Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»
рабочая программа на тему

Михайлова Татьяна Юрьевна

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни.  Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддитивного поведения подростков и старших школьников.  Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость. Данная программа расчитана на два года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_shkola_otvetstvennogo_roditelstva.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Принято»                                                                            Утверждаю:

на заседании Педагогического совета                             Директор школы

МБОУ «Малобащелакская СОШ»                                  ___________ Е.В.Кравченко

Протокол №      от                   2016г                                      

 

Комплексная программа воспитания ответственного родительства

«Содружество»

Программа рассчитана на 2 года

2016-2018 гг.

Комплексная программа воспитания ответственного родительства

                                       «Содружество».  

Программа рассчитана на 2 года

 Актуальность проблемы.

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.

Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т. е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.

Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни.

  Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддитивного поведения подростков и старших школьников.

Необходимо учитывать еще один аспект современной жизни – расслоение общества. Не секрет, что семьи учащихся занимают разные ступени на социальной лестнице. Экономический статус семьи может предопределять жизненные цели, ценностные ориентации, поведение детей, их отношения с учителями, одноклассниками и др.

  Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость.

Существует ряд проблем:

- Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?

- Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?

- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?

- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в классе, школе вместе с учителями?

- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?

Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.

Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

1.потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения)

2. инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

3. открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

 2. Общая характеристика программы.

Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В работе с различными категориями семей сложился определенный стиль работы как школы, так и других общественных формирований. Вопросы о родителях, не занимающихся воспитанием детей, рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки, родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где решают, и учат, и советуются с родителями как воспитателями. Школьная администрация организовывает выступления специалистов: врачей, психологов, юристов и т. д., учителя проводят лекции, беседы по вопросам воспитания и развития детей, конференции с целью обучения родителей и привлечения их к проблемам школы. Кроме школы этим занимаются учреждения вне школы:, библиотеки, средства массовой информации, кружки и секции, система дополнительного образования.

Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Содружество», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, социального педагога, психолога, родительских организаций.

УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Стратегическая цель программы - создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Практическая цель - оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

Цель сотрудничества школы и родителей – решение следующих проблем:

 ·  Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.

·  Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.

·  Выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивность в познавательно-развивающей деятельности классного коллектива.

·  Выявление одаренности и развитие способности ребенка.

·  Индивидуальный подход как одно из условий развития, образования личности.

·  Достижение учеником  благоприятного статуса в классном коллективе.

·  Предупреждение асоциального поведения детей и подростков.

·  Совместная забота о здоровье детей.

·  Профессиональная ориентация и выбор жизненного пути.

·  Создание в школе благоприятной образовательной сферы, здорового нравственно-психологического климата.

 Принципы применяемые в работе с семьей:

  - повышение престижа здоровой семьи;

  - повышение активной жизненной позиции;

  - коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);

  - изучение и распространение новых технологий;

  - работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта);

  - межведомственный подход к проблеме;

  - профилактика проблем.

 Методы: беседа,·  занятия;·  тренинг;·  информационность;·  совместные творческие дела и мероприятия;·  родительский всеобуч «Родительский университет»·  родительские собрания;·  индивидуальные тематические консультации;·  социологические опросы, диагностика родительских интересов.·  идивидуальные собеседования с родителями выпускников   ·  совместная реализация классных и конкурсных социально-образовательных проектов.·  участие в соуправлении - деятельности детско - молодёжно общественной организации·  классные родительские комитеты; общешкольный род. комитет·  управляющий совет.

Задачи:

- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное

взаимодействие семьи и школы ;

- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

- привлечение родителей к управлению школой;

- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по

охране прав детей и семьи в целом;

- организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование

активной педагогической позиции родителей.

Основные направления работы:

·  создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;

·  изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;

·  изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;

·  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

·  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

·  участие родителей в управлении школой:

·  преемственность в работе с родителями начальной, средней и старшей школы.

Основные направления реализации программы:

·  выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;

·  оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;

·  изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;

·  участие в родительских конференциях, собраниях.

·  организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;

·  обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;

·  групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

·  Укрепление связи с семьёй;

·  Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;

·  Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

·  Повышение  уровня  воспитательно-образовательной деятельности родителей.

Получить полный текст 

·  Развитие творческой  инициативы,  родительской общественности

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Организационная деятельность классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьёй.

·  Составление социального паспорта каждой семьи и класса в целом.

·  Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы.

·  Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение

выборов родительского комитета на родительском собрании.

·  Распределение поручений между родителями по участию в делах класса.

·  Обеспечение развития самоуправления в родительском коллективе. Помощь в организации

работы родительского комитета и других органов родительского самоуправления.

·  Изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения  детей.

·  Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.

·  Обеспечение и стимулирование работы родительского комитета.

·  Составление плана работы с семьями.

·  Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка.

·  Организация психолого - педагогического просвещения родителей в классе с использованием активных форм педагогического всеобуча.

·  Совместное планирование и анализ деятельности класса, творческих дел.

·  Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии совместно с родителями через организацию экскурсий на предприятия, встреч – бесед с родителями, встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей.

·  Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями класса.

·  Формирование у детей потребности в  здоровом образе жизни через проведение совместно с родителями Дней здоровья, спортивных соревнований; организацию профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.).

Структура работы МБОУ «Малобащелакская СОШ» с родительской общественностью http://pandia.ru/text/77/307/images/image001_204.gif

Перспективный план ежегодной реализации программы в  течение года.

  Изучение семей учащихся.

 1Изучение семей вновь поступивших учеников, знакомство  их с  системой обучения в школе.

2.  Выявление и учет семей групп социального риска.

3. Посещение семей

4.Обновление банка данных социальной картотеки семьи, социологического паспорта семьи, сравнительной диагностики.

5.Формирование единых педагогических требований.

6.Раннее выявление кризисных семей

7.Знакомство с условиями проживания учащегося

8.Обновление социальных паспортов семей.

Бережное наблюдение за развитием отношений «семья-школа».

Развитие и укрепление взаимоотношений детей и родителей.

Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.

Школа психологических знаний

Родительский лекторий:

·  Психологические и психофизиологические  особенности подростка.

·  Особенности  психологии старшего подросткового возраста.

Диагностика, выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений.

Консультирование родителей:

1.Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях.

2. Консультирование родителей по итогам диагностики.

3.Тренинги с родителями с привлечением школьного психолога.

Повышение уровня  психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей.

Терапия семейных отношений.

Улучшение микроклимата в семье

Работа с родителями.

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

1. Дни открытых дверей для родителей. Дни открытых дверей для родителей. будущих первоклассников.

2. Оформление классных летописей и фотоальбомов

3. Конкурс «Лучший классный проект года».

4. День семьи.

5. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

5. Проведение педагогических консилиумов.

6. Собрания-практикумы для родителей

7. Индивидуальная работа с родителями.

8. Итоговые собрания по классам.

9. Родительские конференции.

10. Работа родительского всеобуча.

11. Работа с многодетными семьями.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы:

1)  Лекции на темы укрепление здоровья, вредные привычки, правильное питание

2)  Профориентационные и культурно-просветительские экскурсии.

3)  Организация походов, помощь при проведении культурно-массовых мероприятий как в классе, так и в школе.

Повышение уровня  педагогических знаний в вопросе развития и воспитания детей.

  Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей

 а) регулярное посещение семей с проблемами в воспитании;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников;

г) проведение малых педсоветов, «Советов профилактики»;

д) составление индивидуальных программ воспитания;

е) ведение ежедневного учета пропусков занятий учащихся, стоящих на классном контроле

ж)консультации, семинары для неблагополучных семей по проблемам воспитания детей с привлечением специалистов: психолога, нарколога, юриста, работников правоохранительных органов.

з)Совместная профилактическая работа с инспектором ОДН

- оказание помощи проблемным семьям

- снижение правонарушений среди подростков

-устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей,

- уменьшение количества проблемных семей

и) Оказание необходимой  социально-педагогической и социально-правовой помощи семье.

к) Оказание  помощи в организации  летнего отдыха и трудоустройства детей в период учебы и каникул. 

л)Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП

м) Сотрудничество классного руководителя и родителей  в организации  воспитательной работы в классе, организация совместной досуговой деятельности.

 Родительская общественность.

 1.. Работа родительского комитета класса.

2. Создание инициативной группы родителей.

3. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

4. Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей

5. Участие родителей в общешкольном родительском комитете и Управляющем совете школы

6.Участие в работе школьного сайта.

7. Организация совместных праздников:

8. Туристические походы.

9. Фестивали детского творчества.

10.Чайные церемонии

11.Прогулки выходного дня

12.Экскурсионные поездки

Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций в работе с семьей в системе дополнительного образования.

1.Оказание помощи в  устройстве учащихся в кружки и секции для развитие творческих способностей учащихся

2.Привлечение родителей для участия в спортивных соревнованиях, секциях. Выявление общих интересов, сплочение семьи.

  Работа семьи и школы по защите прав детей в течение года

1. Охрана прав детей.

2. Социальная адаптация детей.

3. Нравственная адаптация детей.

4. Физическая защита и адаптация детей.

5. Психологическая защита и адаптация детей.

6. Профилактическая работа с семьями и учащимися.

Предоставление оперативной информации о качестве обучения и посещения школы учащимися через социально-образовательную сеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная программа воспитания

Учитель, планируя учебный материал, "забывает" о воспитательной работе. А между тем, это та область педагогического труда, которая требует мониторинга, диагностики, а главное- плана....

Комплексная программа воспитания школьников "Я - здоровая личность"

Будущее страны зависит от подрастающего поколения. Школа должна стать важнейшим институтом формирования  и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адапта...

Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...

Комплексная программа воспитания школьников

Программа  воспитания школьников, план воспитательной работы учителя....

Программа ответственного родительства

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «СОДРУЖЕСТВО»

Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе...