Комплексная программа воспитания школьников "Я - здоровая личность"
материал по теме

Прихожаева Людмила Алексеевна

 

Будущее страны зависит от подрастающего поколения. Школа должна стать важнейшим институтом формирования  и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адаптации и социализации в изменяющемся мире. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. Именно школа в значительной мере определяет его позицию по отношению к собственному здоровью.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданско-патриотическому воспитанию. Школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире при условии сохранения и укрепления здоровья.

Считаем, что все это возможно осуществить через реализацию комплексной программы «Я – здоровая личностью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prihozhaeva_proekt_doc.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт

Название

Я — здоровая личность

Руководитель

Заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР

Исполнители

Педагоги школы

Цель

создание условий для становления психически, физически, нравственно здоровой, социально-мобильной личности, адаптированной к современным условиям.

Задачи

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Условия реализации

  • Организационные:

создание благоприятной психоэмоциональной среды; методическая, психолого-педагогическая поддержка участников воспитательного процесса; координация и построение оптимального взаимодействия субъектов воспитания культуры здоровья школьников;

  • профессионально – личностные:

общекультурные, профессиональные знания, умения и навыки; осознание школьниками ценности здоровья; валеологическая направленность личности классного руководителя;

  •  технологические:

создание здоровьесберегающих ситуаций, востребовавших проявления культуры здоровья школьников; проявление инициативы и самостоятельное включение школьников в различные виды валеологической деятельности; методическое обеспечение реализации программы воспитания культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя

Сроки

1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 1-4 классах;

2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах;

3 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах;

4 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 10-11 классах.

Ожидаемые результаты

  • Рост уровня физического, духовного и нравственного развития школьников;
  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
  • Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • Развитие мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни;
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей в широком смысле этого слова.

Финансы

Без текущего финансирования

Риски

  • слабый уровень подготовленности педагогов к воспитанию культуры здоровья;
  •  минимум
  •  инновационного подхода к содержанию, формам и методам воспитания культуры здоровья школьников;
  • отсутствием системы в деятельности классных руководителей по осуществлению воспитания культуры здоровья школьников.

Пояснительная записка

Одна из самых насущных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и статистикой, показывающей то,  что фактические показатели здоровья (в широком смысле этого слова) находятся на низком уровне.

В последние десятилетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социальнополитических изменений. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты,  изменились жизненные ценности молодежи, произошла деформация моральных норм и нравственных установок.

        Поскольку будущее страны зависит от подрастающего поколения, школа должна стать важнейшим институтом формирования  и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адаптации и социализации в изменяющемся мире.

Ценности личности, отношение к здоровью формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в школе, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. Именно школа в значительной мере определяет его позицию по отношению к собственному здоровью.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданско-патриотическому воспитанию. 

Школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире при условии сохранения и укрепления здоровья.

Считаем, что все это возможно осуществить через реализацию комплексной программы «Я – здоровая личностью»

Программа «Я - здоровая личность» включает в себя 7 направлений:

- Физическое воспитание «Мое здоровье»

- Патриотическое воспитание «Мой гражданский и патриотический долг»

          - Нравственное воспитание  «Моя внутренняя культура»

- Интеллектуальное развитие «Мой Интеллект»

- Художественно-эстетическое воспитание «Мой досуг»

- Экологическое воспитание «Мой мир»

- Семейное воспитание «Моя семья»

        Данная программа доступна любому педагогу. В ней содержатся основные ориентиры и опоры в планировании работы с детьми. При этом каждый специалист в своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства. Выполняя данные установки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение стоящих перед ним целей. Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой.

Цели и задачи программы

Общая цель: создание условий для становления психически, физически, нравственно здоровой, социально-мобильной личности, адаптированной к современным условиям.

Задачи программы:

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Принципы, определяющие стратегию воспитания:

  • целостность педагогического процесса  (интеграция урочной и внеурочной форм работы);
  • реалистичность (соответственно ресурсам школы);
  • доступность (в соответствие с психолого-педагогическими способностями);
  • системность (календарные даты, периодичность проведения секций и кружков);
  • целесообразность;
  • креативность;
  • культуросообразность;
  • технологическая оснащенность (сценарии, методические разработки, технические средства и др.).

 

Воспитание в школе включает в себя три взаимозависимых блока:

  • воспитание в процессе обучения;
  • воспитание во внеурочной деятельности;
  • воспитание во взаимодействии с социумом 

Ожидаемые конечные результаты Программы

  • Рост уровня физического, духовного и нравственного развития школьников;
  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
  • Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • Развитие мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни;
  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей в широком смысле этого слова.

Оценка результатов достижения цели программы состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с появившимися после осуществления деятельности по воспитанию культуры здоровья изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.

       
 Этапы работы по программе:

1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 1-4 классах;

2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах;

3 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах;

4 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 10-11 классах.

     
 1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 1-4 классах (7-10 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья младших школьников является – всестороннее развитие личности младшего школьника в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах.

Задачи:


  1. Изучение личности каждого ребенка и его психофизиологических особенностей.

  2. Содействие формированию у школьников познавательного интереса к знаниям о своем организме и здоровье; жизненно важных гигиенических умений и навыков и полезных привычек.

  3. Создание условий для развития у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью, понимания важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения желания следовать здоровому образу жизни.


     
 2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах (11-12 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья младших подростков является создание устойчивой положительной мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей каждого подростка вести здоровый образ жизни.

Задачи:

1. Обеспечение условий для формирования положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья.

2. Содействие изучению школьниками составляющих здоровья и здорового образа жизни.

3. Помощь семьям подростков в формировании положительной мотивации воспитания здоровья личности каждого ребенка.

         
3 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах (13-15 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья старших подростков является формирование социально активной позиции школьников, позволяющей преодолевать вредные для здоровья и жизни факторы окружающей среды и способствующей сознательному усвоению всех составляющих культуры здоровья.

Задачи:

1. Создание условий для совершенствования культурного общения и повышения социальной активности каждого подростка.

2. Содействие формированию умений эффективно использовать знания о сохранении и укреплении здоровья.

3. Обеспечение развития творческого подхода старших подростков в осуществлении, защите и пропаганде здорового образа жизни.

         
4 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 10-11 классах (16-17 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья старших школьников является педагогическая помощь школьникам в создании и реализации их индивидуальных проектов ведения здорового образа жизни.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального и личностного самоопределения школьников.

2. Руководство проектной деятельностью воспитанников.

3. Содействие старшим школьникам в развитии и совершенствовании навыков воспитания культуры здоровья.

Патриотическое воспитание

Проект «Мой гражданский и патриотический долг»

Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота – зависит в большей степени от школы.

Задачи:

- Формирование интереса к событиям общественной жизни в стране, области, районе, селе.

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни.

- Формирование и развитие чувства любви к дому, родной земле.

Реализация программы по патриотическому воспитанию осуществляется, прежде всего, через организацию внеклассной работы, системное взаимодействие с социумом, через работу кружков, секций,  а также через преподавание учебных дисциплин: право,  литература, история, ОБЖ, обществознание

Программное содержание

Содержание деятельности

Участники

Введение общеобразовательного курса «Право»

Учащиеся 10-11 классов

Организация работы группы  «Память»

Учащиеся 6-11 классов, родители.

Работа по созданию школьного музея, принятие участия в районном и областном конкурсах школьных музеев

Учащиеся 5 – 9 классов

Организация работы кружка «Юный стрелок»

Учащиеся 9-11 классов

Организация  и проведение экскурсий, выставок, классных часов

Учащиеся 1-11 классов

Участие в организации  и проведении торжеств, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню села

Учащиеся 1-11 классов

Участие в конкурсе творческих инициатив «Мы - Белгородцы! Думай, решай, действуй!»

Учащиеся 9 – 11 классов

Обеспечение организованного участия в военных сборах

Учащиеся 10 класса

Участие в районной и областной игре «Зарница»

Учащиеся 8-10 классов

Уход за могилой, погибшим воинам в ВОВ и могилой первой учительницы села Тишиной В.А.

Учащиеся 5-11 классов

 

Освещение событий в школе по патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

Учащиеся 5-11 классов, педагоги

Участие в фестивале школьных самодеятельных коллективов

Учащиеся 1-11 класс, педагоги

Организация и проведение марафона «Шаги Великой ПОБЕДЫ» (тимуровская работа, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, сбор материалов для электронного музея «Солдаты Победы»)

Учащиеся 2-11 классов

Игра «Я лидер»

Учащиеся 9-11 классов

Анкетирование учащихся на выявление сформированности чувства  патриотизма

Учащиеся 9-11 классов

 

 

 

Сквозная тематика классных часов

 

Класс

Темы классных часов

1.

Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Народная мудрость и труд. Сказки и мифы. Знакомство с правилами поведения в школе.

2.

Герб и гимн.

Правовая культура Неприкосновенность личности. Возникновение мифов и сказок.

3.

Дружба детей разных национальностей. Символика Белгородской области.   Органы правовой защиты. Идея патриотизма в мифах и сказках.

4.

Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Соотечественники. Экономика. Правонарушения и преступления. Национальные особенности жизни.

5.

День как часть истории. Понятие Родины. Патриотизм. Труд в коллективе, право на получение образования. Изучение Устава школы.

6.

Гордость за Отечество. Краеведение, что это. Мастерство и профессионализм. Конституция России. Права и обязанности гражданина.

7.

Ход истории как смена поколений. Подвиг как содействие благу Отечества. История войн. Прогресс. Роль семьи в воспитании граждан России.

8.

Государство как система органов управления, регулирования. Выбор профессии. Коллективность как принцип общественного устройства.

9 - 11

Формирование навыков политической ориентации и культуры политического диалога. Перепись населения. Выборы в органы государственного управления. Самоуправление как форма организации жизни общества. Потребность в профессиональном ориентировании. Необходимость общепрофессиональных знаний. Состояние рынка труда.  Место подвига в жизни человека.

 

Ожидаемые результаты:

- Повышение знаний учащиеся своих прав и обязанностей;

- Рост социальной активности школьников;

- Раскрытие личностного потенциала;

- Повышение уровня воспитанности школьников

Художественно-эстетическое воспитание

Проект «Мой досуг»


       
Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семьи и т.д. Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Необходимо направить активность школьника в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать отрицательное социальное воздействие.

Задачи:

- Создание условий для творческой самореализации учащихся;

- Снятие психологического напряжения, стрессов у детей, педагогов и родителей;

-  Развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;

- Развитие школьной системы дополнительного образования;

- Формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности;

- Формирование художественно-эстетического вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни;

 - Приобщение к духовным ценностям.

Пути реализации программы:

- через учебный процесс, обеспечивающий целостное представление о многообразии всех видов искусств (Изобразительное искусство, музыка, литература, Мировая художественная культура);

- через внеурочную воспитательную работу: студии, кружки, выставки, фестивали;

- через внешкольную работу: связь с музыкальной школой, сельской  библиотекой, Домом детского творчества, сельским ДК;

-через работу с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, совместные мероприятия.

 

Программное содержание

Содержание

Участники

Организация объединений дополнительного образования

Учащиеся 1-11 классов

Фестиваль школьных талантов «Чародеи»

Учащиеся 1-11 классов

«Белгородские жемчужинки» - конкурс вокалистов и вокальных ансамблей

Учащиеся 2-11 классов

Ежегодный творческий отчет школы

Учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители

Участие в районной выставке «Мир глазами детей»

Учащиеся 1-8 классов

Участие в областной выставке «Цветы как признанье…»

Учащиеся 6 - 8 классов

Участие в областном конкурсе детского творчества «Мир,, в котором я живу»

Учащиеся  7- 10 классов

Новогодние праздники

Учащиеся  1-11 классов

«Осенины» - праздник осени и урожая

Учащиеся  1-11 классов

«Коса – русская краса» - девичий праздник

Учащиеся  1-11 классов

Организация экскурсий и выездов в театры, музеи, выставочные залы

Учащиеся 1-11 классов

 

Конкурс снежных городков «Зимняя сказка»

Учащиеся 7-11 классов

Подготовка и проведение концертов к календарным праздникам

Учащиеся 1-11 классов

 

«На балу у Золушки» конкурсная программа для девочек

Учащиеся 1-4 классов

 

 

Сквозная тематика классных часов

Класс

Темы классных часов

1

Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников.

2

Народное творчество, памятники культуры. Красивое и безобразное.

3

Умение создавать красоту. Красота повседневной жизни.

4

Общие законы красоты. Ритм. Гармония.

5

Азбука театра: сценарий, режиссёр-постановщик, действующие лица, актёры, спектакль, афиша. Русская народная игрушка. Русские народные песни (возникновение, распространение).

6

Возникновение театра в мировой культуре. Русские народные промыслы (Гжель, Хохлома, Палех). Народная песня в творчестве русских композиторов.

7

Театр в России (возникновение театра на Руси, России). Талант русских мастеров. Русские и советские исполнители народных песен с мировыми именами (Шаляпин, Лемешев, Зыкина.)

8

Современная жизнь театра (кукольный, драматический, одного актёра). «Возрождение» народных промыслов в наше время. Народная песня и популярная современная музыка.

9

Значение и роль театра в жизни человека. Многообразие театральной жизни. Современная живопись, скульптура, музыка.

10

Понятие об эстетике. «Прекрасное – есть жизнь». Роль народного творчества в развитии современной культуры. Охрана памятников культуры. Способы повышения культурного уровня.

11

Понятие культуры элитарной и массовой. Человек как творец своего внешнего облика. Красота мужская и красота женская. Достойная и пошлая жизнь как антиподы. Идеал мужчины и женщины. Умение «видеть» красоту и «создавать» красоту.

Ожидаемые результаты:

- раскрытие творческого потенциала учащихся;

- совершенствование художественно-эстетической осведомленности учащихся;

- повышение уровня художественно-эстетической воспитанности, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения и поведения в общественных местах, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения).

Интеллектуальное развитие

Проект «Мой интеллект»

Данный проект направлен на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.

Для нормальной жизнедеятельности в современном мире необходимы научные знания и компетенции для социальной адаптации.

Задачи:

- Воспитывать сознательное отношение к учебе;

- Формировать навыки владения культурой русской речи и письма;

- Развивать умения и формировать навыки самостоятельно добывать информацию и применять ее на практике;

- Создавать условия для повышения уровня активности участия учащихся в  интеллектуальных конкурсах различного уровня (школьных, районных, региональных, всероссийских).

Реализация программы по интеллектуальному развитию обеспечивается, прежде всего, через четко организованный учебный процесс. Преподавание учебных дисциплин дает широкую возможность развивать умственные способности школьников, интерес к мыслительной деятельности, эрудицию. Урочная система интеллектуального воспитания соединяется с системой дополнительного образования, что дает возможность существенно влиять на интеллектуальное развитие детей. 

Программное содержание

Содержание

Участники

Участие в реализации районной программы «Одаренные дети»

Учащиеся 2-11 классов

Участие в конкурсе «Ученик года»

Учащиеся 8-11 классов

Участие в районной конференции «Шаг в будущее»

Учащиеся 5-11 классов

Организация и проведение предметных недель

Учащиеся 1-11 классов 

Участие в районных и областных предметных олимпиадах, заочных олимпиадах и конкурсах.

Учащиеся 2-11 классов

Участие в интеллектуальной всероссийской математической игре «Кенгурёнок», лингвистической игре «Медвежонок»

Учащиеся 2-11 классов

Организация проектно-исследовательской работы

Учащиеся 5-11 классов

Организация работы школьного научного общества «Эврика»

Учащиеся 2-11  классов

Проведение тематических читательских конференций

Учащиеся 5-11 классов

Организация работы школьной газеты «От семи до семнадцати»

Учащиеся 5-11 классов

Участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

Учащиеся, педагоги школы

 

 

Сквозная тематика классных часов

 

Класс

Темы классных часов

1

Книга как источник знаний. Читаем всей семьёй. Изучение русского народного календаря, обрядов и обычаев. Изучение устного народного творчества.

2

Культура русской речи. Культура умственного труда. Развитие памяти, внимания, воображения. Истоки русской письменности. Семейно-обрядовая деятельность человека.

3

Многообразие культурных традиций России. Союз физического и умственного труда. Культура восприятия информации и её воспроизведение. Культура передачи информации. Развитие памяти, внимания, воображения.

4

Моральные нормы. Культура диалога и монолога. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие психических свойств личности

5

Человек и его имя. Книга – источник знаний. Народная мудрость. Роль народных  игр в развитии человека. Русская литература как источник знаний. Учёба как труд.

6

Умелость. Труд как средство создания материальных ценностей… Знакомство с народными промыслами. Умение составлять план прочитанного, планировать действия. Процессы ощущения, восприятия,, памяти, речи.

7

Труд как возможность улучшения среды обитания. Интеллектуальный досуг и развлекательный. Умение составлять тезисы. Самоорганизация умственной деятельности. Процессы мышления, воображения.

8

Культура учебного труда. Труд как возможность помочь другим. Аргументация своей точки зрения. Умение работать с литературой. Навыки конспектирования. Культурологический досуг.

9 -11

Культура восприятия информации, её воспроизведение. Реферирование. Научно-исследовательская работа. Формирование профессионального мышления. Экзамены как переломный этап жизни.

Ожидаемые результаты:

- Овладение культурой русской речи, навыками культурного письма;

- Совершенствование  умений и навыков самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике;

- Повышение качества успеваемости;

- Увеличение числа поступающих в ВУЗы;

- Повышение активности участия учащихся в школьных, районных, региональных и всероссийских играх и конкурсах.

Нравственное воспитание

Проект «Моя внутренняя культура»

 

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для малышей характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков, желание дать поступку нравственную оценку. Часто время для усвоения нравственных норм упускается и приводит к разрыву в подростковом возрасте между моральным сознанием и поведением. Этот разрыв обостряется, когда центральным фактором в нравственном развитии личности становится общение со сверстниками. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.

Задачи:

- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, положительного отношения к окружающему миру;

- Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия, как основных черт русского характера;

- Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности;

- Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны и труда, детям инвалидам, младшим школьникам и дошкольникам.

 

Проект реализуется через программу детского общественного объединения «Новый остров», дополнительное образование детей и систему единых требований школы, через эстетическое оформление школы и школьной территорий.

 

Содержание программы:

Содержание

Участники

Реализация программы детского общественного объединения «Новый остров»

Члены ДОО, классные коллективы 5-9

Организация и проведение народных праздников

 в форме коллективных творческих дел

Учащиеся 1-11 классов

Организация работы кружка «Школа этики»

Учащиеся начальных классов

Организация и проведение тематических вечеров

Учащиеся 5-11 классов

Сотрудничество ветеранами

Учащиеся 9-11 классов

 

Тематические классные часы

Учащиеся 1-11 классов

Участие в проведении декад, месячников

Учащиеся школы

Сквозная тематика классных часов

Класс

Темы классных часов

1.

Трудовые нормы жизни. Народная мудрость и труд. Знакомство с правилами поведения в школе.  Что такое этикет?

2.

Трудовые нормы жизни. Школа – дом. Кодекс поведения. Кого мы называем честным?

3.

Школьное имущество и я. Красота животного и растительного мира. Труд как помощь человеку.  Труд как способ создания материальных ценностей, сохранение их. Несладок плод бездельного досуга

4.

Человек – часть природы. Правонарушения и преступления. Труд как отношение к людям, труду другого человека, забота о другом человеке. Национальные особенности жизни.  Веселые правила хорошего тона. Что такое красивый поступок.

5.

Влияние человека на окружающий мир. Достоинство. Трудолюбие. Потребность в труде. Изучение Устава школы. Внутренняя и внешняя культура человека. Совесть – состояние души человека.

6.

Созидательность человека. Труд как средство заработка и как радость созидания. Формирование потребности в труде. Совесть как регулятор отношений между людьми. По каким критериям судить о воспитанности человека.

7.

Традиции. Осознанное отношение к труду. Ценности жизни. Достойная жизнь. Ответственность – мера добра и зла.

8.

Коллективность как принцип общественного устройства. Трудовая дисциплина. Красота ложная и настоящая. Культура поведения в семье и обществе. Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?

9 - 11

Неповторимость и уникальность каждой мечты. Любовь как основа жизни человека. Труд на благо Родины. Потребность в профессиональном ориентировании. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Место подвига в жизни человека. Родительский дом. Школьная пора – неповторимая пора. Правила счастливого человека.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня воспитанности учащихся;

- Сформированность основных качеств русского характера и потребности в благотворительной деятельности;

- Приобретение опыта нравственного поведения;

- Поддержка детской инициативы и создание системы по оказанию помощи нуждающимся  в заботе и внимании. 


Физическое воспитание

Проект «Мое здоровье»

 Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Школа является важнейшим звеном социализации детей - здесь среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья.

Задачи:

  • формирование у учащихся потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями и умениями проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • совершенствование физических качеств средствами физической культуры;
  • формирование навыков здорового образа жизни, использования возможностей микрорайона в целях организации профилактики вредных привычек, наркомании,  антиобщественного поведения;
  • формирование умения школьников правильно организовать свой досуг и жизнь, справляться с конфликтами;
  • поиск новых форм работы с учениками, родителями, врачами с целью вовлечения их в процесс решения данной проблемы.

Реализация проекта осуществляется через организацию внеклассной работы (спортивные секции, кружки, оздоровительные походы, Дни туриста, Дни здоровья; соревнования, конкурсы, показательные выступления лучших гимнастов школы и др.), системное взаимодействие с социумом,  а также через преподавание учебных дисциплин: физкультура, ОБЖ, биология, химия, экология, русский язык, литература и другие.

Программное содержание

Содержание деятельности

Участники

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Учащиеся 1-11 классов

Функционирование спортивных секций, кружков, занятий в вечернее время;

Учащиеся 1 – 11 классов

Организация спортивных праздников, оздоровительных походов, Дней туриста, Дней здоровья.

Учащиеся 1-11 классов

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.

Учащиеся 9-11 классов

Участие в соревнованиях различного уровня

Учащиеся 1-11 классов

Организация конкурсов «Самый спортивный класс», «Спортсмен года»

Учащиеся 5-11 классов

Спартакиада школьников

Учащиеся 5-11 классов

Профилактика вредных привычек, противоправного поведения учащихся

Учащиеся 1-11 классов

Реализация программ: «Модульный курс профилактически курения среди учащихся5-11 классов. Школа без табака», «Игровая программа профилактики зависимости от психоактивных веществ «Корабль», «Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования».

Учащиеся 1-11 классов

Валеологический всеобуч

Учащиеся, педагоги, родители

 

 

 

Сквозная тематика классных часов

 

Класс

Темы классных часов

1.

Режим дня – основа жизни человека

Если хочешь быть здоровым…

Чистота залог здоровья

Умеем ли мы правильно питаться?

2.

Растем здоровыми

Азбука безопасности

Советы доктора Айболита

Здорового аппетита!

3.

Великая сила спорта

О режиме дня

Закаливание как путь к здоровью

Секреты здорового питания

4.

Спорт, спорт, спорт!

Здоровые истины

Советы доктора Айболита

Откуда берутся вредные привычки?

5.

Привычки и здоровье

Саморегуляция

Секреты здорового питания

Откройте для себя ЗОЖ

6.

Культура и гигиена

Психология привычки

Последствия курения для человека

Умей владеть настроением

7.

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

Мой ум руководит моим характером

Красота - это здоровье?

Спорт и здоровье

8.

Принятие решений и влияние среды

Как избежать манипулирования

Здоровье и выбор образа жизни

Поговорим об активном отдыхе

9

Психология влияния группы

Психология воздействия рекламы

Мода и здоровье

Уроки рационального питания

10

Истоки здоровья

Курение и его последствия для организма

Спорт – это жизнь

Здоровье в наших руках

11

Профилактика курения. Угасание привычки

Внимание - стресс!

Психические механизмы саморегуляции

Психологические аспекты коррекции поведения

 

Ожидаемые результаты:

- Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.

- Увеличение процента занятости учащихся в спортивных секциях.

- Повышение уровня воспитанности школьников.

- Сформированность потребности в здоровом образе жизни.

- Активное приобщение детей к физической культуре и спорту.

Экологическое воспитание

Проект  «Мой мир»

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Задачи:

- воспитывать экологически целесообразное поведение как показатель духовного развития личности;

- формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся;

- способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии;

- готовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции

Реализация проекта по экологическому воспитанию обеспечивается:

- через уроки биологии, географии, экологии, технологии, ОБЖ, литературы, русского языка, физики, химии;

- через внеурочную деятельность (организация работы кружков, работа с классом);

- взаимодействие с социумом;

- работу с родителями

Программное содержание

Содержание

Участники

Участие в реализации программ: «Зеленая столица», «Больше кислорода», «Чистая вода»

Учащиеся 2-11 классов

Участие в районных и областных экологических конкурсах, олимпиадах

Учащиеся 8-11 классов

Организация научно-исследовательской и проектно-исследовательского работы

Учащиеся 5-11 классов

Участие в акциях «Мой двор, моя улица», «Живи, елка», «Покормите птиц зимой », «Первоцвет» и т.д.

Учащиеся 1-11 классов

Организация праздников:  «День птиц», «День земли», «Праздник урожая» и др.

Учащиеся 2-11 классов

Конференции, конкурсы,  выставки поделочных работ, фото викторины

Учащиеся 2-11 классов

Просветительская работа с учениками и родителями

Учащиеся 5-11 классов

Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

Учащиеся 1- 11  классов

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Выращивание на пришкольном участке лекарственных трав.

Учащиеся 1-6 классов

Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории.

Учащиеся 7-11 классов

Реализация программы по благоустройству пришкольной территории

Учащиеся 1-11 классов

 

 

Сквозная тематика классных часов

 

Класс

Темы классных часов

1

Прогулки в Природоград. Кто в лесу живет, что в лесу растет? Редкие растения и животные. Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья. Урок чистой воды

2

Прогулки в Природоград. Кто в лесу живет, что в лесу растет? Заповеди леса. Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля. Урок чистой воды

3

Красная книга природы. Деревья разные бывают. Урок чистой воды

4

Биение сердца дерева. Дерево сокровищ. Подснежник Урок чистой воды.

5

Охрана природы - твоя обязанность. Эта хрупкая планета. Страницы любопытных фактов. Природа родного края. Урок чистой воды

6

Охрана природы - твоя обязанность. Красная книга Белгородской области.  Памятники животным.  Урок чистой воды

7

Охрана природы - твоя обязанность. Урок чистой воды. Наблюдение за птицами. Сколько лет дереву. Человек и ландшафт

8

Охрана природы - твоя обязанность. Урок чистой воды. Обитатели деревьев. Как мы чувствуем мир. Климат меняется — что нас ожидает?

9 -11

Природа в произведениях искусства. Человек есть существо природное и духовное. Экология края. Экологический кризис: шанс на спасение. Урок чистой воды.

Ожидаемые результаты:

- Практическая включенность школьников в экологическую деятельность;

- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

- Знание учащимися причин экологических проблем и способов выхода из них;

- Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Семейное воспитание

Проект «Моя семья»

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.

В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов: материальные ценности часто доминируют над духовными, а семья, семейные традиции перестают быть значимыми. Но ведь именно в семье начинается формирование человека, его качеств, привычек. Семья – это исходный элемент общества.

 

Задачи:

- Формирование идеала семьи и семейных отношений, основанных на традиционной духовно-нравственной основе;

- Воспитание будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность,  дружелюбие, серьезное отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине;

- Воспитание уважительного отношения к старшим членам семьи, своей родословной;

- Развитие культуры половых взаимоотношений, основанных на уважении к женщине.

Программное содержание:

Содержание

Участники

Участие в районных и областных семейных конкурсах.

Учащиеся 5-11 классов

Организация научно-исследовательской и проектно-исследовательского работы

Учащиеся 7-11 классов

Участие в творческих конкурсах, посвященных семье

Учащиеся 1-11 классов 

Организация праздников:  «День семьи», «Папа, мама, я - …»,  «Праздники семейных династий» и др.

Учащиеся 1-11 классов

Конференции, конкурсы,  выставки поделочных работ, фотовыставки

Учащиеся 1-11 классов, родители

Просветительская работа с учениками и родителями

Учащиеся 1-11 классов

Валеологический всеобуч

Учащиеся 1- 11  классов

Реализация программы подготовки учеников к будущей семейной жизни «Будь счастлив»

Учащиеся 10-11 классов

Сквозная тематика классных часов

 

Класс

Темы классных часов

1

Кто такой человек, чем отличаются мужчины и женщины?

Гигиена мальчиков и девочек и их одежда.

Моя мама лучшая на свете.

Что такое семья?

2

Гигиена мальчиков и девочек и их одежда

Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильное питание.

Моя мама лучшая на свете.

Мои обязанности в семье.

3

«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны…»

«Папа может все, что угодно...»

Традиции моей семьи

Наше семейное древо

4

Поведение мальчиков и девочек.

Познай свое тело. Азы полового воспитания.

Дружба мальчиков и девочек

Мое семейное древо.

5-6

Женские и мужские профессии, уважение своего и чужого труда.

Традиции моей семьи

Наши семейные реликвии

О правах и обязанностях каждого члена семьи

7

Как организовывать семейные праздники

Учимся готовить подарки и сюрпризы родным и близким людям.

Загляните в семейный альбом

Душевность и духовность в семье.

8

Русский житейский уклад и традиционный образ жизни.

Чувство ответственности за семью.

Уважение к традициям и опыту предков.

Отношение к семье как к основе жизни.

9

Психология счастья. Счастье в семье.

Сам себя воспитать должен

Учитесь властвовать собой

«Я» и «Мы». «Я» и «Семья»

10

Искусство общения и взаимопонимания

Женственность и мужественность

Образцовый мужчина

«Письмо курящей девушке»

11

Истинное лицо чувств

Спутник жизни: кто, насколько. А если его нет?

Семья в любви: закон, обычай.

Семья – коллектив родных людей. 10 семейных заповедей

 

  Ожидаемые результаты:

- Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;

- Умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;

- Значение и соблюдение норм культуры поведения в семье;

- Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная программа воспитания

Учитель, планируя учебный материал, "забывает" о воспитательной работе. А между тем, это та область педагогического труда, которая требует мониторинга, диагностики, а главное- плана....

Комплексная программа "Образование и здоровье"

Данная работа поможет при планировании работы по программе "Образование и здоровье" для сотрудников и обучающихся....

программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя

1.   Формирование нравственного здоровья школьников.2.   Формирование психического здоровья  школьников.3.   Формирование физического здоровья школьников.4....

Комплексная программа "Сохраним своё здоровье"

Комплексная программа "Сохраним своё здоровье" - одно из направлений Перспективной программы МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского на 2014-2019 годы. Целью программы является снижение роста заболев...

Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...

Комплексная программа воспитания школьников

Программа  воспитания школьников, план воспитательной работы учителя....