РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ ВЕЩЕСТВ» для 8 класса
методическая разработка по химии (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВЕЩЕСТВ»
для 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № к основной образовательной программе
МБОУ «Ватинская ОСШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ВЕЩЕСТВ»
для 8 класса
Составила: учитель химии
Ильина Людмила Ивановна
Д. Вата, 2025
I. Пояснительная записка.
Элективный курс «Химия веществ» предназначен для обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций и рассчитан на один учебный год, по одному часу в неделю.
Химия считается одной из самых сложных школьных дисциплин. В настоящее время, под эгидой гуманитаризации образования происходит сокращение и без того небольшого количества учебных часов, отведенных на изучение предметов естественнонаучного цикла. Однако, учитывая, что химия, является одной из важнейших наук о природе, необходимо помнить, что она занимает одно из ведущих мест в формировании научного мировоззрения обучающихся. Химические знания нужны не только в профессиональной сфере, но и в обычных жизненных ситуациях каждому человеку. Решить проблему нехватки времени для объяснения и закрепления теоретического материала на уроках химии позволяют элективные курсы, курсы по выбору и факультативы.
Сформированные в ходе изучения элективного курса знания и умения, позволят обучающимся более осознанно подходить к изучению химии в 9 классе.
Многие аспекты программы элективного курса связаны с практическим применением химических знаний в повседневной жизни.
Изучение элективного курса в 8 классе позволит существенно улучшить результаты усвоения обучающимися программного материала в курсе физики и биологии, географии и основ безопасности жизнедеятельности, что способствует формированию межпредметных связей
Программа имеет предпрофильную направленность, рассчитана для обучающихся 8 класса, 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа «Химия веществ» относится к предметному образовательному модулю, а именно к межпредметному, так как умение решать задачи востребовано и на других предметах (математика, физика, биология, астрономия).
Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.
Решение расчетных задач по химии всегда вызывало и продолжает вызывать значительные затруднения у многих учащихся, как изучающих химию на базовом, так и на профильном уровне. Практика работы показывает, что одной из причин таких затруднений является нехватка времени на обучение решению расчетных задач именно в 8 классе. В начале изучения курса химии закладываются основы для решения в дальнейшем более сложных и комплексных задач.
Цель программы:
Закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения задач различного уровня сложности, соответствующие требованиям итоговой аттестации по химии.
Задачи программы:
1) формирование умений и знаний при решении задач и упражнений по химии;
2) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку;
3) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
4) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
5) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
6) развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении расчетных задач по химии;
7) учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить.
Курс содержит четыре блока: математические расчеты в химии, качественные характеристики вещества, количественные характеристики химического процесса, окислительно-восстановительные реакции. Каждый блок начинается с теоретического введения, в котором рассматриваются разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным.
Данный курс может изучаться как в очной форме, так и режиме дистанционного обучения.
II. Планируемые результаты изучения курса
- Предметные универсальные учебные действия
Знать:
- способы решения различных типов усложненных задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач и упражнений.
Уметь:
- решать задачи и упражнения повышенной сложности различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение; владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
- Метапредметные универсальные учебные действия
- Работать самостоятельно и в группе;
- Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
- Личностные универсальные учебные действия
- Различать основные нравственно-эстетические понятия;
- Оценивать свои и чужие поступки;
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;
- Выражать положительное отношение к процессу познания;
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
- Регулятивные универсальные учебные действия
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Планировать решение учебной задачи;
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- Оценивать результаты деятельности;
- Анализировать собственную работу;
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- Сравнивать разные виды текста;
- Составлять план текста;
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
III. Система оценки освоения учащимися курса
Формами отчётности по изучению данного курса могут быть:
▪ конкурс (количественный) числа решённых задач;
▪составление сборников авторских задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т.д.)
▪ зачёт по решению задач.
IV. Содержание элективного курса «Химия веществ»
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Тема 2. Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде . Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Тема3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа).
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Классификация окислительно-восстановительных реакций.
V. Тематическое планирование курса «Химия веществ», 8 класс
(всего 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
всего | ||
1 | Введение (1ч) | 1 |
2 | Тема 1. Первоначальные химические понятия (7 часов) | 7 |
3 | Тема 2. Важнейшие представители неорганических веществ | 16 |
4 | Тема3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. | 5 |
5 | Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа). | 4 |
6 | Итого | 34 |
Учебно-тематический план курса
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
1 | Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. | |||
2 | Основные физические и химические величины. | |||
3 | Химический элемент. | |||
4 | Решение тренировочных упражнений по теме «Строение атома» | |||
5 | Относительная атомная и относительная молекулярная масса | |||
6 | Определение валентности элементов в химической формуле | |||
7 | Массовая доля химического элемента в сложном веществе | |||
8 | Химические уравнения. | |||
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные химические понятия» | |||
10 | Состав воздуха. Кислород. | |||
11 | Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям. | |||
12 | Решение упражнений по термохимическим уравнениям | |||
13 | Вычисление молекулярной массы вещества на основании атомной массы химических элементов | |||
14 | Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества. | |||
15 | Вычисление массы продукта реакции по известному количеству исходного вещества. | |||
16 | Вычисление объёма одного из реагирующих веществ по заданной массе продукта реакции. | |||
17 | Вычисление по уравнению химической реакции (если одно из реагирующих веществ дано в избытке). | |||
18 | Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. | |||
19 | Обобщение и систематизация знаний | |||
20 | Оксиды. Решение расчетных задач | |||
21 | Основания. Решение расчетных задач | |||
22 | Кислоты. Решение расчетных задач | |||
23 | Соли. Решение расчетных задач | |||
24 | Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси. | |||
25 | Генетическая связь между основными классами неорганической химии | |||
26 | Классификации химических элементов | |||
27 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | |||
28 | Строение атомов. Изотопы. | |||
29 | Электронное строение элементов второго периода | |||
30 | Решение комбинированных задач. | |||
31 | Окислительно-восстановительные реакции. | |||
32 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | |||
33 | Классификация окислительно-восстановительных реакций. | |||
34 | Итоговое занятие | |||
VI. Условия реализации курса
1.Материально-техническое обеспечение курса
Компьютер, непрограммируемые калькуляторы, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости веществ, электрохимический ряд напряжений металлов, таблица «Изменение цвета индикаторов в разных средах».
2.Информационно-методическое обеспечение курса для учителя:
1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.
2. Будруджак П. “Задачи по химии”.
3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.
4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”.
5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.
6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.
8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
- для учащихся:
1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.
4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
5. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
6. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.
Предварительный просмотр:
Приложение № к
основной образовательной
программе
МБОУ «Ватинская ОСШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Химия в задачах и уравнениях»
для 10 класса
Составила: учитель химии
Ильина Людмила Ивановна
Д. Вата, 2025
Раздел I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
- Планируемые образовательные результаты
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских задач и цепочек превращения.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цель курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам органической химии; формирование навыков решения задач по химии различных типов.
Задачи:
1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии.
2. Решение расчетных задач повышенной сложности.
3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования.
5. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:
- Химические свойства классов органических соединений;
- Признаки, условия и особенности химических реакций в органической химии;
- Номенклатуру органических соединений;
- Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности.
Учащиеся должны уметь:
- Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;
- Производить расчеты на определение компонентов смеси;
- Производить расчеты на определение формул соединений;
- Раскрывать генетические связи в органической химии;
- Решать экспериментальные задачи по органической химии;
- Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;
- Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому;
- Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
- Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
- Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне среднего общего образования
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское | Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое | Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное | Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре. Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры. |
Эстетическое | Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. |
Физическое | Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде). Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. |
Экологическое | Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. |
Познавательное | Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Трудные вопросы в органической химии»
(Химия. 10 класс)
Введение. (1 час)
Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления химических уравнений в органической химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа)
Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек.
Тема 6. Полимеры. (1 час)
Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии.
(3 часа)
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии. Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек превращения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | |
Практические занятия | Формы работы | |||
1 | Введение. | 1 | - | Лекция с элементами межпредметных связей |
2 | Теория строения органических соединений. | 2 | 2 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения. |
3 | Углеводороды. | 11 | 10 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
4 | Кислородсодержащие органические соединения. | 6 | 6 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
5 | Органические вещества клетки. | 3 | 3 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
6 | Азотсодержащие органические соединения. | 4 | 4 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
7 | Полимеры. | 1 | 1 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения. |
8 | Решение экспериментальных задач по органической химии | 3 | 3 | Практическая работа. |
9 | Решение задач повышенной сложности. | 2 | 2 | Решение задач ЕГЭ и олимпиадных заданий. |
10 | Итоговые занятия. | 1 | - | Зачет. |
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Трудные вопросы в органической химии», 10 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение. Общие требования к решению задач по химии. | 1 | ||
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа) | ||||
2 | Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. | 1 | ||
3 | Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. | 1 | ||
Тема 2. Углеводороды. (11 часов) | ||||
4 | Составление цепочек превращения с использованием алканов. | 1 | ||
5 | Составление и решение цепочек превращения для алкенов. | 1 | ||
6 | Решение задач на вывод молекулярной формулы по известным массовым долям для алканов и алкенов. | 1 | ||
7 | Решение задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания для алканов и алкенов. | 1 | ||
8 | Составление и решение цепочек превращения для алкинов. | 1 | ||
9 | Решение задач по химическим уравнениям с использованием алкинов. | 1 | ||
10 | Составление и решение цепочек превращения для алкадиенов. | 1 | ||
11 | Составление и решение цепочек превращения для бензола. | 1 | ||
12 | Задачи на определение объемной доли, мольной доли компонентов газовой смеси углеводородов. | 1 | ||
13 | Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | 1 | ||
14 | Зачет по теме «Углеводороды» (1-е полугодие) | 1 | ||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов) | ||||
15 | Составление и решение цепочек превращения для спиртов. | 1 | ||
16 | Решение задач на вывод формулы спиртов. | 1 | ||
17 | Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов. | 1 | ||
18 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | 1 | ||
19 | Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров | 1 | ||
20 | Генетическая связь без- и кислородосодержащих органических соединений. | 1 | ||
Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа) | ||||
21 | Составление и решение цепочек превращения для жиров. Превращение жиров в организме человека. | 1 | ||
22 | Составление и решение цепочек превращения для углеводов. Превращение углеводов в организме человека. | 1 | ||
23 | Решение задач на пищевые растворы. | 1 | ||
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа) | ||||
24 | Составление и решение цепочек превращения для аминов. | 1 | ||
25 | Составление и решение цепочек превращения для аминокислот. | 1 | ||
26 | Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих органических соединений. | 1 | ||
27 | Составление и решение переходов алкан - белок | 1 | ||
Тема 6. Полимеры. (1 час) | ||||
28 | Решение задач на образование и разрушение полимеров. | 1 | ||
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа) | ||||
29 | Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды». | 1 | ||
30 | Решение экспериментальных задач по теме «Производные углеводородов». | 1 | ||
31 | Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры. Углеводы». | 1 | ||
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа) | ||||
32 | Решение заданий из материалов ЕГЭ. | 1 | ||
33 | Решение заданий из материалов ЕГЭ. | 1 | ||
34 | Зачёт по курсу «Трудные вопросы в органической химии». | 1 | ||
Итого: 34 часа | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала
Элективного курса «Трудные вопросы в органической химии» в 10 классе
с использованием оборудования центра «Точка роста»
№ п/п | Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
Тема 2. Углеводороды. (3 часа) | ||||||
1 | Составление и решение цепочек превращения для алкенов. | Л.О. № 1 «Получение этилена и изучение его свойств» | Знать свойства этилена. Выявлять учебную проблему, предлагать её возможное объяснение, проверять выдвинутое предположение экспериментально. | 1 | Уметь получать этилен дегидратацией этанола, экспериментально доказывать принадлежность этилена к непредельным соединениям. | Датчик рН, спиртовка |
2 | Составление и решение цепочек превращения для алкинов. | Л.О. №2 «Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия» | Знать свойства ацетилена | 1 | Уметь получать ацетилен карбидным способом, экспериментально доказывать принад-лежность ацетилена к непредельным соединениям | Датчик рН |
3 | Составление и решение цепочек превращения для бензола. | Л.О. № 3 «Химические свойства фенола». | Знать химические свойства фенола. Уметь сравнивать кислотные свойства спиртов, фенолов и их производных. | 1 | Научиться экспериментально сравнивать кислотные свойства веществ и объяснять наблюдаемые различия. | Датчик рН |
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (5 часов) | ||||||
4 | Составление и решение цепочек превращения для спиртов. | Демонстрационные опыты: «Сравнение температуры кипения одноатомных спиртов»; «Сравнение температур кипения изомеров»; «Изучение испарения органических веществ». | Знать физические свойства предельных одноатомных спиртов. Уметь выявлять и объяснять зависимость свойств спиртов от их химического строения. | 1 | Научиться определять температуры кипения спиртов, принадлежащих к одному гомологическому ряду. Объяснять зависимость температуры кипения спиртов от числа атомов углерода в молекуле, от строения углеродного скелета для изомеров. Объяснять изменение температуры при испарении спирта, эфира и жидкого алкана. | Датчики температуры (терморезисторный и термопарный), баня комбинированная лабораторная. |
5 | Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов. | Л.О. № 4 «Тепловой эффект реакции окисления этанола». | Знать способы получения альдегидов. | 1 | Научиться определять тепловой эффект реакции окисления этанола кислородом воздуха. | Прибор для окисления спирта над медным катализатором, высокотемпературный датчик (термопара) |
6 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | Л.О. № 5 «Сравнение температур плавления цис- и трансизомеров карбоновых кислот». Л.О. № 6 «Определение температуры плавления стеариновой и пальмитиновой кислот» | Знать физические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость температур плавления карбоновых кислот от их химического строения. | 1 | Научиться экспериментально сравнивать температуры плавления карбоновых кислот и объяснять наблюдаемые различия. Определить температуры плавления стеариновой и пальмитиновой кислот; установить, можно ли использовать данный показатель (температуру плавления) для идентификации этих кислот. | Датчик температуры (терморезисторный) |
7 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | Л.О. № 7 «Определение электропроводности и pH раствора уксусной кислоты». Л.О. № 8 «Изучение силы одноосновных карбоновых кислот» | Знать химические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость кислотных свойств карбоновых кислот от их химического строения. | 1 | Интерпретировать результаты измерений рН и электропроводности растворов, делать выводы о силе исследуемых электролитов, в частности о силе карбоновых кислот. | Датчик рН, датчик электропроводности |
8 | Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров | Л.О. № 9 «Щелочной гидролиз этилацетата» | Знать свойства сложных эфиров. Объяснять направленность реакций гидролиза сложных эфиров в кислой и щелочной средах. | 1 | Получить экспериментальные данные о зависимости рН раствора щелочи от времени в процессе гидролиза сложного эфира. Объяснить полученные результаты | Датчик рН |
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (2 часа) | ||||||
9 | Составление и решение цепочек превращения для аминов | Л.О. № 10 «Сравнение основных свойств аммиака, метиламина, анилина». | Знать свойства предельных и ароматических аминов. Уметь сравнивать свойства ароматических и предельных аминов со свойствами аммиака. | 1 | Изучить основные свойства предельных аминов и анилина. Уметь объяснять результаты измерения рН растворов аммиака, предельных и ароматических аминов. | Датчик рН |
10 | Составление и решение цепочек превращения для аминокислот. | Л.О. № 11 «Определение среды растворов аминокислот». Л.О. № 12 «Кислотные свойства аминокислот». | Знать свойства аминокислот. Уметь объяснять зависимость свойств аминокислот от их строения. | 1 | Экспериментально определить рН растворов аминокислот. Исследовать взаимодействие аминокислот с соединениями меди и цинка. На основании полученных экспериментальных данных установить зависимости кислотно-основных свойств аминокислот от их химического строения | Датчик рН, датчик электропроводности |
Тема 6. Полимеры. (1 час) | ||||||
11 | Решение задач на образование и разрушение полимеров. | Л.О. № 13 «Распознавание пластмасс и волокон» | Знать состав, строение и свойства синтетических полимеров | 1 | Научиться экспериментально определять количественные характеристики полимеров, характеризующих их эксплуатационные свойства, в частности температуры размягчения. | Датчик температуры (термопарный) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Фрагмент рабочей программы по химии для 8 класса по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Фрагмент рабочей программы составлен в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии в 10 классе (профильный уровень) УМК О. С. Габриелян
Рабочая программа курса химии 10 класс (профильный уровень) УМК О. С. Габриелян...

Рабочая программа курса "Химия" 8-9 классы.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федерал...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...
