Химия 11 класс. Конспек урока "Кислоты.Свойства кислот"
методическая разработка по химии (11 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний. Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии в 11 классе
«Кислоты органические и неорганические. Классификация и общие свойства кислот»
Тема урока
Кислоты | |
Место урока в теме | Раздел «Вещества и их свойства» |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Вид урока | Комбинированный |
Цели урока: образовательные | Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека |
развивающие | Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, |
воспитательные | Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. |
Содержание урока | Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека. |
Средства обучения | Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов |
Методы и приемы обучения | Репродуктивный, метод поисковой беседы, исследовательский |
Способы мотивации учения | Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания) |
Формы организации учебной деятельности | Коллективная, групповая, индивидуальная, |
Домашнее задание | Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот» |
Организационный этап
- Вводная часть: мотивация, тема и цели урока
Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.
Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.
(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)
О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?
(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)
Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?
(ответы учащихся)
Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.
Кислоты применяются в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты
Кислоты применяются в кулинарии: уксусная и лимонная
Образование кислотных дождей в природе.
эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
- Актуализация и проверка знаний
Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.
Фронтальный опрос (закончить предложение)
- Неорганические вещества делятся на 2 группы - …
- Простые вещества состоят …
- Сложные вещества состоят …
- Сложные вещества делятся на ….
- Оксиды – это …
- Оксиды делятся на …
- Гидроксиды делятся на …
- Основания – это …
- Основания делятся на …
- Кислоты – это …
- Органические кислоты – это …
- Амфотерные гидроксиды – это …
- Соли – это …
Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)
Выписать № формул, соответствующих:
А. Основным оксидам
Б. Кислотным оксидам
В. Амфотерным оксидам
Г. Растворимым основаниям
Д. Нерастворимым основаниям
Е. Кислотам
Ж. Солям
- HCl
- NaOH
- CaO
- Cu(OH)2
- CO2
- FeO
- Fe2O3
- H2SO4
- Ca(OH)2
- SO3
- Al (OH)3
- Na2CO3
- ZnO
- NaHCO3
- Fe(OH)3
- SO2
- Ba(OH)2
- MgO
- K2SO4
- H3PO4
- Al2O3
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
1 балл за каждую правильно названную группу
- Систематизация и обобщение знаний
- Понятие «кислоты»
Что такое кислоты? (ответы учащихся)
Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.
Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl-)
Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl-).
Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)
Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.
- Классификация кислот
Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 - таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)
1 вариант Соотнесите:
2 вариант Соотнесите: | |||
Тип кислот: | Формула вещества: | Тип кислот: | Формула вещества: |
| а) H2SiO3 б) HCOOH в) H2SO4 г) HBr д) HNO3 |
| а) H3PO4 б) HClO4 в) CH3COOH г) HCl д) H2CO3 |
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
0,5 балла за каждую правильно названную группу
- Общие химические свойства кислот
Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?
Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)
Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.
Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.
Отчёт групп, проверка уравнений реакций (1 балл за каждое правильное уравнение)
Реакция этерификации.
- Специфические свойства кислот
Кроме общих кислоты обладают и специфическими свойствами. Какие специфические свойства кислот вы знаете? (ответы учащихся)
Подробнее будем говорить об этих свойствах на следующих уроках.
- Подведение итогов, рефлексия
Вернёмся к целям урока. всего ли мы достигли? Какие вопросы остались? Подсчитать баллы в листах самоконтроля, поставить оценку за урок:
«3» - 17-22б, «;» - 23-29б, «5» - 30-34б.
- Домашнее задание.
Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Урок химии в 9 классе по теме "Кремниевая кислота и её соли"
Урок по теме «Кремниевая кислота и её соли» является уроком изучения новой темы. Урок тесно связан со следующей темой раздела «Силикатная промышленность».Целью является знакомство со свойс...
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.
Цель: Изучение получения и физических свойств хлороводорода, физических и химических свойств соляной кислоты Задачи:- обучающие1. Сформировать умения:...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

