комплексная программа воспитания
статья по классному руководству по теме

Учитель, планируя учебный материал, "забывает" о воспитательной работе. А между тем, это та область педагогического труда, которая требует мониторинга, диагностики, а главное- плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kompleksnaya_programma_vospitaniya.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «средняя школа № 49»

Воспитательная программа

Выявление и развитие

творческого потенциала учащихся

                       Автор: Алагуева О.Л.

Улан- Удэ

2003 г.


Пояснительная записка

       Человек есть саморазвивающееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает сам себя, а не посторонняя сила: педагог, школа, родители, товарищи, общественные организации. Именно тогда возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.

   Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребёнок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу своего возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Нужен воспитатель. Но воспитатель- помощник, защитник, советник, наконец, образец для подражания. Но не надзиратель, не «скульптор».

   Цель педагогической деятельности - создавать условия для саморазвития ребёнка, который растет сам. Воспитателю нужно создавать условия, удовлетворяя его нужды и запросы. Конечная цель воспитателя- стать воспитуемому ненужным.

   Школа является вторым домом для ребёнка в течение 10 лет. И след она оставляет неизгладимый. Многое в том, каким будет итог, зависит от самого воспитанника, но и многое зависит от воспитателя. «Каждый из нас творец нескольких сотен судеб; в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников»,- утверждает Ш.А. Амонашвили.

   Современная школа стала холоднее, жёстче, формальнее. И это изменение ничем оправдать невозможно: ни стопроцентным поступлением в вузы, ни итогами ЕГЭ, ни множеством спецкурсов, ни ранней профилизацией,- чем сейчас определяют статус школы.

Продукт школы-выпускник

Обладающий комплексами из-за взаимоотношений с окружающими

Эрудированный  из-за огромной информационной нагрузки

Воспринимающий жизненные явления пассивно

Что делать?

Учитель должен развивать личность через

Создание коллектива творческих личностей

Выявление и развитие творческого потенциала учащихся

Интеллектуальное и эмоциональное обогащение учащихся

   Основная задача учителя- учить творчески жить, строя свою деятельность, согласно утверждения Л.Н. Толстого: «В детях всё- величайшие возможности».

   1. Понятийная основа программы

Вся деятельность педагога основана на следующих выводах:

1. Человек              Творчество            Личность

                  Человек-

«… та почва, в которую общество бросает семя человеческих качеств. Всё то, что есть в нас подлинное, человеческое, не созревает, а устанавливается»,- А.Н. Леонтьев.

                 Творчество-

«Высшая форма психической активности, самостоятельности; способность создавать нечто новое, оригинальное»,- Н.С. Лейтес.

                 Личность-

«Человек, обладающий таким уровнем развития, который делает его способным управлять своим поведением, деятельностью, развитием своим в известной мере»,- Л.И. Бонсович.

2. Творчество как процесс едино в основных чертах для любой деятельности

Творчество- это

Новые идеи  

Осуществление перестройки

Реальная возможность преобразования

Выработка нового стиля работы

Ломка устаревших стереотипов

Создание прогрессивного мышления

3. Течение внутренней жизни ребёнка- объект педагогической деятельности

   Подходы должны отличаться бережностью и чуткостью, поэтому девизом работы являются положения из  трактата индийских учителей «Наука радости»:

  1. «Помни, что радость- непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты взялся».
  2. «Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая».
  3. «Расти в силе каждый день. А для этого научись действовать, а не ждать; творить, а не собираться с духом».

2. Формы работы

1.Активные и интерактивные уроки общения (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия).

2. Практикумы и лабораторные работы.

3. Курсы по выбору.

4. Проектная и групповая работа.

5. Индивидуальные коррекционные занятия.

Основой системы является ориентация учащихся на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных компетенций:

  1. способность к исследованию;
  2. способность к коммуникации и организации взаимодействия;
  3. способность к умению принимать решения и осуществлять их;
  4. способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

3. Основные этапы:

           Подготовка                         Опыт                             Презентация

              (5–6кл.)                             (7-8 кл.)                              (9-11 кл.)

Пространство               Пространство                    Пространство

  подготовки                         опыта                             презентации

Учебное пространство, представленное в большей части пока лишь урочной формой и формирующее базовые навыки деятельности в предмете и технике получения опыта, – это есть «пространство подготовки». 

Пространство подготовки – это учебное образовательное пространство:

– уроки;

– курсы по выбору;

– проектная и исследовательская деятельность;

– практикумы;

Внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов, средств деятельности подростков, – это есть «пространство опыта».

Пространство опыта – это внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности подростков:

– предметные лаборатории;

– библиотека, медиатека;

– компьютерная лаборатория;

– интеллектуально-творческие игры;

– научное общество, совет старшеклассников;

– театральная мастерская;

– кружки.

 «Пространство демонстрации» может быть как в учебном, так и во внеучебном образовательном пространстве. Демонстрация- это предъявление подростком своего результата: сделал – показал. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы помочь оформить ученику представление продукта своей деятельности в культурно-сообразной форме.

Пространство презентации – места предъявления

и презентации результатов детского проектирования:

– школьная научно-практическая конференция;

– интеллектуально-творческие игры;

– экзамен по защите творческих работ;

– фестиваль проектов;

– публикации в школьной газете;

– участие в выставке;

– участие в предметном конкурсе;

– участие в школьном спектакле или празднике;

– презентация книги (в библиотеке).

По окончании школы сформированная учебно-практическая самостоятельность проявляется в осознанном и обоснованном собственными возможностями и интересами выборе жизненного пути.

4. Описание реальной практики нововведения, логика разворачивания.

Под предметно-пространственной средой мы понимаем образовательное пространство школы, включающее в себя учебное, внеучебное пространство, пространство отношений учителей и подростков и дополнительное образовательное пространство основной школы.

Структура образовательного пространства школы такова:

Внеучебное образовательное пространство

  1. Предметные лаборатории.    
  2. Интеллектуально-творческие игры.
  3. Библиотека. Медиатека.        
  4. Кружки и студии.
  5. Медиацентр.                            
  6. Театр, мастерская танца и вокала.

Учебное образовательное пространство

  1. Урок
  2. Курсы по выбору
  3. Практикумы
  4. Технологические мастерские
  5. Ученическое научное общество

5. Цели и задачи

     Основной целью данной программы является выявление и развитие творческого потенциала учащихся. Отсюда формируются задачи:

В учебном образовательном пространстве:

Задача – создание в школе условий для реализации проектной и исследовательской деятельности подростка, где творческие проекты учеников выступают как результат учебной работы.

Для этого необходимо:

•вводить такие формы организации учебных занятий, как практикумы, лабораторные занятия, семинары и др.;

  1. ввести курсы по выбору, ориентированные на личный интерес подростка;
  1. в учебных и тематических планах специально выделять место и определять содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а также те виды деятельности, которые формируют практическую и навыкообразующую составляющую образования подростка;
  1. совершенствовать методическую оснащенность, в рамках этого вести работу по следующим темам: «Активные и интерактивные формы организации урока», «Исследовательские и проектные методы и их роль в организации образовательного процесса в основной школе», «Роль индивидуальных и коррекционных занятий в преодолении учебной неуспешности подростка», «Необходимость использования групповых форм в работе с подростками», «Специфика организации самостоятельной исследовательской работы», «Критерии эффективности реализации образовательного процесса в основной школе» и др.;
  1. современное техническое обеспечение процесса обучения;
  2. четкое определение в школе физических мест, позволяющих подростку осуществлять свои проектные замыслы;
  3. введение новой системы оценивания, предусматривающей само- и взаимооценивание и стимулирующей действия подростка на результат; составление «портфолио»;
  4. введение в практику работы с подростками индивидуальных учебных программ, личных образовательных программ; увеличение удельного веса социально-правовых дисциплин;

Во внеучебном образовательном пространстве:

Задача – создание места (пространства) для детской пробы, проверки своих знаний и умений, полученных на учебных занятиях, на прочность, значимость и практическую целостность; создание условий для реализации подростком собственного социального действия.

Для этого необходимо:

  1. расширить условия для выбора подростком интересных для него кружков, мастерских, секций, предметных клубов;
  2. развивать насыщенную культурную среду (литературные и музыкальные абонементы для подростков, литературная гостиная, детский или детско-взрослый хор, театр и др.);
  1. поддерживать собственные традиции школы (празднование дня рождения школы, вечера встречи с выпускниками, вечера прощаний с выпускным классом, фестивали проектов) и создавать новые традиции.

6. Мониторинг

        Мониторинг осуществляется комплексный. (см. Приложение). Одним из вариантов является мониторинг за курс основной школы

Карта мониторинга учащихся

Ф. И. О

Класс

Рез-ты диагностики

Рез-ты теста ШТУР

Рез-ты профор. тестов

Успеваемость по предметам

Творческие пробы

Темы творческих работ

Достижения

Выводы и рекомендации


5 класс

«Мы вместе»

   Привлечение учащихся к общему делу; деление на творческие группы;  постоянное поручение каждому.

Этапы:

  1. Просмотр личных дел и медицинских карт учащихся, беседы с учителями начальной школы и учителями-предметниками старшей школы;
  2. Узнавание каждого ребёнка;
  3. Введение личных дел учащихся;
  4. Определение стадии развития коллектива;
  5. Представление основного курса для общего дела (ЮИД, ЮПД, театр, хореография, спорт и т.д.);

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Акция «Разрешите познакомиться!»

Организационные собрания, классные часы

Представление учителей-предметников, новичков, родителей;

Узнавание одноклассников;

2

октябрь

Итоги 1 четверти

Собеседования с предметниками;

Мониторинг образовательного потенциала;

3

ноябрь

Классный час «Мир моих увлечений»;

Работа с руководителями кружков, секций и т.д.;

Формирование нового представления об одноклассниках;

Ознакомление с общим делом;

4

декабрь

Президентские выборы;

Определение лидеров;

Разъяснение качеств лидера;

5

январь

Поездка на турбазу;

Опробирование первого КТД;

6

февраль

Рейтинг мальчиков;

Определение по номинациям: «самый умный»,   «самый сильный» и т.д.;  

8

март

Рейтинг девочек;

Определение по номинациям: «самая умная»,   «самая сильная» и т.д.;  

9

апрель

Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей);

Анализ состояния дел в классе;

Формирование коллективной карты развития

«Что я хотел бы исправить в жизни класса»;

10

май

Отчет перед родителями;

Представление итогов; выявление перспектив;


6 класс

«Мы можем всё»

   Оказание помощи в проявлении способностей; социальная реабилитация талантов; проверка в деле каждого;

Этапы:

  1. Выявление интересов учащихся;
  2. Работа над индивидуальной картой развития;
  3. Предоставление возможности для развития творческих способностей;
  4. Определение стадии развития коллектива;
  5. Анализ работы по социализации талантов, выявлению способностей;

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Экскурсии в учреждения дополнительного образования; беседы с руководителями секций;

Представление линий творческого развития (кружки, секции);

2

октябрь

Собеседования с предметниками;

Представление дополнительного образовательного ресурса;

3

ноябрь

Классный час «Самообразование»;

Выработка индивидуальной карты по самообразованию;

4

декабрь

Классный час «Самовоспитание»;

Выработка индивидуальной карты по самовоспитанию;

5

январь

Отчётный концерт «Я многое могу»;

Формирование нового представления о себе, об одноклассниках;

6

февраль

Родительское собрание «Мир увлечений наших детей» с выступлением учителей- предметников;

Корректировка карт развития с учетом мнения родителей, предметников;

8

март

Рейтинг учащихся;

Определение учащихся по номинациям: «Кто достиг большего»

9

апрель

Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей)

Анализ состояния дел в классе;

Формирование простой индивидуальной карты развития

«Что я могу»

10

май

Отчет перед родителями

Представление итогов; выявление перспектив;


7 класс

«Республика СпАрт»

(sport-спорт; art- искусство)

   Содействие в познании и реализации духовных и физических качеств; осуществление программы: каждому – по способностям;

Этапы:

  1. Выявление изменений в интересах учащихся;
  2. Работа над формированием индивидуальной картой развития способностей;
  3. Предоставление возможности для развития творческих способностей, физических возможностей;
  4. Определение стадии развития коллектива;
  5. Анализ результатов развития творческих способностей;

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Диагностика степени заинтересованности в выбранном по интересам деле;

Представление других линий творческого развития (кружки, секции);

2

октябрь

Собеседования с предметниками;

Представление другого дополнительного образовательного ресурса;

3

ноябрь

Классный час «Самообразование»;

Корректировка индивидуальной карты по самообразованию;

4

декабрь

Классный час «Самовоспитание»;

Корректировка индивидуальной карты по самовоспитанию;

5

январь

Классный час «Мир моих интересов»;

Формирование нового представления о себе, об одноклассниках;

6

февраль

Классный час «Помоги товарищу»;

Корректировка карт развития с учетом мнения одноклассников;

8

март

Рейтинг учащихся;

Определение учащихся по номинациям: «артист»,   «спортсмен» и т.д.  

9

апрель

Сообщение учителя «Наши дети» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей)

Анализ состояния дел в классе;

Формирование индивидуальной карты развития

10

май

Отчет перед родителями

Представление итогов; выявление перспектив;


8 класс

«Моё будущее»

   Содействие в выборе профиля, профессиональной ориентации;

Этапы:

  1. Выявление профильных интересов учащихся;
  2. Профориентационная работа;
  3. Предоставление возможности для ознакомления с миром профессий;
  4. Определение стадии развития коллектива;
  5. Анализ результатов профилирования работы;

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Диагностика заинтересованности в изучении школьных предметов;

Предоставление возможности совершенствования в изучении предметов;

2

октябрь

Анкетирование в Центре тестирования;

Определение типа будущей профессии;

3

ноябрь

Экскурсии на предприятия родителей;

Знакомство с миром профессий родителей;

4

декабрь

Классный час «Мир необычных профессий»;

Знакомство с миром профессий;

5

январь

Совместное  собрание родителей и учащихся «Будущее светло и прекрасно»;

Формирование представления о своей будущей профессии;

6

февраль

Экскурсии на предприятия города;

Знакомство с миром профессий;

8

март

Исследовательская работа – изучение объявлений «Требуются…»;

Изучение потребностей общества в той или иной профессии;

9

апрель

Сообщение учителя «Наш выбор» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей)

Анализ состояния дел в классе;

Формирование профессиональной карты развития

10

май

Отчет перед родителями

Представление итогов; выявление перспектив;


9 класс

«Одиссея разума»

   Содействие в выборе профиля, профессиональной ориентации;

Этапы:

  1. Выявление профильных интересов учащихся;
  2. Профориентационное  тестирование;
  3. Предоставление возможности для ознакомления с миром профессий;
  4. Определение стадии развития коллектива;
  5. Анализ результатов профилирования и профориентационной работы;

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Диагностика рейтинга школьных предметов;

Предоставление возможности совершенствования в изучении предметов;

Определение участия в предметных неделях, олимпиадах. Конференциях;

2

октябрь

Анкетирование в Центре тестирования;

Определение типа будущей профессии;

3

ноябрь

Экскурсии на предприятия родителей;

Знакомство с миром профессий родителей;

4

декабрь

Классный час «Мир необычных профессий»;

Знакомство с миром профессий;

5

январь

Совместное  собрание родителей и учащихся «Будущее светло и прекрасно»;

Формирование представления о своей будущей профессии;

6

февраль

Экскурсии на предприятия города, учебные заведения;

Знакомство с миром профессий; исследование пути их приобретения;

8

март

Исследовательская работа – изучение объявлений «Требуются…»;

Изучение потребностей общества в той или иной профессии;

9

апрель

Сообщение учителя «Наш выбор» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей)

Анализ состояния дел в классе;

Формирование профессиональной карты развития

10

май

Отчет перед родителями

Представление итогов; выявление перспектив;


10-11 классы

«Я - в мире. Мир- во мне»

   Суммирование задач предыдущих программ; определение собственного мировоззрения, мироощущения; самоопределение;

Этапы:

  1. Выявление профессиональных интересов учащихся;
  2. Предоставление возможности для ознакомления с сетью учебных заведений;
  3. Определение стадии развития коллектива;
  4. Анализ результатов работы;

Система работы

Дата

Содержание работы

Цель

1

сентябрь

Анкетирование по выявлению социального заказа родителей и учащихся;

Определение по профилям;

2

октябрь

Совместное собрание;

Определение будущей профессии;

3

ноябрь

Классное собрание «Выпускник школы № 49»;

Личностное ориентирование;

4

декабрь

Экскурсии в высшие учебные заведения города;

Знакомство с миром профессий, предоставляемым вузами города;

5

январь

Совместное  собрание родителей и учащихся «ЕГЭ»;

Постановка задач для успешной сдачи ЕГЭ и других экзаменов итоговой аттестации;

6

февраль

Классный час «Справочник для поступающих»;

Знакомство с миром профессий; исследование пути их приобретения;

8

март

Творческий отчет «Мы на многое способны»;

Подведение итогов работы;

9

апрель

Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей)

Анализ состояния дел в классе;

Формирование индивидуальной карты дальнейшего развития;

10

май

Отчет перед родителями

Последний звонок;

Представление итогов; выявление перспектив;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитания школьников "Я - здоровая личность"

Будущее страны зависит от подрастающего поколения. Школа должна стать важнейшим институтом формирования  и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адапта...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...

Комплексная программа воспитания школьников

Программа  воспитания школьников, план воспитательной работы учителя....