Викторина "Химическая Шкатулка"
методическая разработка по химии (8 класс)
Разработка сценария урока - игры "Викторина "Химическая шкатулка"
Направлен на повторение и закрепление изученного ранее материала по темам "Вещество", "Кислород", "Водород"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка Урока-викторины "Химическая Шкатулка!"
Тема: Повторение и контроль знаний по темам: "Простые вещества и смеси", "Воздух", "Кислород", "Водород".
Класс: 8
Предмет: Химия
Тип урока: Урок-повторение, урок контроля знаний в форме игры.
Цель: Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по указанным темам; развивать познавательный интерес к химии, умение работать в команде, логическое мышление; прививать интерес к изучению химии.
Задачи:
- Повторить основные понятия по каждой теме.
- Проверить умение применять знания на практике (написание формул, уравнений, объяснение свойств, проведение опытов, соблюдение правил техники безопасности).
- Закрепить знания о составе важнейших природных объектов и свойствах ключевых газов.
- Развивать навыки устного и письменного ответа.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация.
- Раздаточный материал: листочки с зачетными заданиями.
- Ручки, карандаши.
- Жетоны или небольшие призы для активных игроков.
- Сигнальные карточки или доска для подсчета баллов.
Организация урока:
- Подготовка: Учеников разбить на команды по 4-5 человек (можно по вариантам). Можно учесть уровень знаний учеников и разбить их на команды заранее, чтобы силы (знаний) команд были примерно равноценными.
- Вводная часть (5-7 минут): Совместно с учениками сформулировать тему и цель урока-игры. Подчеркнуть, что это игра, но с элементом обучения и контроля знаний. Объяснить правила игры, возможно, провести короткую разминку командами.
- Основная часть (игра): Продвижение по раундам.
- Заключительная часть: Подведение итогов, награждение, рефлексия.
План-конспект урока-викторины
I. Вводная часть: "Игровое поле"
- Приветствие и знакомство: "Добрый день! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по миру химических веществ в формате командной викторины!"
- Представление команд: Команды получают названия, эмблемы (если есть время и ресурсы – изготавливаются заранее самими ребятами). Капитаны представляются.
- Объяснение правил:
- У нас несколько раундов.
- Каждый раунд содержит определенное количество вопросов.
- За каждый правильный ответ команда получает баллы (указать количество).
- Следим за временем на ответы. Если ответ не дан вовремя, право ответа переходит к другой команде.
- По истечении времени или после всех раундов подводятся итоги.
- В конце "Эрудиционный момент" – блиц вопрос в виде карточек.
- Предупреждение: "Помните, цель не только победить, но и вспомнить важные учебные элементы!"
II. Основная часть: Раунды Викторины
Раунд 1: "Простые вещества и Заговор смесей" (Блиц-турнир)
- Цель: Проверить основные понятия темы «Простые и сложные вещества. Смеси»
- Формат: Командам поочередно учителем задаются по теме вопросы, на которые, после краткосрочного совещания, отвечают капитаны. На размышление 5-10 сек. Если команда затрудняется с ответом, отвечает команда, имеющая ответ.
- Жюри (если оно предусмотрено учителем) или учитель следит за временем и правильностью ответов.
- Вопросы:
- Что называют простым веществом? (Химическое вещество, которое состоит из атомов одного элемента).
- Приведите примеры металлических простых веществ. (Железо, медь, алюминий, золото и т.д.).
- Каковы физические свойства неметаллов? (Обычно твердые, но есть твердые, жидкие, газообразные; плохие проводники тепла и электричества).
- Что такое сплав? (Смесь металлов).
- Приведите примеры трех распространенных сплавов. (Сталь, латунь, бронза).
- Как отличить однородную смесь от растворов? (Однородная – не расслаивается, внешне одинакова, атомы перемешиваются; растворы – частный случай однородных смесей).
- Какие типы сложных веществ мы знаем? (Соли, оксиды, кислоты, основания – или ВОКС).
- Как называется способ разделения смесей, основанный на различной летучести веществ? (Эксфракция).
- Что такое эмульсия? Приведите пример. (Неоднородная смесь, состоящая из двух или более непримесимых жидкостей, например, молоко).
- Как называется высший оксид, проявляющий в прохождении тока положительную полярность? (Основный оксид – например, Na₂O, CaO).
Раунд 2: "Воздух – наше все!" (Теоретический)
- Цель: Проверить знания о составе и свойствах воздуха.
- Формат: Команды получают на каждую по одному вопросу (можно печатные листочки с вопросом или устно задавать по цепочке).
- Вопросы:
- Назовите основные компоненты воздуха в порядке уменьшения содержания (4 основных). (азот ~78%, кислород ~21%, аргон ~0,93%, углекислый газ ~0,04% и другие).
- Какие из газов воздуха являются инертными, почему они получили такое название? (Аргон, благородные газы – не вступают в реакции при обычных условиях).
- Как называется явление, при котором кислород превращается в озон? (Озонизация). Как это происходит?
- Как называется ядовитый дождь? Какие компоненты в нем содержатся? (Кислотный дождь. Основные компоненты – серная кислота, азотная кислота, азотная кислота образуется при выхлопе авто и промышленности).
- Как называется процесс образования кислотного дождя? (Атмосферное загрязнение, фотохимический смог – связка).
- Какие металлы используются для защиты от коррозии в контакте с воздухом? (Цинк, алюминий).
- Как называется объединенная наука, изучающая, контролирующая состоянием воздуха и природной среды? (Экология, но конкретно – систематические наблюдения в определенных пунктах).
Раунд 3: "Кислородная лихорадка!" (Практический + Теоретический)
- Цель: Проверить знания о свойствах, применении кислорода и способах его получения.
- Формат: Капитаны поочередно тянут бочонки с номерами вопросов (заранее подготовить списки вопросов, раздать их командам). Ответы записываются на листе формата А3, оформляются как учебное наглядное пособие (мини-проект). По итогам каждая команда выступает и отвечает на вопросы (представляет – защищает свой проект)
- Вопросы:
- Напишите молекулярную и электронную формулы кислорода.
- Каковы физические свойства кислорода? (Бесцветный газ, слегка голубоватый при высокой чистоте, запах уксусного альдегида, малорастворим в воде).
- Какие реакции называются реакциями окисления? Приведите пример.
- Как называется процесс получения кислорода разложением пероксида водорода? (Электролиз воды).
- Напишите уравнение реакции горения железа в кислороде.
- Чем отличается реакция горения от реакции медленного окисления?
- Как называется явление самопроизвольного горения древесины в кислороде при определенных условиях?
- Перечислите 4-5 важнейших применений кислорода.
- Что происходит с молекулами кислорода, когда он превращается в озон? (Из двух атомов в три, связь друг с другом изменилась). Чем отличаются кислород и озон?
Раунд 4: "Водородный прорыв!" (Практический + Исторический)
- Цель: Проверить знания о водороде.
- Формат: Смешанный раунд. Формат блиц – опроса. Ученик, знающий ответ, поднимает руку и отвечает.
- Вопросы:
- Назовите выдающегося русского ученого по химии, изучавшего водород (Менделеев).
- От чего зависит тепловой эффект химической реакции? (От типа и количества вступающих в реакцию веществ).
- Напишите электронную и молекулярную формулы водорода.
- Каковы физические свойства водорода? (Газ без цвета, запаха, малорастворим в воде).
- Опишите способы получения водорода в лаборатории (соляная кислота + металл, активность; электролиз).
- Напишите уравнение реакции горения водорода.
- Как называется газовая смесь водорода с воздухом? (Взрывоопасная, гремучая).
- Как называется процесс получения водорода на электростанции?
- Какой тип связи в молекуле водорода? (Насыщенная связь, ковалентная неполярная).
В конце раунда команды в течение 5 минут должны выполнить план-схему (мини-проект) по свойствам и получению водорода. Все, что помнят, записать, зарисовать, начертить на листе. Результаты оценивает жюри и присуждает дополнительные баллы.
Раунд 5: «Черный ящик»
Команды получают «Черные ящики» - в которых собраны элементы для проведения практической работы на получение кислорода из перманганата калия.
По команде «Начали» команды открывают коробки, разбирают содержимое, «узнают, догадываются» о том, какая работа «спрятана» в ящике. Далее собирают установку для получения кислорода и сообщают об этом ведущему (жюри). Команда, первая, правильно собравшая установку, проводит эксперимент – получает кислород и доказывает его выделение тлеющей лучиной.
При наличии ошибок при сборке – право провести опыт передается другой команде.
Максимум – 5 баллов
Раунд 6: "Финальный Погоня!" (Блиц карточки)
- Цель: Быстрая проверка самых главных знаний по всем темам.
- Формат: Команды получают карточки с 1-2 вопросами на каждую. Отвечают письменно. Проверяется жюри по эталону ответа.
- Вопросы могут быть:
- "Какое вещество называют фонтаном?" (Озон). Перечислите свойства озона.
- "Каковы основные компоненты воздуха по весу?" (Азот ~78%, кислород ~21%).
- "Назовите вещество, используемое для получения кислорода в промышленности."
- Запишите реакции горения железа, серы, меди (варианты разные)
- "Назовите процесс получения кислорода в лаборатории из пероксида водорода с помощью диоксида марганца." (Катализатор, уравнение реакции: 2H₂O₂ → 2H₂O + O₂).
III. Заключительная часть: "По итогам борьбы"
- Подведение итогов: Объявление победителя и призеров. Вручение грамот, жетонов или призов.
- Рефлексия: "Какой раунд вам запомнился? Это было полезно?" (Пару слов от команд или по одному от каждого участника).
- Краткий итог урока: "Сегодня мы с вами успешно повторили важные темы: простые вещества, смеси, воздух, кислород и водород. Посмотрите на доску ( закреплены мини-проекты учеников, баллы) – видите, что вы хорошо разбираетесь в химии!"
- Домашнее задание (если нужно): "Для закрепления – повторить основные определения по этим темам".
IV. Заключение
"Спасибо за отличную игру! Надеюсь, вы узнали что-то новое и вспомнили и запомнили изученное. И помните: химия – это интересно!"
К данной разработке можно использовать презентацию, но можно обойтись и без нее. Дети должны учиться воспринимать информацию на слух.
В качестве вопросов в раундах могут использованы самые различные задания, на усмотрение учителя.
Можно использовать ассоциативные карточки - иллюстрации процессов, схем, моделей – командам нужно разгадать, что имеется ввиду, и описать свойства.
Можно использовать незавершенные интеллектуальные интеллект-карты, схемы. Задание – дополните пропущенные элементы.
Вариантов – множество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Заглянем в малахитовую шкатулку П.П.Бажова""
Литература 5 класс...
Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Шкатулка из листьев початков кукурузы
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей ВЕЧНОСТИ, главными экспонатами я...
Бесценная шкатулка П.П.Бажова
Разработка урока ориентирована на произведения, не входящие в программу учебника Г.И.Беленького. Урок проводится в форме интеллектуальной викторины и включает в себя вопросы на внима...

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"
Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...


