Химия 11 класс. Конспек урока "Кислоты.Свойства кислот"
методическая разработка по химии (11 класс)

Левицкая Лариса Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний. Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии в 11 классе

«Кислоты органические и неорганические. Классификация и общие свойства кислот»

Тема урока

Кислоты

Место урока в теме

Раздел «Вещества и их свойства»

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний

Вид урока

Комбинированный

Цели урока:

образовательные

Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека

развивающие

Развивать:

учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем,

воспитательные

Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.

Содержание урока

Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека.

Средства обучения

Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов

Методы и приемы обучения

Репродуктивный, метод поисковой беседы, исследовательский

Способы мотивации учения

Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания)

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая, индивидуальная,

Домашнее задание

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот»

Организационный этап

  1. Вводная часть: мотивация, тема и цели урока

Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.

Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.

(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)

О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?

(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)

Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?

(ответы учащихся)

Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.

Кислоты применяются в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты

Кислоты применяются в кулинарии: уксусная и лимонная

Образование кислотных дождей в природе.

эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

  1. Актуализация и проверка знаний

Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.

Фронтальный опрос (закончить предложение)

  1. Неорганические вещества делятся на 2 группы - …
  2. Простые вещества состоят …
  3. Сложные вещества состоят …
  4. Сложные вещества делятся на ….
  5. Оксиды – это …
  6. Оксиды делятся на …
  7. Гидроксиды делятся на …
  8. Основания – это …
  9. Основания делятся на …
  10. Кислоты – это …
  11. Органические кислоты – это …
  12. Амфотерные гидроксиды – это …
  13. Соли – это …

Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)

Выписать № формул, соответствующих:

А. Основным оксидам

Б. Кислотным оксидам

В. Амфотерным оксидам

Г. Растворимым основаниям

Д. Нерастворимым основаниям

Е. Кислотам

Ж. Солям

  1. HCl
  2. NaOH
  3. CaO
  4. Cu(OH)2
  5. CO2
  6. FeO
  7. Fe2O3
  8. H2SO4
  9. Ca(OH)2
  10. SO3
  11. Al (OH)3
  12. Na2CO3
  13. ZnO
  14. NaHCO3
  15. Fe(OH)3
  16. SO2
  17. Ba(OH)2
  18. MgO
  19. K2SO4
  20. H3PO4
  21. Al2O3

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

1 балл за каждую правильно названную группу

  1. Систематизация и обобщение знаний
  1. Понятие «кислоты»

Что такое кислоты? (ответы учащихся)

Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.

Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl-)

Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl-).

Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)

Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.

  1. Классификация кислот

Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 - таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)

1 вариант Соотнесите:

2 вариант Соотнесите:

Тип кислот:

Формула вещества:

Тип кислот:

Формула вещества:

  1. кислородсодержащие
  2. бескислородные
  3. одноосновные
  4. двухосновные
  5. сильные
  6. слабые

а) H2SiO3

б) HCOOH

в) H2SO4

г) HBr

д) HNO3

  1. кислородсодержащие
  2. бескислородные
  3. одноосновные
  4. двухосновные
  5. сильные
  6. слабые

а) H3PO4

б) HClO4

в) CH3COOH

г) HCl

д) H2CO3

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

0,5 балла за каждую правильно названную группу

  1. Общие химические свойства кислот

Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?

Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)

Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.

Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.

Отчёт групп, проверка уравнений реакций (1 балл за каждое правильное уравнение)

Реакция этерификации.

  1. Специфические свойства кислот

Кроме общих кислоты обладают и специфическими свойствами. Какие специфические свойства кислот вы знаете? (ответы учащихся)

Подробнее будем говорить об этих свойствах на следующих уроках.

  1. Подведение итогов, рефлексия

Вернёмся к целям урока. всего ли мы достигли? Какие вопросы остались? Подсчитать баллы в листах самоконтроля, поставить оценку за урок:

«3» - 17-22б, «;» - 23-29б, «5» - 30-34б.

  1. Домашнее задание.

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Урок химии в 9 классе по теме "Кремниевая кислота и её соли"

Урок по теме «Кремниевая кислота и её соли» является уроком изучения новой темы. Урок тесно связан со следующей темой раздела «Силикатная промышленность».Целью  является знакомство со свойс...

План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"

План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии  с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...

Открытый урок химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"

Урок- знакомсто  с новым материалом...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...