

- оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;

- преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;

- понимать возможность оценки и знать ценности, на которых основываются суждения;

- акцентировать внимание на хороших вопросах, оценивая их;

- отличать наблюдения от заключений;

- находить противоречия;

- оценивать последствия действий, убеждений и идей.

Для участников данная технология помогает:

- участвовать в жизни общества;

- выступать в качестве спикеров;

- брать на себя ответственность за обогащение знаний и развития способностей;

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

- синтезировать знания;

- слаженно работать в группах;

- уметь произносить эффективные речи и приобретать навыки презентации;

- достигать более высоких показателей в основной учебе;

- быть критичными слушателями;

- развивать смелость и уверенность в себе.

Дидактическая функция данной технологии состоит в том, что она является основой для формирования у обучающихся общих компетенций, а также качеств, необходимых современному человеку.

Задачи содержательного плана:

1. Осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой задачей;

2. Актуализация и обоснование ранее полученных знаний;

3. Переосмысление возможностей их применения.

В учебном процессе эта технология способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала.

Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.

Принцип первый: уважение необходимо.

Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.

Принцип второй: честность обязательна.

Честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов.

Принцип третий: проигравших нет.

Первое предназначение игры – обучение. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.

Четыре команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки.

Участники дебатов

Команда – 4 человек. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.

Команды, путем жеребьёвки выбирают свой маршрут – роли по задачам.

Судьи определяют какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.

Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Основными элементами дебатов являются:

Тема. Формируется заранее

Подготовка дебатов включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

2. Заранее определяются исходные тезисы дебатов.

3. Подбирается, изучается и анализируется основная литература.

4. Распределяются роли.

5. Разрабатываются экспертами критерии оценки.

Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

а) в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, оппонентов, рецензентов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);

б) в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

в) каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

г) спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

д) эксперты оценивают аргументы, но не участников;

е) после определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме;

ж) после распределения ролей команды ведут разработку кейса, подбирают дополнительные материалы.

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж (иногда и репетиция) о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является заинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени представлении решения задачи.

Все частники дебатов, обращаясь друг к другу, должны использовать форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую вежливую форму.

Описание внеклассного мероприятия:

Основой мероприятия становится творчество народного писателя А.С. Пушкина. Мероприятие проводится в формате дебатов на заранее известные темы, которые оформлены в виде задач. Команды учащихся под руководством педагога предварительно подготавливают материал в четырех позициях:

  1. Докладчик: озвучивает решение задач;
  2. Оппозиция: критикует решение докладчика;
  3. Рецензент: озвучивает замечания к докладчику и оппозиции;
  4. Наблюдатель: подводит итоги.

Каждая позиция оценивается жюри по соответствующим критериям. Победителем становится команда, которая набрала большее количество баллов.

Содержание внеклассного мероприятия:

  1. Встреч гостей в русско-народном стиле, регистрация команд.
  2. Приветственное слово директора. Представление жюри.
  3. Оглашение правил игры.
  4. Жеребьёвка команд.
  5. Подведение итогов жеребьёвки и определение ролей каждой команды.
  6. Проведение тура.
  7. Чаепитие для гостей. Подведение итогов игры. Определение победителя.
  8. Награждение победителей.
  9. Рефлексия.

Приложение 1. Жеребьёвка

советские загадки на смекалку

Приложение 2

Правила игры для участников команд.

  1. Заранее подготовить название команды и выбрать капитана команды.
  2. Задачи должны быть решены все, решение задач 1, 2, 3, 6 должно быть представлено в виде презентации (не более 10 слайдов на каждую задачу) в день Игры на электронном носителе.
  3. В день проведения Игры перед ее началом проводится жеребьёвка (определение очередности выступления команд).

задачи

команды

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1

докладчик

оппонент

рецензент

наблюдатель

2

наблюдатель

рецензент

докладчик

оппонент

3

оппонент

докладчик

наблюдатель

рецензент

4

рецензент

наблюдатель

оппонент

докладчик

  1. Проведение Игры:

Распределение ролей при обсуждении решения каждой из задач.

  • Команда - докладчик представляет решение задачи.
  • Команда - оппонент находит и указывает на слабые стороны решения, задает уточняющие вопросы.
  • Команда - рецензент – делает выводы о корректности доклада и оппонирования, а также о заданных вопросах команде.
  • Команда - наблюдатель находит положительные стороны в решении задач и может задавать вопросы оппоненту и рецензенту.

Докладчик:

- представляет решение задачи, максимальная длительность 10 минут;

- отвечает на оппонирование – 3 минуты;

- отвечает на вопросы, заданные командой - наблюдателем, жюри – 5 минут;

- получает оценку за своё выступление, которая идёт как в командный, так и в личный зачёт.

Команда-докладчик:

- выдвигает от себя докладчика, имя и фамилию которого объявляет капитан команды;

- имеет право задавать вопросы оппоненту в ходе общей дискуссии.

После выступления докладчику категорически запрещается предлагать «новые» решения задачи – ни в ходе полемики, ни в ходе ответов на

вопросы. С другой стороны, как оппоненту, так и рецензенту запрещается рассказывать свои варианты решений. Всё обсуждение должно строиться вокруг решения, предложенного командой-докладчиком.

Оппонент:

- представляет краткую характеристику доклада докладчика и решения задачи командой-докладчиком – 3 минуты;

- высказывает замечания относительно доклада - 1 минута;

- имеет право задавать вопросы докладчику в ходе общей дискуссии задачи - 1 минута;

- делает общий вывод о решённой задаче докладчиком - 1 минута;

- получает оценку за своё выступление, технический балл которой идет как в командный, так и в личный зачет.

Команда-оппонент:

- выдвигает от себя оппонента, имя и фамилию которого объявляет капитан команды.

Рецензент:

- оценивает выступление докладчика и оппонента - 1 минута;

- отмечает недостатки доклада, незамеченные оппонентом -1 минута;

- имеет право взять на себя роль оппонента (исключительно с разрешения ведущего) в случае, если он обоснованно считает, что оппонент не справился со своими целями – 1 минута;

- делает общий вывод относительно того, справились ли докладчик и оппонент со своими целями – 1 минута;

- получает оценку за своё выступление, которая идёт как в командный, так и в личный зачёт.

Команда-рецензент:

- имеют право задавать вопросы докладчику и оппоненту в ходе общей дискуссии.

Команда – наблюдатель:

- имеют право задавать вопросы докладчику, оппоненту, рецензенту в ходе общей дискуссии – 1 минута

Каждая команда по каждой задаче должна выполнить свои роли.

  • Каждый доклад начинается с представления капитаном команды Ф.И. докладчика и номера образовательной организации. Докладчик начинает со слов: «Уважаемые Председатель, члены жюри, участники. Я представляю решение № вопроса». Далее идет определение тезисов для дебатов по данному вопросу.
  • (Это самый важный и самый трудный этап подготовки. Тезис — это утверждение (докладчик) или отрицание (оппонент), которое выражает основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов. Каждая команда формулирует свой тезис, который она будет защищать. Требования к тезису: соответствие теме, четкость формулировки, достаточная краткость, понятность слушателям, удобство для защиты (команда должна быть уверена, что у нее наберется достаточно аргументов, чтобы защитить этот тезис)).
  • Капитан представляет Ф.И оппонента и называет учреждение. Оппонент начинает со слов: «Уважаемые Председатель, члены жюри, участники игры». Даёт краткую характеристику решение № вопроса.
  • Капитан представляет Ф.И рецензента и называет учреждение. Рецензент начинает со слов: «Уважаемые Председатель, члены жюри, участники игры».
  • Представитель из команды – наблюдателя представляется и задает уточняющие вопросы докладчику или оппоненту. За вопрос команда может получить 1 балл. На усмотрение жюри он может быть рассмотрен в личные зачёты и быть дополнительным баллом в личных результатах.

Жюри:

- оценивает выступление докладчика, оппонента и команды-рецензента в порядке, определённом настоящими Правилами;

- задаёт вопросы докладчику, оппоненту и рецензенту;

- имеет право задавать вопросы докладчику и оппоненту в ходе общей дискуссии;

- имеет право комментировать выступления докладчика, оппонента и рецензента перед выставлением оценок (строго с научной точки зрения).

Баллы для оценивания выступления команд (докладчика, оппонента, рецензента): 2, 3, 4, 5, для команды-наблюдателя – 1.

Членам жюри вносят баллы в ведомости до их публичного оглашения.

Докладчику отдельно выставляются баллы за научную часть доклада и за презентационную часть доклада.

  • При выставлении баллов за научную часть доклада учитываются: соответствие содержания доклада поставленному вопросу, уровень научного мышления докладчика, содержание ответов на вопросы.
  • При выставлении баллов за презентационную часть доклада учитываются: оформление презентации, речь во время доклада, ораторское мастерство во время доклада и полемики.
  • При выставлении баллов оппоненту учитываются: адекватность общей оценки доклада, умение найти и доступно объяснить недостатки в докладе, убедительность, ораторское мастерство, научный уровень оппонирования, ответы на заданные вопросы.
  • При выставлении баллов рецензенту учитываются: научный уровень рецензии, обоснованность рецензии относительно докладчика и оппонента, а также корректность выводов о докладе и оппонировании.
  • При выставлении баллов команде - наблюдателю учитываются: обоснованность вопроса относительно докладчика и оппонента, а также корректность задаваемых вопросов по докладу и оппонированию.

Ориентирами для выставления баллов служат следующие таблицы:

Докладчик (научная часть)

Балл

Модель задачи

Корректность решения

Оригинальность решения

5

модель задачи полностью верна

решение полностью корректно

решение является оригинальным

4 выполнены 2 пункта из 3

3 выполнен 1 пункт из 3

2

Отсутствует или не соответствует условию

Решение не является корректным

Решение не является оригинальным

Докладчик (презентационная часть)

Балл

Понятность представления решения

Качество презентации

Ораторское искусство

5

решение представлено в понятной и доступной форме

презентация читаема для всех зрителей и представлена в красивой и понятной форме

докладчика было интересно слушать

4

Выполнены 2 пункта из 3

3

Выполнен 1 пункт из 3

2

решение представлено в совершенно непонятной форме

Презентация нечитаема

докладчика было совершенно
неинтересно слушать

Оппонент

Балл

Корректность оппонирования

Научный уровень оппонирования

Убедительность оппонирования

5

оппонирование являлось абсолютно корректным

оппонирование было полностью научно обосновано

оппонирование было очень убедительным

4

Выполнены 2 пункта из 3

3

Выполнен 1 пункт из 3

2

оппонирование являлось абсолютно некорректным

оппонирование было совершенно научно не обосновано

оппонирование было совершенно неубедительным

Рецензент

Балл

Обоснованность мнения о докладе

О Обоснованность мнения об оппонировании

Корректность вывода о докладе и оппонировании

5

мнение о докладе было полностью обосновано

мнение об оппонировании было полностью обосновано

вывод о докладе и оппонировании был абсолютно корректным

4

Выполнены 2 пункта из трех

3

Выполнен 1 пункт из трех

2

мнение о докладе было полностью не обосновано

мнение об оппонировании было полностью не обосновано

вывод о докладе и оппонировании был абсолютно некорректным

Команда – наблюдатель

Балл

Обоснованность вопроса о докладе

Обоснованность вопроса оппонирования

Корректность вопроса о докладе и оппонировании

1

вопрос по докладу был полностью обоснован

вопрос по оппонированию был обоснован

вопрос по докладу и оппонированию был абсолютно корректным

0

вопрос по докладу был не обоснован

вопрос по оппонированию был не обоснован

вопрос по докладу и оппонированию был абсолютно не корректным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие" Праздник труда"(общешкольное мероприятие)

В нашей школе, в конце IY четверти, ежегодно проводится внеклассное мероприятие -" Праздник труда"....

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...